56RS0009-01-2023-000906-78, 2-1445/2023
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2023 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Ботвиновской Е.А., при секретаре Майер А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Оренбурга к Муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад №8» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с иском к МДОАУ «Детский сад №8» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, в обоснование указал, что в 1 полугодие 2022 года прокуратурой района проводилась проверка соблюдения МДОАУ «Детский сад № 8», расположенного по адресу: <...> законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлялись следующие нарушения:
в помещениях допущено применение декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (натяжной потолок, пенополиуретановая плитка на потолке, покрытие пола (ковролин, линолеум), отделка стен и потолка в кабинете психолога), тем самым нарушены ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
-отделка стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий выполнена из материалов класса более чем KM0 и (или) КМ1, чем нарушены требования ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ;
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, тем самым нарушен п. 17 «б» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки ступени различной высоты, тем самым нарушены ч.4 ст. 4, ч.1 ст. 6, ст. 52, ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.3.6 СП 1.13130.2020.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района <Дата обезличена> вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако согласно информации МДОАУ «Детский сад № 8» от 26.01.2023 вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены, ввиду отсутствия финансирования. Просит суд обязать Управление образования администрации г. Оренбурга в срок до 01.09.2023г. предусмотреть финансирование МДОАУ «Детский сад № 8» для проведения следующих мероприятий: проведение отделки помещений с применением декоративно-отделочных материалов, отвечающих требованиям ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3, проведение отделки стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из материалов, отвечающим требованиям ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, организации не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний; приведение в соответствие с п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 ступеней, расположенных на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки; обязать МДОАУ «Детский сад № 8» в срок до 01.03.2024: провести отделку помещений с применением декоративно-отделочных материалов, отвечающих требованиям ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-03, провести отделку стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из материалов, отвечающим требованиям ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, привести в соответствие с п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 ступени, расположенные на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Впоследствии уточнил исковые требования, просил суд обязать Управление образования администрации г. Оренбурга в срок до <Дата обезличена> предусмотреть финансирование МДОАУ «Детский сад <Номер обезличен>» для проведения следующих мероприятий: проведение отделки помещений с применением декоративно-отделочных материалов, отвечающих требованиям ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, проведение отделки стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из материалов, отвечающим требованиям ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, организации не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, приведение в соответствие с п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 ступеней, расположенных на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки; обязать МДОАУ «Детский сад № 8» в срок до <Дата обезличена>: провести отделку помещений с применением декоративно-отделочных материалов, отвечающих требованиям ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ: провести отделку стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из материалов, отвечающим требованиям ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, привести в соответствие с п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 ступени, расположенные на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Определением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 05.04.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Финансовое Управление администрации г. Оренбурга, Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга.
Представители третьих лиц Финансового Управления администрации г. Оренбурга, Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Представитель истца старший помощник прокурора Киреева Ю.П. в судебном заседании поддержала требования искового заявления, просила суд их удовлетворить, с учетом уточненного иска.
Представитель ответчика МДОАУ «Детский сад №8»: Скуратова О.А, действующая на основании устава, в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управление образование Администрации г. Оренбурга Ширнина М.Н., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании ссылалась на то, что срок до <Дата обезличена> для проведения мероприятий, указанных в исковых требованиях, недостаточен.
В представленном суду отзыве на исковое заявление указал, что Управление образования администрации г. Оренбурга не возражает относительно заявленных требований. Однако бюджет на 2023 и плановый период 2024 - 2025 сформирован и утвержден решением Оренбургского городского Совета от <Дата обезличена> № 300. При условии выделения финансирования в 2024 году, возможно провести ремонт только при соблюдении всех процедур заключения договоров и фактического выполнения работы с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального образовательного учреждения. Для этого необходимы разумные сроки, что возможно не позволит выполнить решение суда в срок до <Дата обезличена>. В случае удовлетворения требований прокуратуры, появится необходимость выделения дополнительных средств, что необходимо будет сделать финансовому управлению администрации города Оренбурга как главному распорядителю средств бюджета города.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты (ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) пожарной безопасностью объекта защиты признается состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью "Предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии с ч.ч, 2, 3 ст, 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 8 ст, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273).
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за средств федерального бюджета, федеральных государственных бюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании п. 2.37 Положения об управлении образования г. Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 191, Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу требований ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления администрации г. Оренбурга от 01.12.2015 <Номер обезличен>-п «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Оренбурга и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» учредитель бюджетного учреждения при формировании муниципального задания включает расходы на содержание объектов недвижимости, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
Судом установлено, что в первом полугодии прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга на поднадзорной территории проведена проверка МДОАУ «Детский сад <Номер обезличен>» по вопросу нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки было выявлено следующие нарушения:
в помещениях допущено применение декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (натяжной потолок, пенополиуретановая плитка на потолке, покрытие пола (ковролин, линолеум), отделка стен и потолка в кабинете психолога), тем самым нарушены ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
-отделка стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий выполнена из материалов класса более чем KM0 и (или) КМ1, чем нарушены требования ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ;
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, тем самым нарушен п. 17 «б» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки ступени различной высоты, тем самым нарушены ч.4 ст. 4, ч.1 ст. 6, ст. 52, ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.3.6 СП 1.13130.2020.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 31.05.2022 вносилось представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако согласно информации МДОАУ «Детский сад № 8» от 26.01.2023 вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены, ввиду отсутствия финансирования.
На момент проверки дошкольное образовательное учреждение посещало 346 воспитанников, количество сотрудников учреждения составляло 63 человека.
В соответствии с Уставом, МО «г. Оренбург» является учредителем МДОАУ «Детский сад № 8». Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Администрация г. Оренбурга в лице управления образования администрации г. Оренбурга.
МДОАУ «Детский сад № 8», в свою очередь, является бюджетной организацией, расходы которой осуществляются из бюджетных средств г. Оренбурга, в пределах доверенных учредителем лимитов.
Управление образования администрации г. Оренбурга, как лицо осуществляющее функции учредителя МДОАУ «Детский сад №8», распорядитель бюджетных денежных средств, несет обязанность при формировании муниципального задания предусматривать расходы на содержание здания детского сада, в том числе за приведение здания детского сада в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности, то есть отвечает за обеспечение финансирования указанных выше мероприятий.
Поскольку МДОАУ «Детский сад № 8» не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению вышеуказанных нарушений, то в соответствии в вышеприведенными нормами законодательства, обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Управлением образования администрации г. Оренбурга. Таким образом, обязанность Управления образования администрации г. Оренбурга и непосредственно МДОАУ «Детский сад № 8» по обеспечению безопасности учащихся и работников закреплена на федеральном и региональных уровнях.
При формировании проекта бюджета г. Оренбурга по отросли образования предусмотрено финансирование на противопожарные мероприятия МДОАУ «Детский сад № 8».
При этом установлено, что МДОАУ «Детский сад № 8» неоднократно обращались в Законодательное собрание Оренбургской области для выделения финансирования для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, что подтверждается обращениями от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>,<Дата обезличена>.
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика МДОАУ «Детский сад № 8» и Управлении образования администрации г. Оренбурга наличие выявленных нарушений не оспаривали.
Однако судом установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, ремонтные работы в помещении не проведены. Доказательств обратного стороной ответчиков в материалы дела не представлено.
Статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.
Исходя из изложенного, выявленные в ходе проверки нарушения, допущенные в образовательном учреждении, являются таковыми, и несут реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований к Управлению образования администрации г. Оренбурга, поскольку на данного ответчика возложены обязательства по финансированию, а также к МДОАУ «Детский сад № 8» на которое возложена обязанность по обеспечению безопасности образовательного процесса.
В данном случае обстоятельства, на которые ссылается прокурор в своем иске, подтверждены надлежащим образом путем предоставления доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, при этом ответчики в судебном заседании не возражали против удовлетворения искового заявления.
Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает возможным установить требуемый истцом прокурором Дзержинского района города Оренбурга срок исполнения указанных выше обязанностей, т.е. в срок до <Дата обезличена> предусмотреть Управлению образования Администрации г. Оренбурга финансирование МДОАУ «Детский сад № 8», в срок до <Дата обезличена> обязать МДОАУ «Детский сад <Номер обезличен>» устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.98, 100,194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Дзержинского района г. Оренбурга к Муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад №8» об обязании совершения определенных действий – удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации г. Оренбурга в срок до 31.12.2023 предусмотреть финансирование МДОАУ «Детский сад № 8» для проведения следующих мероприятий: проведение отделки помещений с применением декоративно-отделочных материалов, отвечающих требованиям ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, проведение отделки стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из материалов, отвечающим требованиям ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, организации не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, приведение в соответствие с п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 ступеней, расположенных на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Обязать МДОАУ «Детский сад № 8» в срок до 01.07.2024: провести отделку помещений с применением декоративно-отделочных материалов, отвечающих требованиям ч.7 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ: провести отделку стен и потолка залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий из материалов, отвечающим требованиям ч.8 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, привести в соответствие с п. 4.3.6 СП 1.13130.2020 ступени, расположенные на путях эвакуации в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Е.А. Ботвиновская
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2023 г.