Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Железногорск-Илимский 21 февраля 2019 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., с участием старшего помощника прокурора Бобрик А.А., представителя администрации МО «Нижнеилимский муниципальный район» Субботкиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-139/2019 по иску прокурора Нижнеилимского района в интересах Хамадиева А.Ф. к МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нижнеилимского района в интересах Хамадиева А.Ф. обратился в Нижнеилимский районный суд с иском к МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» (до реорганизации МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района») о взыскании недополученной заработной платы, в обоснование которого указано, что в прокуратуру района с заявлением о нарушении трудовых прав обратился работник МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» (до реорганизации МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района») Хамадиев А.Ф. Работник указал на то, что заработная плата ему выплачивается в заниженном размере.
В результате проверки, проведенной по обращению, установлено, что действительно, размер заработной платы Хамадиева А.Ф., работающего в должности *** МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» (до реорганизации МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района»), не соответствует действующему трудовому законодательству.
Заработная плата Хамадиеву А.Ф. выплачивается в размере, ниже минимального размера, так как работодатель включает в состав минимальной заработной платы гарантии и компенсации, установленные для работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - северную надбавку и районный коэффициент.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», в редакции от 01.12.2017г. №408-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016г. в сумме 7500 руб. в месяц, в редакции данного Федерального Закона от 14.12.2015г. №376-ФЗ с 01.07.2017г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 руб. Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год был установлен минимальный размер оплаты груда для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах приравненных к Крайнему Северу в Нижнеилимском районе с 01.01.2017г. в сумме 10754 руб., с 01.04.2017 в сумме 11369 руб. с 01.07.2017г. в сумме 12000 руб.
В ходе проверки было установлено, что Хамадиевым А.Ф. за период с январь 2017г. по декабрь 2017г. недополучено заработной платы в размере 80354,06 руб.
Действия работодателя противоречат положениям трудового законодательства, нарушают права работника на оплату труда, размер которой должен соответствовать установленному Федеральным Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда», с учетом гарантий и компенсаций затрат труда работников, связанных с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Кроме того, в соответствии со ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора, факт причинения морального вреда и размеры возмещения определяются судом.
В связи с несвоевременной выплатой заработной платы, работнику Хамадиеву А.Ф. причинен моральный вред, который оценивается в 50 000 руб.
С учетом уточненных требований просит суд взыскать с ответчика - МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» в пользу Хамадиева А.Ф. недополученную за период с января 2017г. по декабрь 2017г. заработную плату в размере 80354,06 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Определением Нижнеилимского районного суда от 21.01.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Нижнеилимский муниципальный район».
В судебное заседание истец Хамадиев А.Ф. не явился, надлежаще был извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил в адрес суда заявление о восстановлении процессуального срока на подачу искового заявления.
Старший помощник прокурора Бобрик А.А. в судебном заседании предъявленные требования поддержала, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему. Заявление Хамадиева А.Ф. о восстановлении процессуального срока на подачу искового заявления также поддержала.
Представитель ответчика МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» (до реорганизации МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района») в судебное заседание не явился, надлежаще были извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Направили в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором указали, что с предъявленными требованиями не согласны, заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением настоящего спора.
Представитель третьего лица администрации МО «Нижнеилимский муниципальный район» - Субботкина Н.М., действующая на основании доверенности от 29.09.2015г., сроком действия пять лет, в судебном заседании пояснила, что находит исковые требования не обоснованными, т.к. заработная плата истцу в соответствии с Федеральным Законом «О минимальном размере оплаты труда» выплачивалась в полном объеме. Денежные средства на выплату заработной платы в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год не выделялись. Считает, что заявление Хамадиева А.Ф. о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления не подлежит удовлетворению, т.к. ст.392 ТК РФ срок для обращения в суд установлен для работника. Заработная плата работникам МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» выплачивается в сследующем порядке: 28 числа аванс за текущий месяц и 13 числа заработная плата за предыдущий месяц. Хамадиев А.Ф. ежемесячно получал расчетные листы, следовательно, знал о том, что, по его мнению, нарушаются его права, однако, обратился за защитой своих прав не в суд, а в прокуратуру. При том, что работая в должности специалиста по кадрам, истец обладает познаниями в области трудового права. Обратившись в прокуратуру, Хамадиев А.Ф. не выяснял о судьбе своего иска на протяжении длительного времени, т.е. бездействовал.
Суд, с учетом мнения участников процесса, посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца и представителя ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей: истца, третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из представленного суду трудового договора *** от ***., дополнительного соглашения *** от ***. к трудовому договору *** от ***., дополнительного соглашения *** от ***. к трудовому договору *** от *** дополнительного соглашения *** от ***. к трудовому договору *** от ***., истец Хамадиев А.Ф. состоит в трудовых отношениях с МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района», работая в должности ***, осуществляет свою трудовую деятельность по основной работе, ему установлен оклад в размере 3228 руб., районный коэффициент в размере 60%, северная надбавка в размере 50%, надбавка к окладу за сложность, напряженность в труде в размере 115%, ежемесячная премия по результатам работы в размере 50%.
