Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2016 года Свердловский районный суд г. Иркутска
в составе председательствующего судьи Магомедова М.М.
при секретаре Янышевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4672/16 по иску Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Иркутский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, выявленные на ж/д вокзале <адрес обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, а именно:
- ограничить свободный доступ автотранспортных средств к зданию ж/д вокзала <адрес обезличен> со стороны городской привокзальной площади посредством установки ограждения в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда;
- исключить свободный доступ посторонних лиц на перрон вокзала и посадочные платформы ж/д вокзала <адрес обезличен> посредством замены существующего ограждения на ограждение, способного создать реальные препятствия посторонним лицам для прохода на перрон (к первому железнодорожному пути) в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу;
- ограничить свободный доступ посторонних лиц (со стороны промышленной зоны <адрес обезличен>) в подземный пешеходный тоннель здания железнодорожного вокзала <адрес обезличен> посредством организации пропускного режима для работников предприятий, использующих данный тоннель в качестве пути следования на рабочие места, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указывает, что Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожного вокзала станции Ангарск – структурного подразделения Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД». В ходе проведения проверки установлено, что к зданию ж/д вокзала <адрес обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, со стороны городской привокзальной площади имеется свободный доступ автотранспортных средств. С обоих сторон ж/д вокзал огражден забором с целью ограничения доступа граждан на перрон и посадочные платформы, однако высота указанного ограждения достаточна для ее пересечения посторонними лицами; при этом, начальником вокзала ранее подавалась заявка руководству ВС РДЖВ на замену существующих ограждений.
Кроме того, установлено, что из здания ж/д вокзала (для выхода на платформы) имеется доступ в специально оборудованный подземный пешеходный тоннель, расположенный под железнодорожными путями. Однако, помимо выхода на пассажирские посадочные платформы, имеется свободный выход к промышленной зоне <адрес обезличен>, где расположено множество промышленных предприятий.
Таким образом, доступ в пешеходный тоннель, ведущий к железнодорожным путям открытый, проход неконтролируемый. Вход в здание ж/д вокзала <адрес обезличен>, а также на пассажирские посадочные платформы возможен минуя рамки металлодетекторов, а также охранников ОА ООО «Желдорохрана», сотрудников транспортной полиции. Данные нарушения являются грубыми, так как могут повлечь за собой совершение террористического акта, с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также повлиять на бесперебойную работу железнодорожного транспорта.
Таким образом, на ОАО «РЖД», как на владельца объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользовании, законом возложена обязанность обеспечивать транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, в том числе создавших угрозу причинения жизни и здоровью людей, материального ущерба.
Представитель истца помощник Иркутского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Нестеров Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, повторив доводы иска, просил суд удовлетворить их.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Минибаев Е.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Прокурора не признал, дополнительно пояснил, что утвержденные план транспортной безопасности ОТИ отсутствует.
Представитель третьего лица АО «Ангарская нефтехимическая компания» Маркова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Прокурора, представив в суд письменный отзыв на исковое заявлении, дополнительно пояснила, что в случае закрытия подземного перехода работники многочисленных предприятий промышленной зоны, в том числе АО «Ангарская нефтехимическая компания», которые пользуются им несколько десятилетий, будут вынуждены переходить через железнодорожные пути в неустановленных местах.
Представители третьих лиц АО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод» Митрофанова С.В., действующая на основании доверенности № 76 от 08.07.2015 г., ООО «Ангарский Азотно-туковый завод» Головина С.К., действующая на основании доверенности № 28/16, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Прокурора.
Представитель третьего лица ПАО «Иркутскэнерго» Казанцева Э.В., действующая на основании доверенности № 140 от 08.02.2016 г., в судебном заседании разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований Прокурора оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица АО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза» Бердникова Е.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя АО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза».
Представители третьих лиц АО «Ангарский завод полимеров», АО «Ангарскнефтехимремстрой» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц в порядке ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит следующему выводу.
Безопасность и качество оказываемых услуг отнесено к принципам функционирования железнодорожного транспорта пунктом 3 части 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ.
Пунктом 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 предусмотрено, что указанные требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При этом в силу п. 5.14.1, п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 08 февраля 2011 г. N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан воспрепятствовать проникновению нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ; воспрепятствовать проникновению нарушителя, не оснащенного специальными техническими средствами, в технологический сектор зоны транспортной безопасности.
Таким образом, на ОАО «РЖД», как на владельца объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользовании, законом возложена обязанность обеспечивать транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, в том числе создавших угрозу причинения жизни и здоровью людей, материального ущерба.
Судом установлено, что Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожного вокзала станции Ангарск, в ходе которой установлено, что к зданию железнодорожного вокзала <адрес обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, со стороны городской привокзальной площади имеется свободный доступ автотранспортных средств. С обоих сторон железнодорожный вокзал огражден забором с целью ограничения доступа граждан на перрон и посадочные платформы, однако высота указанного ограждения достаточна для ее пересечения посторонними лицами; при этом, начальником вокзала ранее подавалась заявка руководству ВС РДЖВ на замену существующих ограждений.
Кроме того, установлено, что из здания железнодорожного вокзала (для выхода на платформы) имеется доступ в специально оборудованный подземный пешеходный тоннель, расположенный под железнодорожными путями. Однако, помимо выхода на пассажирские посадочные платформы, имеется свободный выход к промышленной зоне <адрес обезличен>, где расположено множество промышленных предприятий. Вход в здание железнодорожного вокзала <адрес обезличен>, а также на пассажирские посадочные платформы возможен минуя рамки металлодетекторов, а также охранников ОА ООО «Желдорохрана», сотрудников транспортной полиции. Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от <Дата обезличена> с прилагаемыми фотографиями и не оспариваются ответчиком.
Согласно письма заместителя генерального директора по экономической безопасности АО «Ангарская нефтехимическая компания» от <Дата обезличена> альтернативных путей прохода в цеха АО «АНХК» и другие организации с железнодорожного вокзала <адрес обезличен>, нет.
Согласно протокола совещания вокзала Ангарск Восточно-Сибисркой региональной дирекции железнодорожных вокзалов Поймановой И.В. от <Дата обезличена> на станции Ангарс находится подземный пешеходный переход (тоннель) для выхода пассажиров из здания вокзала на посадочные платформы. Данное сооружение находится на балансе Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД». Вместе с тем, дополнительная часть подземного перехода от платформ до выхода на северную сторону станции была построена силами Ангарской нефтехимической компании. На протяжении многих лет тоннель использовался работниками АНКХ, а также работниками иных предприятий, расположенных в промышленной зоне <адрес обезличен>, для прохода на работу и обратно. Вход в дополнительный тоннель не имеет технических средств охраны и остается бесконтрольным, т.к. в зону обслуживания транспортной полиции и частной охранной организации, обеспечивающей охрану имущества вокзального комплекса на договорной основе, не входит. Поданным правоохранительных органов, на территории промышленной зоны ежегодно наблюдается сложная криминогенная обстановка.
Из протокола совещания вокзала Ангарск Восточно-Сибисркой региональной дирекции железнодорожных вокзалов Поймановой И.В. от <Дата обезличена> усматривается также, что разработан комплекс мер, направленных на обеспечение защищенности железнодорожного вокзала станции Ангарск при функционировании тоннеля со сквозным перемещением граждан.
Тем не менее, реальных мер, направленных на ограничение доступа посторонних лиц в здание вокзала со стороны промышленной зоны, не выработано.
Разрешая заявленные требования суд, руководствуясь положениями ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г., Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком ОАО «РЖД», являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и признает исковые требования Иркутского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Каких-либо иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих выводы суда, сторонами представлено не было.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в муниципальный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере .... рублей как от требования неимущественного характера.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, выявленные на железнодорожном вокзале станции Ангарск, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, а именно:
- ограничить свободный доступ автотранспортных средств к зданию железнодорожного вокзала станции Ангарск со стороны городской привокзальной площади посредством установки ограждения в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
- исключить свободный доступ посторонних лиц на перрон и посадочные платформы железнодорожного вокзала станции Ангарск посредством замены существующего ограждения на ограждение, способного создать реальные препятствия посторонним лицам для прохода на перрон (к первому железнодорожному пути) в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
- ограничить свободный доступ посторонних лиц (со стороны промышленной зоны <адрес обезличен>) в подземный пешеходный тоннель здания железнодорожного вокзала станции Ангарск посредством организации пропускного режима для работников предприятий, использующих данный тоннель в качестве пути следования на рабочие места, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ОАО «Российские железнодорожные дороги» государственную пошлину в размере .... рублей в местный бюджет.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Магомедов М.М.