Решение по делу № 2а-67/2020 от 10.01.2020

2а-67

05RS0022-01-2020-000024-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Кизилюрт 27 января 2020 г.

Кизилюртовский городской суд РД в составе:

председательствующего –судьиДарбишухумаева З.А., при секретаре-Беджановой М.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлению Алиева Гаджи Магомедовича к Межрайонной ИФНС России №8 по РД, о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Алиев Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №8 по РД о признании недоимки по налогам, сборам, пеням, штрафам безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков принудительного взыскания задолженности, ссылаясь на то, что он - Алиев Гаджи Магомедович, ИНН , проживающий в <адрес>, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 8 по РД 25.11.201З года.Прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22.03.2018 на основании поданного его заявления.13.11.2019г. налоговым органом ему выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию расчетов на 13.11.2019 год, в которой отражена задолженность по:1) страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федеральный фонд ОМС (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г.) в размере - 5198,76руб., и пеня - 1423,12 руб.;Общая сумма задолженности 6621,88 рублей, из которых 5198,76 рублей недоимка по налогу и страховым взносам, а также задолженность по пеням в сумме 1423,12 рублей.

Спорная сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой и накопительной пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования начисленные за период регистрации в качестве ИП образовавшиеся до 01.01.2013 г. и перерасчеты недоимки, задолженность по соответствующему платежу в т.ч. отмененной за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2010 г. и до 01.01.2017 г. в общей сумме составляют 6621,88 рублей, срок на принудительное взыскание которых истек.

Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от 03.07.2019 года задолженность по налогу в общей сумме 5198,76 рублей, по пени в сумме 1423,12 рублей является безнадежной к взысканию.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых 1 оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которымналоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.

Порядок признания безнадежной к взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен, приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, Постановлением которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

Соответственно, учитывая, что п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ и приказ ФНС России от 19.08.2010 г. ЫЖ-7-8/393@, Пленум ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 и требует для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными по взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано наутрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.05.2016 N 1150-0, Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179.

Таким образом, он считает, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку недоимка образовалась до 01.01.2017 года.

Документы, датированные ранее 2014 года, истцом утрачены в связи с истечением сроков, предусмотренных п. п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности истца перед бюджетом.

Ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафов, процентов.

В связи с чем, она просит признать невозможной к взысканию налоговым органом задолженность истца в сумме 6621,88рублей, в том числе: страховым взносам на обязательное медицинское страхованиеработающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федеральный фонд ОМС (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г.) в размере – 5198,76 рублей, и пеня – 1423,12 рублей.

Административный истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился на судебное заседание и в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Межрайонной ИФНС России по Республике Дагестан №8 надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился на судебное заседание, однако обратился в суд с письменным отзывом, в котором указано, что административный иск не признаети просит в удовлетворении иска Алиева Г.М. отказать, при этомрассмотреть данное дело без их участия.

В силу статьи 3 и части 2 статьи 289 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу в установленные законом сроки.Суд находит, что материалы дела являются достаточными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, по следующим основаниям:

Согласно справке №9706 по состоянию на 13.11.2019 года выданной Межрайонной ИФНС России по Республике Дагестан № 8, за Алиевым Гаджи Магомедовичем числится следующая задолженность - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5 198,76 рублей, и пеня в размере 1 423,12 рублей, (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.), общая сумма задолженности – 6 621,88 рублей.

В соответствие с подп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными также в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 г. № 1150-0, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года, инициировать судебное разбирательство вправе налогоплательщик путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Административный истец, полагая, что налоговым органом пропущены сроки обращения за принудительным взысканием сумм недоимок по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период, возникший до 2017 года, обратился в суд с настоящим иском.

Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.12.2019 года установлено, что административный истец с 25.11.2013 года по 22.03.2018 года был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России №8 по РД в качестве индивидуального предпринимателя.

С целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, судом истребованы письменные доказательства, свидетельствующие о том, что исходя из положений статей 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогового органа не утрачена возможность принудительного взыскания с Алиева Г.М. недоимки по налогам, пеням и штрафам за период 2011-2019 годы и о принятии контролирующим органом всех предусмотренных законом мер для взыскания задолженности за спорные периоды, поскольку бремя доказывания указанных обстоятельств на основании статьи 62 КАС Российской Федерации возложено на административный орган. Каких-либо доказательств о направлении письменных требований об уплате недоимки по страховым взносам Межрайонной ИФНС России №8 по РДАлиевым Г.М. не представлено.

В силу ст.19 Федерального закона № 250-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), а также первичные документы, подтверждающие, обоснованность начисления указанных сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию.

Статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" и в силу части 2 статьи 23 названного Федерального закона применяется также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в следующих случаях: а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;б)признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника); в)смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим; г)принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам; д) исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Следовательно, недоимка признается безнадежной и подлежит списанию лишь в определенных случаях, которые перечислены в пункте 1 названного Постановления Правительства РФ, и которые расширительному толкованию не подлежат. Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом положений статьи 23 Закона о страховых взносах, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках):

Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание, которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Материалы настоящего административного дела не свидетельствуют о том, что налоговым органом взыскателем были предприняты иные меры, направленные на взыскание недоимок по страховым взносам, возникшим у административного истца до 2017 года. При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения административного иска и признания сумм недоимок по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной пенсии за период, возникший до 2017 года, пеней, начисленных на суммы недоимки, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированиюстраховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 01.01.2017 г. и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 01.01.2017 г. возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

Следовательно, списание невозможной к взысканию задолженности по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5 198,76 рублей, и пеня в размере 1 423,12 рублей, (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.), общая сумма задолженности – 6 621,88 рублей, подлежит осуществлению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Дагестан.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Алиева Гаджи Магомедовича к Межрайонной ИФНС России №8 по РД удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности с Алиева Гаджи Магомедовича по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5 198,76 рублей, и пеня в размере 1 423,12 рублей, (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.), общая сумма задолженности – 6 621,88 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховныйсуд Республики Дагестан, в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

2а-67/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алиев Гаджи Магомедович
Ответчики
Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по РД
Суд
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан
Судья
Дарбишухумаев З.А.
Дело на странице суда
kiziljurt-gs.dag.sudrf.ru
11.02.2020Регистрация административного искового заявления
11.02.2020Передача материалов судье
11.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2020Подготовка дела (собеседование)
11.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2020Судебное заседание
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2020Дело оформлено
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее