Решение по делу № 11-4188/2021 от 17.03.2021

судья Микулич В.Г.

дело № 2-107/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-4188/2021

16 апреля 2021 года                     г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего     Мицкевич А.Э.,

судей                 Данилкиной А.Л., Морозовой Е.Г.,

при помощнике судьи Э.О.К.,

с участием прокурора С.Н.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 января 2021 года по иску прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского муниципального района о возложении обязанности организовать холодное водоснабжение.

Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области П.Н.О., прокурора С.Н.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района, в котором просил возложить на администрацию обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в границах населенного пункта д. Пятково Красноармейского района Челябинской области холодное водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории д. Пятково Красноармейского района Челябинской области отсутствуют сети водоснабжения и общественные источники питьевой воды, находящиеся в муниципальной собственности. Численность населения в д. Пятково составляет около 258 человек. Отсутствие общественного источника водоснабжения, являющегося муниципальной собственностью, создает угрозу нарушения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Старший помощник прокурора Красноармейского района Челябинской области Д.М.В. судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области П.Н.О. в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования не признала.

Представитель третьего лица администрации Шумовского сельского поселения В.Л.Н. в судебном заседании в суде первой инстанции просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд постановил решение, которым исковые требования прокурора Красноармейского муниципального района Челябинской области удовлетворил, обязал администрацию Красноармейского муниципального района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать холодное водоснабжение населения в границах населенного пункта д. Пятково Красноармейского района Челябинской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644.

В апелляционной жалобе представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что, исходя из количества населения д.Пятково, стоимости строительства централизованной системы и последующей стоимости услуг по водоснабжению, строительство централизованной системы не целесообразно. Указывает на то, что органом местного самоуправления принято решение организовать подвоз воды, по результатам схода граждан составлен протокол, согласно которому жители единогласно отказались от организации подвоза, так как не готовы платить за данную услугу. В случае вступления решения в законную силу администрация будет вынуждена организовать подвоз воды, что само по себе противоречит интересам граждан, будет вынуждена потратить бюджетные средства на подвоз воды, который гражданам не нужен.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красноармейского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает несостоятельными ссылки представителя администрации на протокол схода граждан д.Пятково, согласно которому жители от подвоза питьевой воды отказались, поскольку на указанном собрании присутствовала малая часть жителей населенного пункта, и на сходе не ставился вопрос по обустройству в населенном пункте скважины либо колодца. Полагает, что нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Представитель третьего лица администрации Шумовского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя ответчика, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения.

Согласно части 4 статьи 14 указанного Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2007 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные на территории сельского поселения, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют "централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 вышеуказанных Правил).

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (п. 74 Правил).

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим и микробиологическим нормативам, приведенным в таблице, имеющейся в п.4.1.

Согласно пункту 2.7 СанПин 2.1.4-1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (действовавшему до 01 марта 2021 года) количество населения, пользующегося нецентрализованным источником водоснабжения, определяется в каждом конкретном случае исходя из дебита источника и принятых норм водопотребления. Водозаборные сооружения должны обеспечить прохождение через них требуемых объемов воды.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Красноармейского района Челябинской области проведена проверка организации водоснабжения в д. Пятково Шумовского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области, в ходе которой устанолвено, что на территории д. Пятково отсутствуют сети водоснабжения и общественные источники питьевой воды, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с соглашением о передаче осуществления полномочий (части полномочий) по регулированию вопросов местного значения от 24 декабря 2020 года, заключенному между муниципальным образованием «Красноармейский муниципальный район» и муниципальным образованием «Шумовское сельское поселение», муниципальный район передал, а поселение приняло к исполнению наряду с другими полномочия организацию в границах поселения водоснабжение населения (п. 1.1.1 Соглашения). При этом осуществление сторонами полномочий, передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением, финансируется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов сторон (п. 2.1 Соглашения). В целях исполнения настоящего соглашения в бюджетах сторон на очередной финансовый год предусматриваются передаваемые на осуществление полномочий средства (п. 3.1). Стороны обязаны выделять финансовые средства на осуществление другой стороной передаваемых по настоящему Соглашению полномочий (п.3.4). Соглашение вступает в силу с 01 января 2021 года, срок его действия – 1 год с возможностью дальнейшего пролонгирования (п.п.5.1-5.3).

Из ответа исполняющего обязанности главы Шумовского сельского поселения от 01 декабря 2020 года следует, что в д. Пятково нет системы водоснабжения: отсутствуют скважины, колонки, колодцы общественного пользования. Население пользуется частными скважинами.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию района обязанности организовать холодное водоснабжение населения в границах населенного пункта д. Пятково, поскольку в связи с отсутствием со стороны администрации такой организации жители д.Пятково находятся в опасных для их жизни и здоровья условиях, так как не обеспечены возможностью пользоваться централизованным либо нецентрализованным холодным водоснабжением.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что исходя из количества населения д. Пятково, стоимости строительства централизованной системы и последующей стоимости услуг по водоснабжению, строительство централизованной системы не целесообразно, на правильность выводов суда не влияет, поскольку на администрацию муниципального района в силу прямого указания законом возложена обязанность по организации водоснабжения как посредством централизованных, так и нецентрализованных систем холодного водоснабжения на территории муниципального района, в том числе на территории сельского поселения.

Доводы ответчика в жалобе о том, что органом местного самоуправления принято решение организовать подвоз воды, по результатам схода граждан составлен протокол, согласно которому жители единогласно отказались от организации подвоза, так как не готовы платить за данную услугу, и в случае вступления решения в законную силу администрация будет вынуждена организовать подвоз воды, что само по себе противоречит интересам граждан, который им не нужен, судебная коллегия находит несостоятельными.

Как правильно указал суд первой инстанции, не смотря на то, что по результатам схода граждан от 22 января 2021 года жители д. Пятково отказались от установки автомата по продаже и очистке питьевой воды и организации подвоза воды, не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей по организации холодного водоснабжения в данном населенном пункте, поскольку отсутствуют сведения о том, что участвующие на сходе 22 жителя выразили волю всего населения д. Пятково. Кроме того, перед жителями деревни не ставились вопросы об иных способах организации нецентрализованного водоснабжения, кроме как подвоза воды либо установки автомата по продаже и очистке питьевой воды.

Более того, доказательства, подтверждающие, что все жилые дома д. Пятково обустроены частными скважинами, вода из которых соответствует требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в материалах дела отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, по существу повторяют позицию истца в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и получила надлежащую оценку при разрешении спора, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела. Оснований для иной оценки спорных правоотношений не имеется. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Определенный судом срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия считает разумным и справедливым.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-4188/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Красноармейского района
Ответчики
Администрация Красноармейского муниципального района
Другие
Администрация Шумовского сельского поселения
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Данилкина Анна Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
17.03.2021Передача дела судье
16.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021Передано в экспедицию
16.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее