Решение от 12.09.2024 по делу № 2-3822/2024 от 12.08.2024

УИД: 26RS0029-01-2024-007528-94

Дело № 2-3822/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2024 года                                                                   город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.Н.,

при секретаре Матвейчевой Е.Ю.

с участием:

представителя истца ФИО2ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> края о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> края о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка.

В обоснование иска указано, что ФИО2 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок с кадастровым номером разрешенное использование под строительство административного здания, расположенный по адресу: край Ставропольский, <адрес> а.

На указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером , здание, назначение нежилое, наименование административное, площадь 671,9 кв.м., принадлежащее заявителю на праве собственности. Право зарегистрировано в установленном законом порядке, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации

Согласно данным государственного кадастрового учета, имеются сведения об ограничениях в правах на указанный земельный участок с кадастровым номером (<адрес> санитарной охраны <адрес> (зона ограничений)), вместе с тем, указаний на ограничение в обороте земельного участка в сведениях ГКН, кроме аренды (выписка из ЕГРН), не содержится.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, указав, что всякие ограничения в обороте данного земельного участков в силу закона, как входящего в границы города-курорта Пятигорска, отменены в силу ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции).

Согласно указанной норме, курорты исключены из состава объектов, подлежащих особой охране. Таким образом, указанный закон снял ограничения в оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу - и кассационном определении Верховного суда РФ от 11..10.2023 по делу -КАД23-17-К5.

ФИО2, при обращении в администрацию, также указала, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.05.2017 № 664 «О внесении изменения в Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов», цена земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям ЕГРН, право собственности на объект недвижимости с кадастровым , здание, назначение нежилое, наименование административное, площадь 671,9 кв.м., принадлежащее заявителю на праве собственности, первоначально возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, истцу, в силу ст. 35 Земельного кодекса РФ и 552 Гражданского кодекса РФ, перешло право выкупа земельного участка по льготной цене.

Нормативный правовой акт муниципального образования город-курорт Пятигорск (Решение Думы гор. Пятигорска от 09.10.2015 № 41–59 РД «Об утверждении порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов» не содержит указанного выше положения, закрепленного в нормативном акте большей юридической силы, соответственно, в данном случае подлежит применению нормативный акт Правительства РФ.

Заявитель указала также, что, в силу ст. 39.20 и пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, она имеет исключительное право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 26:33:150305:38 в собственность без проведения торгов, так как на указанном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.

На основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , просила предоставить ей в собственность за плату без проведения торгов, земельный участок с кадастровым номером , определив его цену в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в размере 2,5% от кадастровой стоимости. В случае невозможности представления указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, в связи с его ограниченностью в обороте, иными ограничениями права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, а также, по указанной в заявлении стоимости, учитывая, что решение о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, либо об отказе в предоставление в собственность, оформляется соответствующим решением (п. 4 ст. 39,17 ЗК РФ), а в соответствии с п. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018), такими решениями могут быть только постановления, просила оформить отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с требованиями закона.

В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес>, сославшись на правовую неопределенность в данном вопросе, а также на наличие представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, воздержалась от принятия решения по вопросу предоставления ФИО2 земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов.

Истец считает, что бездействием администрации <адрес> нарушено её исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено здание, строение, сооружение, собственником которого она является.

Указанное право закреплено в законе: ст. 39.20 и пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Обязанность администрации заключить договор купли-продажи земельного участка по результатам рассмотрения соответствующего заявления также закреплена в законе: пп. 7, п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом.

Таким образом, в виду противоречия Решения Думы гор. Пятигорска от 09.10.2015 № 41–59 РД «Об утверждении порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов» положениям Постановления Правительства РФ от 30.05.2017 № 664, которым внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 279 от 26.03.2015 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» (Собрание законодательства РФ, 2015, № 14, ст. 2124), в части определения выкупной цены земельного участка, ограничения в оборотоспособности которого сняты, а именно: отсутствия в муниципальном нормативном правовом акте указанного положения, при определении выкупной цены спорного земельного участка (то есть, муниципальный нормативный правовой акт не только не определяет выкупную стоимость, но и вовсе не содержит указания на категорию земельных участков, ограничения в оборотоспособности которых сняты, что позволяет утверждать о не соответствии данного муниципального нормативного правового акта ст. 19 Конституции РФ, которая указывает, что государство, вне всякой зависимости, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, а также нормативному правовому акту большей юридической силы) подлежит применению Постановление Правительства РФ № 279 от 26.03.2015 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» в действующей редакции. Выкупная цена земельного участка подлежит установлению в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Истец просит суд обязать администрацию <адрес> края в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство административного здания, расположенный по адресу <адрес>, <адрес>, определив его цену в соответствии с действующим нормативным правовым актом Правительства РФ в размере 2,5% от кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.

Истец ФИО2, представитель ответчика администрации г. Пятигорска, представитель третьего лица Управления Росреестра по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, истец направила своего представителя, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца ФИО2ФИО5 в судебном заседании, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу ст. ст. 421, 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании, собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель –земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство административного здания, расположенного по адресу: край Ставропольский, <адрес>, является Муниципальное образование город-курорт Пятигорск, что подтверждается выпиской из ЕРН.

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием город-курорт Пятигорск и ФИО2 заключен договора аренды выше указанного земельного участка .

На указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером здание, назначение нежилое, наименование административное, площадь кв.м., принадлежащее истцу ФИО2 на праве собственности. Право зарегистрировано в установленном законом порядке, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации , что подтверждается выпиской из ЕРН.

Согласно данным государственного кадастрового учета, имеются сведения об ограничениях в правах на земельный участок <адрес> санитарной охраны <адрес> (зона ограничений), вместе с тем, указаний на ограничение в обороте земельного участка в сведениях ГКН, кроме аренды (выписка из ЕГРН), не содержится.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию города Пятигорска с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, указав, что всякие ограничения в обороте данного земельного участков в силу закона, как входящего в границы города-курорта Пятигорска, отменены в силу ст. 4 ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции).

Согласно указанной норме, курорты исключены из состава объектов, подлежащих особой охране. Таким образом, указанный закон снял ограничения в оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 26:33:150305:38.

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного суда РФ от 22.09.2023 по делу № 19-КАД23-17-К5 и кассационном определении Верховного суда РФ от 11.10.2023 по делу № 19- КАД23-17-К5.

Согласно письму от 17.05.2024 № 62 администрация г. Пятигорска, сославшись на правовую неопределенность в данном вопросе, а также на наличие представления прокуратуры г. Пятигорска от 02.08.2011, воздержалась от принятия решения по вопросу предоставления истцу земельного участка с кадастровым номером 26:33:150305:38 в собственность без проведения торгов.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В пп. 1 п.. 5 ст. 27 ЗК РФ указано, что ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 96 ЗК РФ (в редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 219-ФЗ, от 28.12.2013 № 406-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 ЗК РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов о земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

В п. 5 ст. 27 ЗК РФ содержится перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, к которым относятся участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Согласно положений пп. 15 п. 5 ст. 27 ЗК РФ (с учетом изменений, вступивших в законную силу с 01.09.2024) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса.

Испрашиваемый земельный участок при этом относится ко второй зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса, что подтверждается надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.

Таким образом, довод ответчика об ограничении в обороте спорного земельного участка является несостоятельным, в связи с чем требование истца о возложении обязанности на администрацию <адрес> края в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 793,0 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под строительство административного здания, расположенный по адресу <адрес>, , <адрес>, подлежит удовлетворению.

Истцом также заявлены требования об определении выкупной стоимости земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Разрешая вышеуказанное требование суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ, в любом случае, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным нормативным правовым актом.

Решением Думы г. Пятигорска от 09.10.2015 № 41-59 РД (ред. от 05.06.2019) «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов» цена земельного участка установлена в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям(уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.05.2017 № 664 «О внесении изменения в Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» цена земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений.

Земельный участок с кадастровым номером является объектом муниципальной собственности, на кадастровый учет поставлен ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ находится в аренде у истца, на земельном участке располагается административное здание, принадлежащее истцу на праве собственности. Все эти обстоятельства достоверно подтверждаются выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ которые имеется в материалах гражданского дела.

Таким образом, в виду противоречия Решения Думы гор. Пятигорска от 09.10.2015 № 41-59 РД «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов» положениям Постановления Правительства РФ от 30.05.2017 № 664, в части определения выкупной цены земельного участка, ограничения в оборотоспособности которого сняты, а именно: отсутствия в муниципальном нормативном правовом акте указанного положения, при определении выкупной цены спорного земельного участка, подлежат применению положения Постановления Правительства РФ от 30.05.2017 № 664. Выкупная цена земельного участка подлежит установлению в размере 2,5% от кадастровой стоимости спорного земельного участка.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца об определении его цены в соответствии с действующим нормативным правовым актом Постановлением Правительства Российской Федерации № 279 от 26.03.2015 (п. 4 в ред. постановления № 664 от 30.05.2017), в размере 2,5 % от кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.

Руководствуясь ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░ , ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░, ░░░ 2632033540, ░░░░ 1022601627575, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░ 2, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 279 ░░ 26.03.2015 (░. 4 ░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ № 664 ░░ 30.05.2017), ░ ░░░░░░░ 2,5 % ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.09.2024 ░░░░.

░░░░░                                                      (░░░░░░░)                              ░.░. ░░░░░░

2-3822/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махотлова Фатимат Кубатиевна
Ответчики
Администрация г. Пятигорска
Другие
Лысогор Андрей Васильевич
Управление Росреестра по СК
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Попова Н.Н.
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2024Судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024Дело оформлено
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее