Решение по делу № 3а-9/2017 от 23.03.2017

Дело № 3а-9/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2017 года           город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Кондратовой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении кадастровой стоимости земельного участка, взыскании судебных расходов,

установил:

Гаражно-строительный кооператив «Восточный» (далее – ГСК «Восточный») обратился 23.03.2017 г. в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.12.2016 г. в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что у административного истца указанный земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании. В полученном истцом кадастровом паспорте от 16.12.2016г. в отношении спорного земельного участка указана его кадастровая стоимость в размере <данные изъяты> руб. Административный истец относит названную сумму к кадастровой стоимости объекта недвижимости, не согласен с ее размером, считает ее завышенной и не соответствующей рыночной стоимости земельного участка, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 22.03.2017 г. , подготовленному оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Севастопольская экспертная компания», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 06.12.2016 г. составляет <данные изъяты> руб. С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании представители административного истца Е.Г. , действующий по доверенности, а также председатель кооператива А.П. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков Правительства Севастополя по доверенности В.А. и Севреестра по доверенности К.В. возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в устных и письменных объяснениях. Дополнительно пояснили, что обжалуемая административным истцом стоимость с учетом особенностей регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя является не кадастровой, а нормативной, в связи с чем не может быть оспорена в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Обратили внимание суда и истца на то, что на территории города Севастополя не проведена государственная кадастровая оценка земли, поэтому для целей налогообложения и арендной платы на период с 01.01.2015г. и до 01 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков используется нормативная цена земли, определенная Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 г. № 515 «Об утверждении нормативной цены земли». Содержащаяся в выписке от 09.03.2017г. и кадастровом паспорте стоимость земельного участка рассчитана Севреестром в отношении конкретного земельного участка кооператива на основании Постановления Правительства Севастополя от 28.11.2014 г. № 515 как нормативная цена земли. Требования Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к спорным правоотношениям не применимы.

Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в силу следующего.

Согласно частям 1, 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, у ГСК «Восточный» на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации Совета народных депутатов -р от ДД.ММ.ГГГГ находится на праве постоянного пользования земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, <адрес>, для обслуживания гаражей, что подтверждается государственным актом серии I-КМ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-12).

Согласно кадастровому паспорту от 16.12.2016г. и выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.03.2017г. в отношении спорного земельного участка его кадастровая стоимость указана в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 6,22).

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Таким образом, административный истец является пользователем земельного участка и плательщиком земельного налога.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных НК РФ, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).

При этом, данный Кодекс устанавливает, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 390 и пункт 1 статьи 391); налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. №508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 г. № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей до 01.03.2015 г.) в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

В силу статьи 25 указанного Закона нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 марта 1997 года № 319 «О порядке определения нормативной цены земли», согласно которому нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На территории города Севастополя такие особенности имущественных и земельных отношений установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 46-ЗС (в редакции закона города Севастополя от 28.10.2016 г. № 281-ЗС) для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.

В силу части 3 названной статьи до утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.

Порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя (часть 1 статьи 10 Закона № 46-ЗС).

Нормативная цена земли на территории города федерального значения Севастополя определена Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 г. № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» (далее – Постановление № 515).

Проанализировав вышеперечисленные нормы федерального и регионального законодательства в их взаимной связи, учитывая определенный в них различный принцип установления кадастровой стоимости (устанавливается на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в результате проведения государственной кадастровой оценки) и нормативной цены земли (устанавливается нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта без проведения оценки конкретных земельных участков), принимая во внимание особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя и то обстоятельство, что до настоящего времени на его территории не утверждены результаты государственной массовой кадастровой оценки земельных участков, прихожу к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка административного истца в данном случае не может быть установлена равной его рыночной стоимости на дату оценки 06.12.2016г. в размере <данные изъяты> руб., определенном в отчете оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Севастопольская экспертная компания» от 22.03.2017 г. (л.д. 101-149), поскольку является по своей сути нормативной ценой земли.

Изложенное выше подтверждается представленным в материалы дела ответом Севреестра от 22.02.2017 г. за исх. в адрес представителя ГСК «Восточный», согласно которому государственная кадастровая оценка земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя, не проведена (л.д. 22).

Также в судебном заседании представитель административного ответчика Севреестра К.В. пояснила, что указанный в названных выше выписке из Единого государственного реестра недвижимости и кадастровом паспорте размер стоимости земельного участка, находящегося в пользовании административного истца, рассчитан специалистами Севреестра по процедуре, установленной Постановлением № 515, и является нормативной ценой земельного участка ГСК «Восточный», при том, что согласно пункту 2 данного Постановления Управление государственной регистрации права и кадастра определено в качестве исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков.

Указание в кадастровом паспорте земельного участка от 16.12.2016г. и в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.03.2017г. в отношении спорного земельного участка суммы <данные изъяты> руб. в качестве кадастровой стоимости не свидетельствует безусловно об отнесении ее к таковой по своей сути. При этом, в части 3 статьи 10 Закона № 46-ЗС прямо определено, что в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.

Помимо этого, юридически значимая сумма 213 916 173,74 руб., указанная в качестве кадастровой стоимости в перечисленных документах государственного кадастра недвижимости, аналогична сумме, отраженной в отношении спорного земельного участка кооператива в справке Севреестра от 07.04.2015 г. , содержащей сведения о нормативной цене данного участка по состоянию на 01.01.2015г. (л.д. 5).

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения административного иска ГСК «Восточный» не нахожу.

По правилам статьи 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом судебные расходы взысканию с ответчиков не подлежат ввиду отказа в удовлетворении заявленного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Гаражно-строительного кооператива «Восточный» к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании результатов кадастровой стоимости, взыскании судебных расходов - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Севастопольского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Артамонова

Решение в окончательной форме принято 22.05.2016 года

3а-9/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
17.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее