Решение по делу № 33-2742/2024 от 28.03.2024

г. Сыктывкар УИД: 11RS0006-01-2023-001871-19

Дело № 2-1182/2023 (33-2742/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Куприенковой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании 4 апреля 2024 года дело по апелляционной жалобе УФНС России по Республике Коми на решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 22 января 2024 года, которым

исковые требования Алиметовой Анны Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недоначисленных сумм денежного содержания за периоды ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда – удовлетворены частично;

с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Алиметовой Анны Александровны взысканы недоначисленное денежное содержание за период ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 121 467,80 рублей (с учетом НДФЛ), компенсация за неиспользованный отпуск в размере 145 726,02 рублей (с учетом НДФЛ), компенсация, выплачиваемая при расторжении служебного контракта в размере 128 414,66 рублей, проценты за задержку выплат в размере 16 044,08 рубля, компенсация морального вреда в размере 5 000,00 рублей, всего: 416 652 (четыреста шестнадцать тысяч шестьсот пятьдесят два) рубля 56 копеек;

в удовлетворении остальной части исковых требований Алиметовой Анны Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми - отказано.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя ответчика Истоминой М.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Алиметова А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми с требованиями о взыскании недоначисленного денежного содержания за периоды ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 285 244,25 рубля, недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 145 726,02 рублей, недоначисленной компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности в размере 128 414,66 рубля, процентов за задержку указанных выплат, согласно расчету - по <Дата обезличена>, в размере 70 372,02 рубля, компенсации морального вреда в размере 5 000,00 рублей.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми Истомина М.В. представила возражения на исковые требования, в которых иск не признала. Указала, что истцом правильно произведен расчет в части недополученной компенсации за неиспользованный отпуск, четырехмесячного денежного содержания при сокращении должности, с расчетом истца в части недоплаченной суммы отпускных ответчик не согласен, в связи с пропуском срока на обращение в суд за период отпуска с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. По существу, с предъявленными требованиями ответчик не согласен, указывая, что расчет выплат производился работодателем в соответствии с требованиями действующего законодательства, средства материального стимулирования, доведенные сверх установленного фонда оплаты труда, не подлежат включению в денежное содержание федеральных государственных служащих, при исчислении спорных выплат. Ввиду отсутствия задолженности по выплатам не подлежат удовлетворению требования о взыскании денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, кроме того, расчет денежной компенсации за задержку выплат произведен истцом неверно, поскольку не учтена обязанность работодателя удержать НДФЛ со спорных выплат, что уменьшает задолженность для расчета процентов, размер требуемой компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности и справедливости. По мнению ответчика, в резолютивной части решения следует указать сумму, которую необходимо удержать в качестве налога на доходы физических лиц и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации. Просит применить пропуск истцом срока для обращения в суд, установленный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, по требованиям, предъявленным за период до <Дата обезличена>.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части, ссылаясь на неверный расчет суда при взыскании спорных сумм.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьей 167 и статьей 327 ГПК РФ в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Алиметова А.А. проходила государственную гражданскую службу в ИФНС по г. Усинску Республики Коми с <Дата обезличена> в должности ...; с <Дата обезличена> переведена на ... разряда отдела ... <Номер обезличен>; с <Дата обезличена> переведена ... <Номер обезличен>; с <Дата обезличена> переведена ... <Номер обезличен>; с <Дата обезличена> переведена ...; с <Дата обезличена> переведена ... <Номер обезличен>.

Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> служебный контракт расторгнут с <Дата обезличена> на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от <Дата обезличена> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы).

Из раздела IV служебного контракта следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учётом обеспечения задач и функций ИФНС России по г. Усинску Республики Коми, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Алиметова А.А. находилась в отпусках с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Как установлено судом, при расчете отпускных выплат работодателем не учитывались средства материального стимулирования, выплаченные работнику.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, ввиду чего подлежало учету при расчете отпускных. Применив срок для обращения в суд, установленный статьей 392 ТК РФ, на чем настаивал ответчик в письменном отзыве, суд взыскал в пользу истца недоначисленные суммы отпускных за периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в общей сумме 121 467,80 рублей (с учетом НДФЛ), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 145 726,02 рублей (с учетом НДФЛ), компенсацию, выплачиваемую при расторжении служебного контракта в размере 128 414,66 руб., проценты за задержку выплат в размере 16 044,08 руб. по день подачи иска в суд.

Признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений статьи 237 ТК РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Решение суда в части применения срока для обращения в суд, установленный статьей 392 ТК РФ, взыскания компенсации морального вреда и компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта, сторонами не оспаривается и предметом проверки суда апелляционной инстанции в силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является.

Ответчик в апелляционной жалобе указывает на неправильный расчет взысканных сумм.

Доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальными нормативными актами, до 01.01.2023 - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее- Правила №562), а с 01.01.2023 Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 (далее – Правила №554).

Пунктом 1 Правил №562 установлено, что они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в числе прочего: на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (подпункт «а»).

Исходя из положений пункта 2 Правил №562 денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно пунктам 5, 6 Правил №562 в случаях, предусмотренных «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время.

Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Согласно пункту 7 Правил от 01.04.2022 № 554, действующих с 01.01.2023, в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящих Правил (в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске), гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» и «з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Пунктом 8 Правил от 01.04.2022 № 554 определено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пункта 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 Правил № 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты таких компенсаций.

В соответствии с пунктом 9 Правил от 01.04.2022 № 554 денежное содержание для расчета денежных компенсаций, выплачиваемых при расторжении служебного контракта в связи с сокращением исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» пункта 3 и пункта 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 Правил № 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Однако, при расчетах задолженности по оплате оплачиваемых отпусков судом первой инстанции вышеприведенные нормативные положения были применены неверно, что привело к принятию неправильного решения в части определенных к взысканию с ответчика денежных сумм.

При таком положении, судебная коллегия полагает необходимым произвести расчет причитающихся истцу недоплаченных сумм компенсации при увольнении и отпускных следующим образом.

Согласно представленным стороной ответчика расчетам сумм отпускных и компенсации при увольнении (л.д. 87-94), в расчете учтены денежное содержание истца, а также дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев.

С учетом изложенного, принимая во внимание срок на обращение в суд и перерасчет начисленных сумм спорных выплат с ответчика, в пользу истца подлежат взысканию недополученные суммы денежного содержания за период ежегодного отпуска:

- отпуск с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>: выплачено ... руб., тогда как надлежало начислить в сумме ... руб. исходя из среднего дневного заработка равного ... руб. (ежемесячное денежное содержание (... руб.) + размер выплат, включаемых в размере 1/12 (68113,41 руб.) / 29,3) и количества дней отпуска (14 к.дн), ввиду чего недоплата составила 29 436,59 руб.;

- отпуск с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>: выплачено ... руб., подлежало начислению ... руб., недоплата составила 35 137,70 руб.;

- отпуск с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>: выплачено – ... руб., подлежало начислению ... руб., недоплата составила 50 549,94 руб.

Таким образом, размер недоначисленного денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 115 124,23 руб.

Согласно расчету работодателя (л.д.231) ежемесячное денежное содержание истца по состоянию на <Дата обезличена> (уволена с <Дата обезличена>) составило ... руб., а размер выплат, в том числе премия за премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь к отпуску, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, средства материального стимулирования, включаемых в размере 1/12, составил ... руб. Следовательно, средний заработок истца для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск составил ... руб. (...).

Согласно расчетному листку истцу при увольнении выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 133 дня в сумме ... руб. (л.д. 120). Недоплата составляет 145 725,44 руб. ((... руб. * 133 дн.) – ... руб.).

В силу статьи 236 ТК РФ, в редакции, действующей на дату принятия судом решения, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ из доходов налогоплательщика при их фактической выплате подлежит удержанию НДФЛ. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (пункт 9 статьи 226 НК РФ).

Учитывая факт нарушения трудовых прав истца на своевременное и полное получение денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, суд обоснованно применил к работодателю ответственность, предусмотренную статьей 236 ТК РФ, в виде уплате денежной компенсации за несвоевременную выплату спорных сумм.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований при расчете процентов по статье 236 ТК РФ, несостоятельны.

То обстоятельство, что судом расчет процентов осуществлен по всем невыплаченным истцу в срок суммам, не свидетельствует о нарушении части третьей статьи 196 ГПК РФ, поскольку предусмотренные частью первой статьи 236 ТК РФ проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя в случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 № 16-П).

Как следует из материалов дела, исковое заявление подано истцом <Дата обезличена>, сам расчет процентов произведен по состоянию на <Дата обезличена>, суд произвел свой расчет по состоянию на дату предъявления иска. Вместе с тем такой расчет подлежал исчислению по день фактического расчета включительно, и не менее, чем на дату принятия судом решения.

Судебная коллегия, изменяя расчет, принимает во внимание позицию истца, изложенную в апелляционной жалобе, о необходимости начисления процентов по статье 236 ТК РФ на дату принятия судом первой инстанции решения, то есть на <Дата обезличена>.

С учетом фактически имевшейся у работодателя задолженности по заработной плате за минусом НДФЛ, размер процентов, подлежащих взысканию в пользу истца, составляет 39 938, 58 руб., исходя из следующего расчета:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия    

о п р е д е л и л а:

решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 22 января 2024 года, изменить:

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Алиметовой Анны Александровны недоначисленное денежное содержание за период ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 115 124 рубля 23 копейки (с учетом НДФЛ), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 145 725 рублей 44 копейки (с учетом НДФЛ), компенсацию, выплачиваемую при расторжении служебного контракта в размере 128 414 рублей 66 копеек, проценты за задержку выплат в размере 39 938 рублей 58 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В остальной части решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 22 января 2024 года, оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 11.04.2024

33-2742/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Алиметова Анна Александровна
Ответчики
Управление ФНС по Республике Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
04.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Передано в экспедицию
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее