Судья Сычев И.А. УИД 16RS0046-01-2024-009191-80
дело № 2-3794/2024
№ 33-18147/2024
учёт № 035г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2024 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Тазиева Н.Д. и Шакировой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демагиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиШакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от <дата>, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан (ИНН ....) предоставить Сосниной В.В. (паспорт ....) специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Соснину В.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соснина В.В., <дата> года рождения, обратилась в суд с иском о возложении на Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее также Министерство) обязанности предоставить ей жилое помещение специализированного типа.
Иск мотивировала тем, что решением Министерства от <дата> с <дата> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Республики Татарстан. Однако до настоящего времени жильем не обеспечена. В связи с этим просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что дело рассмотрено с нарушением норм процессуального права, поскольку подобные заявления рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Кроме того, по утверждению подателя жалобы, Соснина В.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Министерство не обращалась.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Министерство, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан явку своих представителей не обеспечили, извещены.
Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в ст. 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее – Закон Республики Татарстан от 12 января2013 г. № 8-ЗРТ).
Согласно ст. 2, 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.
Как видно из материалов дела, решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от <дата> Соснина В.В. с <дата> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Принимая решение об удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности предоставить Сосниной В.В. специализированное жилое помещение, суд обоснованно исходил из того, что она объективно нуждается в предоставлении жилья, а гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано.
Довод апелляционной жалобы о допущенном судом нарушении норм процессуального права судебная коллегия отклоняет.
Федеральным законодателем произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен кодексом (ч. 1 ст. 127 Кодекса об административном судопроизводстве).
Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (ст. 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 г. № 28-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Исковое заявление Сосниной В.В. правомерно принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку истицей не оспаривалось действие или бездействие Министерства, а ставился вопрос относительно ее обеспечения, как лица из числа детей-сирот и детей, жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования не подлежали удовлетворению, поскольку с заявлением о предоставлении жилого помещения Соснина В.В. к ответчику не обращалась, признается несостоятельным.
В обоснование данного довода Министерство ссылается на положения ст. 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ, согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 1 данного Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Между тем Соснина В.В. свыше четырех лет, как включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; неоднократно обращалась в Министерство с соответствующими заявлениями, что подтверждаются имеющимися в материалах дела ответами Министерства (л.д. 10, 11, 49-51).
В связи с тем, что иных доводов, влияющих на обоснованность судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, не может быть отменено или изменено правильное решение суда.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 ноября 2024 г.
Председательствующий
Судьи