РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сургут 21 апреля 2015 г.
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Кладько Е.А. при секретаре Шабановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3101/2015 по заявлению Туленцова А.Н. о признании незаконным решения Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
установил:
Туленцов А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В обоснование иска указал, что включен в Список получателей жилищных субсидий ДД.ММ.ГГГГ года по подпрограмме V «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан». Данная субсидия предоставляется согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года» по подпрограмме «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» (подпрограмма <данные изъяты>
Для подтверждения намерения участвовать в указанном мероприятии он предоставил в управление учета распределения жилья Администрации города Сургута заявление на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в г. Тюмени и необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен специалистами Управления с письмом Департамента № № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором его информировали о принятии решения о ненаправлении ему уведомления на право получения субсидии в текущем году. Основанием для отказа послужило несоответствие приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным постановлением № № и в связи с невозможностью приобретения на рассчитанную субсидию жилого помещения на состав семьи <данные изъяты> человека (подпункт № пункт 8 статьи 11 постановления № №).
Считает решение незаконным, поскольку пункт <данные изъяты> постановления № № предусматривает перечень оснований только для отказа в предоставлении субсидии, а не для принятия решения о ненаправлении уведомления на право получения субсидии. Принять решение об отказе в предоставлении субсидии уполномоченный орган может только после получения и проверки документов, указанных в пунктах № статьи № постановления №, которые им в уполномоченный орган не представлялись, так как указанные документы представляются только после получения уведомления, которым удостоверяется право на получение субсидии.
Также заявитель считает несоответствующим закону порядок расчета жилищной субсидии и размер жилищной субсидии, рассчитанный Департаментом.
Желание участвовать в подпрограмме <данные изъяты> изъявило всего <данные изъяты> человека (<данные изъяты>). Его зять не изъявил желания участвовать в данном мероприятии.
Полагает, что Департамент при расчете размера субсидии учел жилое помещение, находящееся в индивидуальной собственности у его зятя Олькова С.Г., на которое ни он, ни другие члены его семьи, претендующие на получение субсидии, никаких прав не имеют, что противоречит подпунктам № постановления № №.
Заявитель просил признать незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о ненаправлении ему уведомления на право получения субсидии; признать незаконным порядок расчета размера субсидии и сам его размер <данные изъяты>; обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направить ему уведомление на право получения субсидии; обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществить расчет размера жилищной субсидии в строгом соответствии с законом, а также совершить все остальные предусмотренные законом действия, необходимые для реализации его права на получение жилищной субсидии.
Заявитель Туленцов А.Н. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Департамента Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Администрации города Сургута в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь статьей 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Туленцов А.Н., является инвалидом с детства, постановлением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ № признан участником подпрограммы 1 «Обеспечение жильем граждан, выезжающих их Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (далее подпрограмма 1) целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года» (далее целевая программа), утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года».
Указанная целевая программа прекратила свое действие с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ №408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в ДД.ММ.ГГГГ годах» (далее постановление № №).
В соответствии с постановлением № № утверждена подпрограмма V «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» (далее подпрограмма V), в рамках которой предусмотрено мероприятие «Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из автономного округа в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, признанным до ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограмм»
В соответствии с постановлением № № указанное мероприятие направлено на предоставление жилищных субсидий инвалидам <данные изъяты> групп, инвалидам с детства, семьям, имеющим детей-инвалидов, пенсионерам, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ по подпрограмме <данные изъяты> в соответствии с Законом автономного округа № №, постановлениями Правительства автономного округа № №, от ДД.ММ.ГГГГ № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года» (далее постановление № № для приобретения жилья в районах, имеющих более благоприятные климатические условия, в порядке и на условиях, установленных постановлением №
Таким образом, Туленцов А.Н. в настоящее время относится к участникам подпрограммы V, мероприятия которой реализуются в порядке, установленном постановлением № для участников подпрограммы 1.
В соответствии с № Порядка реализации целевой программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на ДД.ММ.ГГГГ годы и период до ДД.ММ.ГГГГ года», утвержденного постановлением № № (далее Порядок), решение о предоставлении государственной поддержки, принимает уполномоченный орган.
В отношении граждан, относящихся к категориям: инвалиды, переселенцы, уполномоченным органом является Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Департамент).
Орган местного самоуправления является уполномоченным органом в отношении участников подпрограммы № при приеме от граждан заявлений на участие в программе, рассмотрении заявлений об участии и принятии решения о признании либо об отказе в признании заявителя участником подпрограммы 1. Орган местного самоуправления ведет также Единый список участников. Таким органом на территории города Сургута является управление учета и распределения жилья Администрации города, на основании Положения, утвержденного распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №№.
В соответствии с п. № статьи № Порядка право участников подпрограммы 1 на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением.
Для вынесения решения о выделении субсидии и направления Уведомлений участникам подпрограммы № Администрация на основании сформированного Департаментом списка получателей уведомляют граждан о необходимости представления документов, предусмотренных п. 1 ст. 11 Порядка.
Заверенные копии всех документов направляются Администрацией в Департамент в течение <данные изъяты> дней.
Администрация направила в Департамент документы, предусмотренные п. 1 ст. 11 Порядка, предоставленные Туленцовым А.Н. в Администрацию, в установленном порядке и в установленный срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Порядка решение о предоставлении Уведомления участникам подпрограммы 1(инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, семьям, имеющим детей-инвалидов) принимается уполномоченным органом, исходя из даты и времени регистрации заявления на получение жилищных субсидий.
Участнику подпрограммы 1 Департамент в течение <данные изъяты> рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении субсидии направляет Уведомление на право получения субсидии.
Участник подпрограммы в течение <данные изъяты> календарных дней со дня получения Уведомления представляет в уполномоченный орган для принятия решения о предоставлении субсидии в текущем году заявление и документы, предусмотренные подпунктами № пункта № Порядка.
Пункт 7 Порядка предусматривает, что уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня представления заявления и документов, указанных в пунктах № названной статьи, осуществляет их проверку на соответствие требованиям Порядка и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии.
Основаниями отказа в предоставлении субсидии являются: исключение гражданина из Единого списка участников подпрограммы (пп.№ письменный отказ заявителя от получения субсидии в текущем году (пп.№); несоответствие приобретаемого жилого помещения требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 названного Порядка (пп.№); непредставление документов, предусмотренных пунктами № статьи 11 Порядка (пп. №
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Туленцова А.Н. комиссией по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан Департамента строительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры (протокол № 7) принято решение об отказе в выдаче уведомления ввиду несоответствия приобретаемого жилого помещения требованиям пп. № Порядка (л.д.№
Суд полагает, что доводы заявителя, на которых он оспаривает названное решение Департамента, обоснованы.
Если право на получение субсидии в текущем году у участника подпрограммы возникло, Департамент принимает решение о предоставлении уведомления (пункт 2 Порядка).
Возможность принятия Департаментом решения об отказе в выдаче уведомления Порядком не предусмотрена.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии (пункт 8 Порядка) после проверки документов, предусмотренных пунктами 3, 4 ст. 11 Порядка и представляемых участником подпрограммы со дня получения уведомления.
Кроме того, согласно протоколу № заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и письму Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № в качестве основания для отказа в выдаче уведомления в текущем году указано «несоответствие приобретаемого жилого помещения требованиям пп. № Порядка.
В соответствии с пп. 17.1.4. п. 17 ст. 10 Порядка при наличии у участника подпрограммы и (или) членов его семьи жилых помещений, находящихся в собственности (в том числе долевой), расчет размера государственной поддержки осуществляется исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения, за вычетом общей площади (долей) имеющихся у указанных граждан жилых помещений.
В соответствии с пп.8.3 п. 8 ст. 11 Порядка одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие приобретаемого жилого помещения требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 4 Порядка.
Пункт 2 ст. 4 Порядка предусматривает условие о том, что участники подпрограммы 1 должны приобрести жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте его приобретения (строительства).
Выводы о несоответствии приобретаемого жилого помещения можно сделать на основании документов, предусмотренных п. 3 ст. 11 Порядка, которые участник подпрограммы направляет в Департамент (через Администрацию) после получения Уведомления на право получения субсидии (п. 2 ст. 11 Порядка). Именно документы, предусмотренные п. 3 ст. 11 Порядка содержат сведения о приобретаемом жилом помещении.
Уведомление на право получения субсидии, которое принимается на основании решения Департамента, после рассмотрения документов, предусмотренных п. 1 ст. 11 Порядка, направленных Администрацией в Департамент в установленном порядке, Туленцов А.Н. не получал.
На основании же документов, предусмотренных п. 1 ст. 11 Порядка, которые были направлены в Департамент, невозможно сделать вывод о соответствии или несоответствии приобретаемого жилого помещения, так как документы не содержат сведений о таком жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд признает решение Департамента об отказе в выдаче Туленцову А.Н. уведомления, принятое на заседании комиссии по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан ДД.ММ.ГГГГ (протокол № № не соответствующим положениям статьи 11 Порядка.
Вместе с тем требование заявителя об обязании Департамента направить ему уведомление на право получения субсидии удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято.
Как следует из представленных Департаментом документов, Туленцов А.Н. включен в Сводный список на ДД.ММ.ГГГГ год под № №
Для вынесения решения о выделении субсидии Департаментом и направления уведомления участникам подпрограммы 1, Администрация уведомляет граждан о необходимости представления документов, предусмотренных п.1 ст. 11 Порядка.
Соответствующее письмо управления учета и распределения жилья Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ № направлено в адрес Туленцова А.Н. заказным письмом с уведомлением, которое получено им ДД.ММ.ГГГГ.
Требования Туленцова А.Н. о признании незаконным порядка расчета размера субсидии и самого ее размера, обязании Департамента осуществить расчет размера жилищной субсидии в строгом соответствии с законом удовлетворению не подлежат.
Порядок расчета размера субсидии установлен ст. 10 Порядка, утвержденного постановлением №
Как указано выше, постановление № № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. № постановления №
Однако в постановлении № (раздел 3 подпрограмма V) указано, что мероприятия подпрограммы V направлены на предоставление жилищных субсидий гражданам, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ по подпрограмме 1 Закона Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы», для приобретения жилья в районах, имеющих более благоприятные климатические условия, в порядке и на условиях, установленных постановлением №
Так как постановление №, предусматривающее указанное условие, не обжаловалось в установленном законодательством порядке, порядок расчета размера субсидии является законным.
Подпунктом 17.1.2 пункта 17 статьи 10 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 108-п, установлено, что для участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» к членам семьи участника целевой программы относятся постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № зять Туленцова А.Н., Ольков С.Г., признан членом его семьи. Решение суда вступило в законную силу.
Подпунктом № Порядка определено, что при наличии у участника подпрограммы и (или) членов его семьи жилых помещений, находящихся в собственности (в том числе долевой), расчет размера государственной поддержки осуществляется исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения, за вычетом общей площади (долей) имеющихся у указанных граждан жилых помещений. То есть данная норма применяется ко всем членам семьи, а не только к тем, на которых осуществляется расчет субсидии.
То обстоятельство, что член семьи заявителя, являющийся собственником жилого помещения (зять Ольков С.Г.), своего волеизъявления на участие в подпрограмме в установленной форме не выразил, переселяться из районов Крайнего Севера не намерен, не является основанием для увеличения суммы жилищной субсидии.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ № № указывает, что установление правовых норм, обусловливающих получение поддержки за счет средств бюджета представлением обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, полностью соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, направленным на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Таким образом, нормативно правовое регулирование, предусматривающее вычет размера площади жилого помещения, находящегося в собственности члена семьи участника подпрограммы, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления мер государственной поддержки.
Следовательно, размер субсидии <данные изъяты> рублей является законным и обоснованным, так как рассчитан в соответствии со ст. № Порядка, с учетом условия, предусмотренного пп. № Порядка.
Применение пп. № Порядка при расчете размера субсидии обосновано, так как согласно решению Сургутского городского суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Ольков С.Г. признан членом семьи заявителя Туленцова А.Н.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление Туленцова А.Н. о признании незаконным решения Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № № об отказе в выдаче Туленцову А.Н. уведомления на право получения субсидии.
В удовлетворении требований о признании незаконным порядка расчета размера субсидии, размера субсидии, об обязании Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направить уведомление на право получения субсидии, осуществить расчет размера жилищной субсидии в соответствии с законом, а также совершить все действия, необходимые для реализации права на получение жилищной субсидии отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи жалобы через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья подпись Е.А. Кладько
Копия верна
Судья Сургутского горсуда Е.А. Кладько