Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-661/2019
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Телешман И.В.
с участием:
прокурора Богдановой А.А.
представителя истца Крючковой Ж.Л. – Полетаева Р.А.
ответчика Румянцева Р.А. и его представителя Сверчкова И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крючковой Жанны Леонидовны к Румянцеву Роману Александровичу о взыскании утраченного заработка и денежной компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Истец Крюкова Ж.Л. обратилась суд с иском к ответчику Румянцеву Р.А. о взыскании утраченного заработка и денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска с учетом уточнения указано, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 36 минут до 12 часов 40 минут Румянцев Р.А., получив от своей супруги ФИО8 сообщение о смерти после родов их новорожденного сына Румянцева В.Р., совместно с матерью жены ФИО7 прибыл к зданию родильного и гинекологического отделения ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница», расположенному по адресу <адрес>. Находясь в общем коридоре гинекологическом отделения ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ» Румянцев Р.А., действуя умышлено, обратился с призывом к пациентам покинуть отделение с целью сохранения жизни их нерожденных детей, а также потребовал позвать врачей, которые принимали роды у его жены, и врача, виновного в гибели его ребенка. С целью пресечения противоправных действий Румянцева Р.А., сотрудники гинекологического отделения позвали истицу, которая в это время находилась в гинекологическом отделении, в палате, куда после родов была переведена ФИО8 Услышав крики в коридоре, истица и ФИО8 вышли из палаты и подошли Румянцеву Р.А. В ходе разговора, Румянцев Р.А., в присутствии пациентов отделения и медицинского персонала, нанес истцу один удар рукой по лицу, причинив ей закрытую черепно-мозговую травму, сопровождавшуюся сотрясением головного мозга, парезом верхней косой мышцы левого глаза, ушибленными ранами слизистой оболочки нижней и верхней губы, травматическим подвывихом 1 -го зуба справа на верхней челюсти, 1, 2, зубов на нижней челюсти справа, которые по квалифицирующему признаку длительности расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель расцениваются как вред здоровью средней степени тяжести.
Румянцев Р.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. б ч. 2 ст. 112 УК РФ. Приговор Бокситогорского городского суда от 19.06.2017 по делу № в отношении Румянцева Р.А. вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из листа нетрудоспособности следует, что общий период нетрудоспособности истца являющейся следствием причинения вреда здоровью, составил 43 дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Ссылаясь на ст. 1085, п. 2, 3 ст.1086 ГК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» указывает, что в ее пользу подлежит взысканию утраченный заработок. Из справки о доходах следует, что среднемесячный доход истца составляет 70737 рублей 54 копеек, а потому размер утраченного заработка составляет: 70737,54/29,3х43= 103812,75 руб.
Также истица указывает, что вышеуказанными действиями ответчика Румянцева Р.А. истцу были причинены физические и душевные страдания, выразившие в закрытую черепно-мозговую травму, сопровождавшаяся сотрясением головного мозга, парезом верхней косой мышцы левого глаза, ушибленными ранами слизистой оболочки нижней и верхней губы, травматическими подвывихом 1 - го зуба на верхней челюсти, 1, 2 зубов на нижней челюсти справа. Таким образом, следствием причинения вреда здоровью явились сильная боль, болезненные и неприятные медицинские процедуры, страх за жизнь и здоровье. Качество жизни истицы значительно ухудшилось после причинения вреда моему здоровью.
Ссылаясь на ст. 151, 1101 ГК РФ, ч. 4 ст. 42 УПК РФ указывает, что размер компенсации морального вреда оцениваются истцом в размере 250000 тысяч рублей.
В связи с вышеизложенным истица просит:
Взыскать с Румянцева Романа Александровича в пользу истца 103812 рублей 75 копеек возмещения утраченного на период нетрудоспособности заработка и компенсацию морального вреда в размере 250000 тысяч рублей.
В судебном заседании представитель истца Крючковой Ж.Л. – Полетаев Р.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Румянцев Р.А. и его представитель Сверчков И.А. в судебном заседании исковые требования в части взыскания утраченного заработка не признали, просили в указанной части иска отказать, поскольку травма истца является производственной, в связи с чем Фондом социального страхования и работодателем оплачено время нахождения истца на лечении. В части взыскании компенсации морального вреда исковые требования признали по праву, не признали по размеру, просили учесть все обстоятельства, предшествующие данному событию, то, что противоправными действиями истца Крючковой Ж.Л. ответчику Румянцеву Р.А. также был причинен моральный вред, поскольку в результате действий истца Крючковой Ж.Л. наступила смерть новорожденного сына Румянцева Р.А.
Прокурор Богданова А.А. полагала, что исковые требования в части взыскания утраченного заработка подлежат удовлетворению в полном объеме, в части взыскания денежной компенсации морального вреда подлежат удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему:
Как установлено приговором Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 19.06.2017 по делу № Румянцев Р.А. совершил умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья, совершенное в отношении лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности.
Преступление было совершено при следующих обстоятельствах:
26.10.2016 в период с 11 часов 36 минут до 12 часов 40 минут Румянцев Р.А., получив от своей супруги ФИО8 сообщение о смерти после родов их новорожденного сына Румянцева В.Р., совместно с матерью жены ФИО7 прибыл к зданию родильного и гинекологического отделения ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница», расположенному по адресу <адрес>. Находясь в общем коридоре гинекологическом отделения ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ» Румянцев Р.А., действуя умышлено, обратился с призывом к пациентам покинуть отделение с целью сохранения жизни их нерожденных детей, а также потребовал позвать врачей, которые принимали роды у его жены, и врача, виновного в гибели его ребенка. С целью пресечения противоправных действий Румянцева Р.А., сотрудники гинекологического отделения позвали Крючкову Ж.Л., которая согласно приказа №-п от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведена в акушерское и гинекологическое отделение на должность заведующей акушерским отделением врач акушер-гинеколог и заведующей гинекологическим отделением врач акушер-гинеколог, которая в это время находилась в гинекологическом отделении, в палате, куда после родов была переведена ФИО8 Услышав крики в коридоре, Крючкова Ж.Л. и ФИО8 вышли из палаты и подошли Румянцеву Р.А. В ходе разговора, Румянцев Р.А., в присутствии пациентов отделения и медицинского персонала, действуя умышленно, с целью причинения вреда здоровью, не опасного для жизни человека, заведомо зная, что Крючкова Ж.Л. является заведующей акушерским и гинекологическим отделениями, нанес один удар рукой по лицу Крючковой Ж.Л., причинив ей закрытую черепно-мозговую травму, сопровождавшуюся сотрясением головного мозга, парезом верхней косой мышцы левого глаза, ушибленными ранами слизистой оболочки нижней и верхней губы, травматическим подвывихом 1-го зуба справа на верхней челюсти, 1, 2 зубов на нижней челюсти справа, которые по квалифицирующему признаку длительности расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель расцениваются как вред здоровью средней степени тяжести.
Приговором суда Румянцев Р.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. б ч. 2 ст. 112 УК РФ, приговор вступил в законную силу 30.07.2017.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, виновным в причинении вреда здоровью потерпевшей Крючковой Ж.Л. является ответчик Румянцев Р.А.
В настоящем иске истец Крючкова Ж.Л. просит взыскать с ответчика Румянцева Р.А. компенсацию утраченного заработка в сумме 103812 рублей 75 копеек.
Из листов нетрудоспособности следует, что общий период нетрудоспособности истца, являющейся следствием причинения вреда здоровью, составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 43 дня. Выдача листка нетрудоспособности подтверждает 100-процентную утрату трудоспособности на период лечения.
Согласно пункту 1 статьи 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В силу пункта 2 этой же нормы права при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что согласно статье 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включается: а) утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом надлежит учитывать, что в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
С учетом изложенного, не полученная потерпевшим за период временной нетрудоспособности, возникшей вследствие причинения вреда здоровью, заработная плата, исчисленная исходя из среднемесячного заработка, является утраченным заработком, подлежащим возмещению причинителем вреда, вне зависимости от размера выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.
Заработок истца за период 12 месяцев работы в ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ», предшествовавших нетрудоспособности, наступившей 26 октября 2016 года, составляет (за период с октября 2015 по сентябрь 2016 включительно) 848850 руб. 47 коп., среднемесячный доход истца за указанный период составлял 70737 рублей 54 копейки, а среднедневной заработок с учетом положений ст. 139 ТК РФ, согласно которой среднемесячное число календарных дней учитывается как равное 29,3, составляет 2414 руб. 25 коп.
Нетрудоспособность истца продолжалась 43 дня, а потому утраченный заработок составляет: 2414,25 х 43 = 103812 рублей 75 копеек, который подлежит взысканию с ответчика Румянцева Р.А.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о необходимости учета при разрешении данного требования того факта, что Фондом социального страхования и работодателем оплачено время нахождения истца на лечении травма истца является производственной, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Также истица просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 250000 рублей.
Из заключения эксперта и материалов уголовного дела № следует, что у Крючковой Ж.Л. имелись повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся сотрясением головного мозга, парезом верхней косой мышцы левого глаза, ушибленными ранами слизистой оболочки нижней и верхней губы, травматическим подвывихом 1-го зуба справа на верхней челюсти, 1, 2 зубов на нижней челюсти справа, которые по квалифицирующему признаку длительности расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель расцениваются как вред здоровью средней степени тяжести.
Истица в связи с полученными повреждениями находилась на лечении в ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ» с 26.10.2016 по 07.12.2016.
Таким образом, в результате виновных действий ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в причинении физических и нравственных страданий.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинения потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как установлено судом, в результате действий ответчика истица получила телесные повреждения, повлекшие физическую боль, вред здоровью средней степени тяжести, нравственные страдания, что при вышеуказанных обстоятельствах, подтверждается материалами дела, заключением судебно-медицинского эксперта, то есть истцу причинен моральный вред (физические и нравственные страдания).
С учетом вышеизложенного, с учетом требований ст. 1101 ГК РФ, с учетом требований разумности и справедливости, с учетом конкретных обстоятельств дела, длительности лечения потерпевшей и тяжести причиненных истцу повреждений, степени вины нарушителя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, в частности установленных постановлением Бокситогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, из которого следует, что Крючкова Ж.Л. обвинялась в том, что причинила смерть по неосторожности новорожденному сыну истца Румянцева Р.А. – Румянцева В.Р. вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, обстоятельств совершенного преступления, суд считает необходимым взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 150000 рублей, в остальной части - отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Крючковой Жанны Леонидовны удовлетворить частично.
Взыскать с Румянцева Романа Александровича в пользу Крючковой Жанны Леонидовны утраченный заработок в сумме 103812 рублей 75 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.
В остальной части иска Крючковой Ж.Л. – отказать.
Взыскать с Румянцева Романа Александровича государственную пошлину в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в размере 3576 руб. 26 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 30 октября 2019 года.
Судья: