Дело № 2а-4121/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июня 2022 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Донгак А.А., при секретаре Саая А-С.Ч., рассмотрев административное дело № 2а-4121/2022 по административному исковому заявлению ФИО4 к судебному приставу-исполнителю Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО12, старшему судебному приставу Кызылского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО5, начальнику Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО21, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, прекращении исполнительного производства, отмене взыскания исполнительского сбора, вынесении решения о сохранении размера пенсии в полном объеме,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - Кызылский ГОСП) ФИО13 старшему судебному приставу Кызылского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО5 (далее – старший студеный пристав Кызылский ГОСП), начальнику Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО8 (далее – начальник УФССП по Республике Тыва), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании действия (бездействия) незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, прекратить производство по исполнительному производству и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, указав, что о нарушении своих прав узнал ДД.ММ.ГГГГ в день выдачи пенсии по старости, ранее был судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и он был отменен, исполнительное производство №, возбужденное незаконно, прекращено 19 марта 2018 года судебным приставом ФИО14., исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ № также отменено и прекращено ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО9 Минимальный прожиточный минимум на 2022 года в <адрес> установлен в размере для пенсионеров 10 252 рублей, на иждивении имеет сына, который является студентом. Получает пенсию по старости и других источников дохода не имеет. Просит прекратить нарушение его прав и законных интересов, признать действия (бездействия) незаконным и возложить обязанности устранить допущенные нарушения, признать невозможность взыскания и возвратить удержанные ранее суммы с ДД.ММ.ГГГГ, прекратить исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ № ВС № из-за невозможности взыскания и истечением сроков исковой, отменить взыскание исполнительского сбора, вынести решение о сохранении ему размера пенсии в полном размере.
Судебным приставом-исполнителем ФИО15. направлено возражение на административное исковое заявление, указав, что с административным исковым заявлением не согласны по следующим основаниям. В Кызылском ГОСП УФССП по РТ находится на исполнении исполнительное производство № – ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка №8 г. Кызыла Республики Тыва по делу № в отношении должника ФИО4 в пользу взыскателя ООО «Феникс». Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено через Единый портал государственных услуг (далее - ЕПГУ) ДД.ММ.ГГГГ, прочитано ДД.ММ.ГГГГ, должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный документ должником ФИО4 в срок, установленный для добровольного исполнения был не исполнен, в связи с чем на основании ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2017 года №229-ФЗ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 3224,56 рублей, которое направлено через ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ, прочитано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем было вынесено и направлено постановление об обращении взыскания на пенсию должника, в феврале 2022 года от должника поступило заявление о сохранении прожиточного минимума на себя и на иждивенца, в целях сохранения прожиточного минимума на иждивенца размер удержаний был уменьшен до 34%. В сохранении прожиточного минимума на иждивенца было отказано и разъяснено обратиться в судебные органы. Срок исковой давности по исполнительному листу не истек, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Административный истец ФИО4 о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик судебный пристав ФИО16 просила отказать в удовлетворении административного иска.
Начальник Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО8, старший судебный пристав-исполнитель Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО5, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени проведения судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица ООО «Феникс» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассматривается без участия сторон.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 (пункт 1) названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч. 1 ст. 30 названного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.ч. 1, 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Кроме того, по истечении добровольного срока исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" применяет меры принудительного исполнения, к которым в том числе относится обращение взыскания на имущество должника.
Как следует из статьи 64 Закона об исполнительном производстве, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
В случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, заявлении должника, предусмотренном частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума (часть 1.1).
Требования части 1.1 ст.99 в соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» распространяются на случаи, когда должником подано заявление о сохранении прожиточного минимума в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (часть 2 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа ВС №, выданного мировым судьей судебного №8 г. Кызыла Республики Тыва и заявления представителя ООО «Феникс» возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 о взыскании задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 46 065, 18 рублей.
Постановление было направлено ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ через систему электронного документооборота АИС ФССП России.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО17. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 3224,56 рублей.
Постановление было направлено ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ через систему электронного документооборота АИС ФССП России.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) ежемесячное удержание в размере 50% пенсии и иных доходов должника.
ФИО4 направлялось заявление начальнику отдела - старшему судебному приставу-исполнителю Кызылского ГОСП о сохранении пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума пенсионеру и иждивенцу.
В соответствии с ответом судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО4 следует, что размер удержаний с пенсии уменьшен до 34 % и направлено в Пенсионный фонд РФ, представленные документы не могут служить основанием для прекращения исполнительного производства, постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в личный кабинет ДД.ММ.ГГГГ и получено уведомление ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит отмене.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника, а также вынесено постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), согласно которому ежемесячно удерживались 34 % доходов должника.
Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах ФИО4 следует, что установлена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ по бессрочно в размере 6448 рублей 53 копеек.
В соответствии со справкой, выданной Департаментом по социальной политике Мэрии г. Кызыла от 22 марта 2016 года среднедушевой доход семьи ФИО4 составляет 00 рублей 00 копеек.
Согласно свидетельству о рождении ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом указан ФИО4.
Согласно договору об оказании платных образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ между исполнителем в лице директора КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана Царьковым А.В. и ФИО3 составлен договор на оказание платных образовательных услуг заказчику по программе подготовки бакалавра.
Согласно справке КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана от 23 декабря 2019 года ФИО3 зачислен в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ плата за обучение ФИО3 составляет 77 115 рублей за семестр.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из материалов исполнительного производства, исполнительное производство было возбуждено на основании вступившего в законную силу судебного акта и выданного судом исполнительного листа, постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику, после истечения добровольного срока исполнения взыскан исполнительский сбор, вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере 50%, на основании обращения должника размер ежемесячного удержания с пенсии снижен до 34 %.
Оснований для признания постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными не усматривается, поскольку судебным приставом-исполнителем соблюдены вышеуказанные требования Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, указано в ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», на которые страховая пенсия по старости не распространяется.
Согласно ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Оснований, предусмотренных ст. 43, 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для прекращения исполнительного производства не усматривается.
Доводы административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем были нарушены его законные права и интересы, поскольку по исполнительным документам, поступившим от взыскателей, с суммой задолженности, не превышающей 100 тысяч рублей, удержание из пенсионных выплат осуществляется на основании решения территориального органа пенсионного фонда в размере, не превышающем 20 % пенсии, в соответствии с Федеральным законом о страховых пенсиях, а также в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2021 № 234-ФЗ пенсионеры и малообеспеченные граждане, чей доход меньше прожиточного минимума могут добиться окончания исполнительных производств за невозможностью взыскания и списать долги на сумму до 500 000 рублей, в связи с чем ему не сохранили размер пенсии в полном размере, а также для его иждивенца, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
На основании ч.3 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", удержания в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Кызылского городского отдела судебных приставов ФИО18 нарушений прав и законных интересов административного истца при возбуждении и исполнении исполнительного листа по исполнительному производству не допущено, ответчиком предприняты все необходимые меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа, что подтверждается материалами исполнительного производства.
Оснований для прекращения исполнительного производства в связи с истечением сроков исковой давности и невозможности взыскания не имеется, поскольку исполнительный документ взыскателем предъявлен к исполнению в установленные сроки и ограничений, связанных с удержанием заработной платы и иных доходов должника не усматривается.
Вместе с тем, отмечается, что административным истцом пропущен 10-дневный срок подачи административного иска, предусмотренного чю3 ст.219 КАС РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Таким образом, требования административного истца к административным ответчикам о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, прекращении исполнительного производства, прекращении исполнительного производства, вынесения решения о сохранении размера пенсии ежемесячно в полном размере, удовлетворению не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождения от уплаты этого сбора в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно, вины должника в неисполнении решения суда не имеется.
Судом установлено, что исполнительное производство № – ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ
Доводы административного истца о том, что судебным приставом было вынесено незаконное постановление, не подтверждены материалами исполнительного производства.
ФИО4 в обоснование своих требований указывает на то, что он не знал об исполнительном производстве, все исполнительные производства были отменены. Как пенсионер по старости получает пенсию, после удержаний с пенсии денежных средств остается денежных средств меньше прожиточного минимума, кроме пенсии иного источника дохода не имеет. С учетом тяжелого материального положения административного истца, суд полагает, что виновных действий по несвоевременному неисполнению судебного решения истцом не допускалось.
При данных обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, необходимо освободить ФИО4 от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО4 к судебному приставу-исполнителю Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО6 ФИО6, старшему судебному приставу Кызылского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО5, начальнику Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО20, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, прекращении исполнительного производства, отмене взыскания исполнительского сбора, вынесении решения о сохранении размера пенсии в полном объеме, удовлетворить частично.
Освободить ФИО4 от уплаты исполнительского сбора в размере 3 224 рублей 56 копеек, взысканного постановлением судебного пристава исполнителя Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО19. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Обязать административных ответчиков об исполнении решения суда сообщить в месячный срок в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года (с учетом выходных дней).
Судья А.А. Донгак