Судья: Крапивин А.А. Дело № 33а-1384/2022 (№ 2а-1-1913/2021)
64RS0010-01-2021-003767-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Домниной А.В., Закарян И.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вольский» Саратовской области к Агафонов С.В. об установлении административного надзора по апелляционной жалобе Агафонов С.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Домниной А.В., изучив доводы апелляционной жалобы, письменное заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела,
установила:
межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вольский» Саратовской области (далее по тексту – МО МВД России «Вольский» Саратовской области) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить в отношении Агафонова С.В. административный надзор сроком на 3 года, с установлением следующих административных ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет на пребывание вне жилого помещения являющегося местом жительства в ночное время суток в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов по местному времени; запрет на выезд за пределы Вольского муниципального района Саратовской области без разрешения МО МВД России «Вольский» Саратовской области, за исключением случаев связанных с исполнением трудовых обязанностей; запрет на пребывание в увеселительных местах: кафе, барах, ресторанах с целью распития спиртных напитков.
Требования мотивированы тем, что приговором Вольского районного суда Саратовской области от 30 мая 2013 года Агафонов С.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом «а, б» части 2 статьи 228.1 УК РФ на срок 5 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 20 июня 2017 года Агафонов С.В. был освобожден условно-досрочно на 1 год 1 месяц 7 дней. Агафонов С.В. имея непогашенную судимость в течение года совершил два административных правонарушения посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, за что был привлечен к административной ответственности.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года требования административного искового заявления удовлетворены частично. Установлен административный надзор в отношении Агафонова С.В., сроком на 3 года, исчисляемый со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, наблюдение за соблюдением осужденным установленных административных ограничений возложено на орган внутренних дел по месту жительства или пребывания Агафонова С.В.
Установлены в отношении Агафонова С.В. следующие ограничения: обязательная явка 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет на пребывание в увеселительных местах: кафе, барах, ресторанах и иных организациях общественного питания с целью распития спиртных напитков; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 20-00 до 06-00 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей. В удовлетворении остальных требований административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе Агафонов С.В. просит решение изменить, установить административный надзор сроком на 1 год, исключить ограничения в виде запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 20-00 до 06-00 часов, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Указывая на то, что он ведет нормальный образ жизни, не нарушает общественный порядок, трудоустроен, работа связана с выездом за пределы места жительства.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ).
Согласно статье 2 данного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Закона № 64-ФЗ.
Материалами дела и судами установлено, что приговором Вольского районного суда Саратовской области 30 мая 2013 года Агафонов С.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30 – пунктов «а, б» части 2 статьи 228.1 УК РФ на срок 5 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
20 июня 2017 года Агафонов С.В. освобожден условно-досрочно на 1 год 1 месяц 7 дней.
11 марта 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Вольского района Саратовской области Вольского районного суда Агафонов С.В. привлечен к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста.
27 октября 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Вольского района Саратовской области Агафонов С.В. привлечен к административной ответственности по статье 19.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Согласно рапорт - характеристике старшего УУП МО МВД России «Вольский» Саратовской области Агафонов С.В. в настоящее время официально не трудоустроен, имеет случайные заработки, иногда употребляет спиртные напитки, с соседями поддерживает мирные отношения, в быту характеризуется посредственно.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, принимая во внимание, что отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления, имеющий неснятую судимость, совершил в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также против порядка управления, пришел к выводу об установлении в отношении Агафонова С.В. административного надзора сроком на 3 года с момента вступления решения суда в законную силу. Ограничения установлены с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершённого преступления (в силу требований названного Федерального закона), его поведения после отбывания наказания.
Также, судом первой инстанции учтено, что Агафонов С.В. по месту своей работы вынужден выезжать за границы Вольского муниципального района Саратовской области, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для установления административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Вольского муниципального района Саратовской области не имеется.
Явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации является обязательным административным ограничением, подлежит безусловному применению (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ).
Таким образом, выбранные административные ограничения не являются произвольными, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Вопреки доводам жалобы установленные судом административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Закон № 64-ФЗ перечню таких ограничений, чрезмерными не являются.
Иные доводы апелляционной жалобы относительно установления административного надзора в отношении Агафонова С.В., не свидетельствуют о неверном применении судом первой инстанции норм материального права, так как административный надзор в отношении административного ответчика был установлен судом в связи с наличием основания, предусмотренного частью 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ. При этом срок административного надзора определен судом в строгом соответствии с требованиями статьи 5 указанного Закона.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агафонов С.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: