<данные изъяты>
дело № 2а-2437\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 19 августа 2016 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ногиной О.С.,
с участием прокурора Манева С.И.,
представителя административного истца Куликовой Ю.В.,
административного ответчика Степановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление___Зарегистрированного кандидата на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> Логвинова Д.В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от 12.08.2016 года № 142 «О регистрации Степановой А.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, назначенных на 18 сентября 2016 года»,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> от 23.06.2016 года № 198\34 на 18 сентября 2016 года назначены досрочные выборы главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>. Решение опубликовано в газете «Волоколамский край» № 24 от 24.06.2016 года.
Избирательной комиссией, организующей выборы главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, является территориальная избирательная комиссия <адрес>.
Степанова А.В. выдвинута кандидатом на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> в порядке самовыдвижения.
12.08.2016 года ТИК <адрес> принято решение № 142 «О регистрации Степановой А.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, назначенных на 18 сентября 2016 года».
Решением ТИК <адрес> от 28.06.2016 года № 79 определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Ярополецкое при численности избирателей 2 811 равняется: минимальное- 14 подписей, максимальное- 18.
Административный истец- зарегистрированный кандидат на должность главы сельского поселения <адрес> Логвинов Д.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения ТИК <адрес> от 12.08.2016 № 142 «О регистрации Степановой А.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, назначенных на 18 сентября 2016 года».
В обоснование заявленных требований и в дополнении к административному иску указал, что в нарушение требований избирательного законодательства во всех подписных листах кандидата Степановой А.В., содержащих 18 подписей избирателей, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в адресе места жительства не указан «Волоколамский район», в то время как его указание является обязательным требованием. В подписных листах в сведениях об избирателях имеются многочисленные исправления, которые специально не оговорены избирателями или лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Так, в подписных листах №№1,2,4,5,7,9,11,12,13,14,16,17,18, в каждом из которых содержится по одной подписи избирателей, имеется исправление в адресе места жительства избирателей, а именно в слове «район», которое не оговорено лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. В подписных листах имеются следующие неоговоренные исправления: подписной лист №13 -исправление в годе рождения избирателя, подписной лист № 16- исправление в годе рождения избирателя, дате подписи и имени сборщика подписей, подписной лист №18-исправления в номере паспорта избирателя. ТИК <адрес> обязана была признать 13 подписей избирателей в подписных листах недействительными. Также, в подписных листах кандидата Степановой А.В. в качестве занимаемой должности указано «ассистент по инфраструктурной поддержке», в то время как правильным наименованием должности будет «ассистент по инфраструктурной поддержке офиса», что соответствует заявлению о согласии баллотироваться, представленному кандидатом Степановой А.В. в ТИК <адрес> и копии ее трудовой книжки. Таким образом, в связи с тем, что в подписных листах сведения о кандидате Степановой А.В. не соответствуют действительности, ТИК <адрес> должна была признать все 18 подписей избирателей недействительными.
В суде представитель административного истца Логвинова Д.В. по доверенности- Куликова Ю.В. поддержала заявленные требования. Просит суд их удовлетворить.
Административный ответчик ТИК <адрес> надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения данного дела, в суд не явился. В своих письменных возражениях указали, что требования Логвинова Д.В. не имеют под собой законных оснований. Адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, должен быть указан в соответствии с тем, как он указан органом регистрационного учета в паспорте. Поэтому, не указание в адресе места жительства сборщика «Волоколамского района» соответствует его адресу, указанному в паспорте, в связи с чем, у ТИК оснований для применения подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имелось.
Административный ответчик Степанова А.В. административный иск не признала, пояснив, что имеющиеся исправления в подписных листах она лично удостоверила своей подписью, что не является нарушением закона. Не указание в адресе места жительства сборщика подписей Кондратьева Н.В. <адрес> соответствует его адресу, указанному в паспорте, в котором район не указан, наименование <адрес> отражено в наименование ОУФМС. Указание в подписных листах ее должности как «ассистент по инфраструктурной поддержке» вместо «ассистент по инфраструктурной поддержке офиса» является не существенным.
Выслушав представителя административного истца Куликову Ю.В., административного ответчика Степанову А.В., прокурора Манева С.И., полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению; изучив подлинные подписные листы и иные документы, представленные кандидатом Степановой А.В. в ТИК <адрес>, материалы данного гражданского дела, суд находит заявление Логвинова Д.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В пункте 2 статьи 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом РФ N 67 от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 1) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона РФ N 67 от 12.06.2002 года настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 37 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно статьи 24 Закона Московской области от 04.06.2013 года № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Право выдвинуть свою кандидатуру принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом.
Согласно 1 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013года № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Московской области количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом.
Решением ТИК Волоколамского района от 28.06.2016 года № 79 определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Ярополецкое равняется 14 подписям при численности избирателей 2 811.
Согласно пункта 2 статьи 38 Федерального закона, части 3 статьи 30 Закона области, количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 4 подписи.
Решением ТИК Волоколамского района, на основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона и части 6 статьи 30 Закона области, установлено, что проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом в поддержку своего выдвижения.
Судом установлено, что Степанова А.В. в порядке самовыдвижения выдвинулась кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, назначенных на 18 сентября 2016 года.
06.08.2016 года Степанова А.В. представила в ТИК Волоколамского муниципального района <адрес> документы для своей регистрации, 18 подписей избирателей на 18 подписных листах. 09.08.2016 года ТИК <адрес> все 18 подписей избирателей признала достоверными.
12.08.2016 года ТИК <адрес> принял решение № 142 о регистрации Степановой А.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>.
В силу положений пункта 12 статьи 37 Федерального закона и части 9 статьи 29 Закона области каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона определено понятие адреса места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,
Пунктом 6.1. статьи 38 Федерального закона предусмотрено, что по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В силу положений подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как усматривается из подписных листов с №1 по № 18, осмотренных судом, в подписных листах №№1,2,4,5,7,9,11,12,13,14,16,17,18, в каждом из которых содержится по одной подписи избирателей, имеется исправление в адресе места жительства избирателей, а именно в слове «район», которое не оговорено лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. В подписных листах также имеются следующие неоговоренные исправления: подписной лист №13 -исправление в годе рождения избирателя, подписной лист № 16- исправление в годе рождения избирателя, дате подписи и имени сборщика подписей, подписной лист №18-исправления в номере паспорта избирателя. В подписных листах № 2,4,7,11,12,13,16,18, исправления оговорены кандидатом Степановой А.В.
При этом, наличие описок в подписных листах, должно быть специально оговорено лицами, их допустившими.
При сборе подписей возможны ошибки и неточности в сведениях об избирателях и сборщике подписей, вносимых в подписные листы. Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность сделать оговорку о допущенном исправлении. Для этого лицам, заверявшим исправления, необходимо сделать соответствующие отметки напротив таких исправлений, например, написать "исправленному верить" и поставить собственную заверяющую подпись. В рассматриваемом случае все выявленные исправления не были специально оговорены сборщиком подписей Кондратьевым Н.В., что является нарушением закона.
Также, в подписных листах №9 и №17 в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей Кондратьева Н.В., указано «<адрес>», то есть, не указан населенный пункт – «гор. Волоколамск», что также является нарушением законодательства, поскольку в отметке его гражданского паспорта в сведениях о месте жительства, населенный пункт «гор. Волоколамск» указан.
В этой связи, в случае, если населенный пункт, в котором проживает избиратель или лицо, осуществляющее сбор подписей, входит в состав района, то в подписных листах в сведениях об адресе места жительства избирателя и сборщика подписей необходимо указать как наименование района, так и наименование непосредственно населенного пункта.
В рассматриваемом случае город Волоколамск не является городом областного подчинения, территориально входит в состав Волоколамского муниципального района, который, в свою очередь, входит в состав Московской области.
В силу подпункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, адрес места жительства – это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основные понятия и термины, используемые в данном Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Таким образом, необходимость указания в подписных листах в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, наименование «района», в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Данное обстоятельство указывает на то, что ТИК <адрес> обязана была признать все 18 подписей избирателей в подписных листах недействительными.
Согласно пункту 8 статьи 37 статьи 29 Федерального закона, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению № 6 к Федеральному закону, из реквизитов которой следует, что в подписных листах кандидат обязан указать место работы, занимаемую должность или род занятий.
В подписных листах кандидата Степановой А.В. в качестве занимаемой ею работы и должности указано- «ООО «<данные изъяты>» Ассистент по инфраструктурной поддержке». Вместе с тем, согласно заявления Степановой А.В. в ТИК <адрес> о согласии баллотироваться и записи в ее трудовой книжки, наименование ее должности указано как «ассистент по инфраструктурной поддержке офиса».
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 23.08.2013 года № 73-АПГ13-9, форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащийся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом.
Указание в подписных листах на должность кандидата как «ассистент по инфраструктурной поддержке» без слова «офиса» может восприниматься избирателями как нечто глобальное, весомое и выгодное для кандидата, чем данная должность с приставкой «офиса», что может расцениваться избирателями как нечто менее «значимое».
Наличие в подписном листе информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, а значит, нарушает принцип равенства прав кандидатов.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступает гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствует возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 года № 658-О).
Таким образом, в связи с тем, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписных листах кандидата Степановой А.В. не полном объеме; имеющие исправления в подписных листах не оговорены и не удостоверены лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей; в подписных листах сведения о кандидате Степановой А.В. не соответствуют действительности, ТИК <адрес> должна была признать все 18 подписей избирателей, представленных кандидатом, недействительными и отказать Степановой А.В. в регистрации кандидатом.
Указанные обстоятельства обусловлены публичным характером работы избирательных комиссий, установленными законом сроками проведения проверок документов, представленных на регистрацию кандидатами, принципом равенства всех кандидатов, а также возложенной на кандидатов обязанностью по надлежащему оформлению подписных листов.
По смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов в поддержку выдвижения кандидата и представлению названных документов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение должности в представительном органе местного самоуправления посредством прямых выборов. В рассматриваемом случае установлено, что возложенная на кандидата Степанову А.В. обязанность в данном случае не была ею выполнена. Степанова А.В. не была лишена возможности ознакомиться с порядком оформления подписных листов и его формой, которая является доступной для ознакомления, как и нормы действующего законодательства, незнание которых не освобождает от возложенных обязанностей по оформлению подписного листа в данном случае.
На основании вышеизложенного, учитывая, что данные нарушения прямо предусмотрены законом как основание для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах, суд считает, что все 18 подписей избирателей в подписных листах, представленных Степановой А.В., признанных ТИК достоверными, являются недействительными, а поэтому Решение ТИК от 12.08.2016 года № 142 о регистрации Степановой А.В. кандидатом на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск зарегистрированного кандидата на должность главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес> Логвинова Д.В. - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от 12.08.2016 года № 142 «О регистрации Степановой А.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, на досрочных выборах Главы сельского поселения Ярополецкое Волоколамского муниципального района <адрес>, назначенных на 18 сентября 2016 года».
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Капцова Т.Ю.