Период, учитываемый истцом при предъявлении настоящих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничен месяцами: с января 2017г. по декабрь 2017г. включительно.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение с настоящим иском в суд, предусмотренного ч.2 ст.392 ТК РФ.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока за разрешением индивидуального трудового спора, истец указал, что 07.02.2018г. он обратился к прокурору Нижнеилимского района с заявлением, в котором просил обратиться в суд в защиту его прав, свобод и законных интересов с иском о взыскании с МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района» в его пользу недополученной заработной платы и морального вреда. Заявление у него принял на личном приеме помощник прокурора Ф. 14.03.2018г. он получил ответ от 12.03.2018г. о том, что его обращение было рассмотрено, 12.03.2018г. было подготовлено соответствующее исковое заявление. С этого времени он надеялся, что его дело находится на рассмотрении в Нижнеилимском районном суде. Однако в ноябре 2018г. выяснилось, что на этом действия прокуратуры района в защиту его прав были закончены, исковое заявление в суд так и не поступило. 30.11.2018г. он обратился в прокуратуру Иркутской области с жалобой на бездействие прокуратуры Нижнеилимского района, после чего прокуратурой района было подготовлено и направлено в суд исковое заявление о взыскании с МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района» в его пользу недополученной заработной платы и морального вреда. Таким образом, фактически срок, предусмотренный ч.2 ст. 392 ТК РФ, истек по независящим от него причинам.
Разрешая заявление истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления, суд приходит к следующему.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 381 ТК РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 ТК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (ч.4 ст.392 ТК РФ).
Как следует из абзаца 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. При этом перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Соответственно, с учетом положений ст.392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Хамадиев А.Ф., полагая, что нарушаются его права на получение в полном объеме заработной платы, в пределах срока установленного ч.2 ст.392 ТК РФ, 07.02.2018г., в письменной форме обратился в прокуратуру Нижнеилимского района для восстановления нарушенных прав с просьбой обратиться в суд в защиту его интересов.
Прокуратурой Нижнеилимского района обращение Хамадиева А.Ф. было рассмотрено, о чем 12.03.2018г. ему был направлен ответ, из которого следует, что прокуратурой района 12.03.2018г. в Нижнеилимский районный суд в интересах Хамадиева А.Ф. подготовлено исковое заявление о взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда. А также указано, что о дате и времени судебного заседания он будет извещен Нижнеилимским районным судом.
В связи с тем, что фактически исковое заявление прокуратурой Нижнеилимского района в Нижнеилимский районный суд направлено не было, 06.12.2018г. Хамадиев А.Ф. обратился в прокуратуру Иркутской области с обращением с просьбой провести проверку, привлечь к ответственности виновных лиц и обязать прокуратуру Нижнеилимского района устранить нарушения его прав.
27.12.2018г. прокуратурой Нижнеилимского района Хамадиеву А.Ф. был дан ответ, согласно которому прокуратурой 04.12.2018г. в Нижнеилимский районный суд в интересах Хамадиева А.Ф. подготовлено исковое заявление о взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда. А также указано, что о дате и времени судебного заседания он будет извещен Нижнеилимским районным судом. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности помощника прокурора В., своевременно не направившего исковое заявление, не представляется возможным в связи с увольнением последнего из органов прокуратуры.
Настоящее исковое заявление поступило в Нижнеилимский районный суд 10.12.2018г., что следует из штампа входящей корреспонденции на первом листе искового заявления.
В соответствии со ст.352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
В силу ч.1 ст.26 названного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 1 ст.7 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в том числе рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Закона.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вносить представление об устранении нарушений закона (абзац третий ч.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации»).
Из данных норм следует, что органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.
Направляя письменное обращение по вопросу выплаты заработной платы не в полном объеме в прокуратуру Нижнеилимского района, Хамадиев А.Ф. правомерно ожидал, что в отношении его работодателя будет принято соответствующее решение об устранении нарушений его трудовых прав.
Хамадиев А.Ф., получив сообщение из Прокуратуры Нижнеилимского района о том, что в его интересах подготовлено в Нижнеилимский районный суд исковое заявление, полагал, что его трудовые права будут восстановлены.
Указанные фактические обстоятельства дают основание для вывода о наличии уважительных причин пропуска Хамадиевым А.Ф. предусмотренного ч.2 ст.392 ТК РФ срока для обращения в суд по спору о взыскании недополученной заработной платы.
Ввиду изложенного суд признает уважительными причины, по которым Хамадиевым А.Ф. пропущен срок для обращения в Нижнеилимский районный суд (обращение в прокуратуру Нижнеилимского района по вопросу нарушения трудовых прав) с иском о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части исковых требований за январь 2017г.
В судебном заседании установлено, что расчетные листы о начисленной заработной плате работникам МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» (до реорганизации МКУ «Пожарная часть Нижнеилимского района») выдавались ежемесячно. Изложенная в них информация излагалась доступным и понятным способом. Обратиться за ее разъяснением в случае возникновения каких-либо неясностей истцу ничего не препятствовало. Согласно соглашению о внесении изменений в коллективный договор №3 администрации Нижнеилимского муниципального района на 2015-2017г.г., заработная плата выплачивается 13 и 28 числа каждого месяца.
Представитель администрации МО «Нижнеилимский муниципальный район» в судебном заседании пояснила, что заработная плата работникам МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» выплачивается в следующем порядке: 28 числа аванс за текущий месяц и 13 числа заработная плата за предыдущий месяц. О том, что заработная плата работникам МКУ «Единая Дежурно-диспетчерская служба Нижнеилимского муниципального района» выплачивается в приведенном выше порядке, указано ответчиком в отзыве на исковое заявление, и не оспаривалось стороной истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что о произведенных начислениях по заработной плате истцу было известно за январь 2017г. в феврале 2017г. и с указанного же периода истцу стало известно о нарушении его прав в истекший месяц.
Судом установлено, что в прокуратуру Нижнеилимского района Хамадиева А.Ф. обратился 07.02.2018г. и 12.03.2018г. ему был направлен ответ, из которого следует, что прокуратурой района 12.03.2018г. в Нижнеилимский районный суд в его интересах подготовлено исковое заявление о взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда.
Таким образом, учитывая указанную в ответе прокуратуры Нижнеилимского района дату направления искового заявления в суд - 12.03.2018г., суд полагает, что срок обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за январь 2017г. истцом пропущен.
Согласно п.2 ст.199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Хамадиева А.Ф. недоначисленной заработной платы за январь 2017г. следует отказать.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от №164-ФЗ от 02 июня 2016 года), с 01 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 7500 рублей. В соответствии со ст. 1 от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 19 декабря 2016 года № 460-ФЗ с 01 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 7800 рублей.
Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года № 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Согласно толкованию, изложенному в п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (п. 2 резолютивной части указанного Постановления).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,148,315,316,317 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315, 316, 317 ТК РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета, установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, в том числе требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего до июня 2017 года минимального размера оплаты труда в 7500,00 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в феврале - июне 2017 года на одну ставку не может быть менее 15750,00 рублей.
Исходя из размера действующего с 01 июля 2017 года минимального размера оплаты труда в 7800,00 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца с 01 июля 2017г. на одну ставку не может быть менее 16380,00 рублей.
Суд не может принять доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что истец вправе требовать перерасчета заработной платы с 07 декабря 2017 года - с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с ч.ч. 2, 4, 5 ст. 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
Таким образом, Конституционный суд не принимает новых норм трудового права, а в рассматриваемом Постановлении лишь устанавливает конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Действие же вышеуказанных норм трудового права не прекращалось с момента их принятия и вступления в силу.
Следовательно, доводы истца о том, что ответчик заработную плату выплачивает не в полном объеме, поскольку в размер минимального размера оплаты труда включает северную надбавку и районный коэффициент, по мнению суда, являются обоснованными.
Из представленных суду расчетных листков за февраль - декабрь 2017 года следует, что истец в спорный период времени исполнял свои должностные обязанности по основной должности на 1 ставку, и его заработная плата в указанный период состояла из должностного оклада, северной надбавки, районного коэффициента, доплат.
Вместе с тем, прокурор, обращаясь в суд в интересах истца, ссылается на то, что просит при расчете недополученной заработной платы применять размер регионального МРОТ для Нижнеилимского района Иркутской области.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
В целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области (далее - Правительство), Союз «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов», представляющий работников (далее - Профсоюзы), Иркутская региональная ассоциация работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей», представляющая работодателей (далее - Работодатели), вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», 26.01.2017г. заключили «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329.
Статьей 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год размер минимальной заработной платы на территории Иркутской области в Нижнеилимском районе и городе Железногорск-Илимский, для работников государственных и муниципальных учреждений:
- с 1 января 2017 года установлен в сумме 10 754 рубля;
- с 1 апреля 2017 года установлен в сумме 11 369 рублей;
- с 1 июля 2017 года установлен в сумме 12 000 рублей.
Размер месячной заработной платы работника, работающего на территории Иркутской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Таким образом, из анализа действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Данная позиция изложена и в п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г., Д., К. и Ку.», из которого усматривается, что как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. При этом статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок. Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, согласно части первой статьи 45 данного Кодекса полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с частью третьей статьи 133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, согласно части второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок действия соглашения не может превышать трех лет, а его содержание и структура определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (часть первая статьи 46 данного Кодекса). Из этого следует, что установленная в субъекте Российской Федерации минимальная заработная плата может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий.
С 1 января 2018 года в связи с изданием Соглашения от 09.01.2018г. «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329 утратил силу.
Вместе с тем, в спорный период времени с 01.02.2017г. по 31.12.2017г. действовало «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329.
Разрешая вопрос о размере подлежащих удовлетворению исковых требований о взыскании не доначисленной заработной платы, проверив расчет, представленный истцом, изучив расчетные листы, учитывая вышеизложенное, а также фактически отработанное истцом в спорный период время, суд исходит из следующего:
в феврале 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 18 дней, фактически истцом отработанно 18 дней (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 22583,40 руб. с учетом фактически отработанного времени - 22583,40 рублей;
фактически начислено согласно расчетному листку - 13265,28 руб.;
не доначисленно - 9318,12 (22583,40-13265,28) руб.;
в марте 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 22 дня, фактически истцом отработанно 12 дней (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 22583,40 руб., с учетом фактически отработанного времени - 12318,22 рублей;
фактически начислено согласно расчетному листку 9867,61 руб. (за вычетом оплаты отпуска);
не доначисленно 2450,61 руб. (12318,22-9867,61);
в апреле 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 20 дней, фактически истцом отработанно 15 дней (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 23874,90 руб., с учетом фактически отработанного времени - 17906,18 рублей;
фактически начислено согласно расчетному листку 9948,96 руб.;
не доначисленно 7957,22 (17906,18-9948,96) руб.;
в мае 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 20 дней, фактически истцом отработанно 20 дней (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 23874,90 руб., с учетом фактически отработанного времени - 23874,90 рублей;
фактически начислено согласно расчетному листку 16296,12 руб.;
не доначисленно 7605,78 (23874,90-16296,12) руб.;
в июне 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 21 день, фактически истцом отработанно 21 день (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 23874,90 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 23874,90 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 15252,30 руб.;
не доначислено 8622,60 (23874,90-15252,30) руб.;
в июле 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 21 день, фактически истцом отработанно 21 день (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 25200,00 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 25200,00 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 16269,12 руб.;
не доначисленно 8930,88 (25200-16269,12) руб.;
в августе 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 23 дня, фактически истцом отработанно 23 дня (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 25200,00 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 25200,00 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 16269,12 руб.;
не доначисленно 8930,88 (25200-16269,12) руб.;
в сентябре 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 21 день, фактически истцом отработанно 21 день (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 25200,00 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 25200,00 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 16269,12 руб.;
не доначисленно 8930,88 (25200-16269,12) руб.;
в октябре 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 22 дня, фактически истцом отработанно 5 дней (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 25200,00 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 5727,27 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 6925,53 руб. (без учета оплаты отпуска);
не доначисленно 0 руб.;
в ноябре 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 21 день, фактически истцом отработанно 19 дней (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 25200,00 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 22800,00 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 14719,68 руб.;
не доначисленно 8080,32 (22800-14719,68) руб.;
в декабре 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 21 день, фактически истцом отработанно 21 день (исходя из данных табеля учета рабочего времени, расчетного листа за этот период);
заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 25200,00 руб., с учетом фактически отработанного времени не менее 25200,00 руб.;
фактически начислено согласно расчетному листку 16269,12 руб.;
не доначисленно 8930,88 (25200-16269,12) руб.
Таким образом, не доначисленная истцу заработная плата по основному месту работы за период с февраля по декабрь 2017 года составляет 79758,17 руб., которая и подлежит взысканию с ответчика.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом выводов суда о неправомерности действий работодателя (ответчика) в части порядка начисления Хамадиеву А.Ф. заработной платы, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
Вместе с тем, разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, а также тот факт, что каких-либо доказательств в подтверждение обоснованности заявленной суммы компенсации морального вреда - 50000 рублей и ее соразмерности фактически причиненным ему неправомерными действиями работодателя в связи с нарушением порядка начисления заработной платы моральным страданиям, истцом суду не представлено. При таких обстоятельствах, руководствуясь также, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, требованиями разумности и справедливости, и учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, положенные в основу вышеприведенных выводов, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу Хамадиева А.Ф. 500 руб.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с учетом подлежащей удовлетворению части иска, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2892,75 руб. за удовлетворенную часть исковых требований истца по требованиям материального и нематериального характера, освобожденной от уплаты госпошлины (ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 79758,17 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░.,
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 595,89 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 49500 ░░░., ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2892,75 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 28.02.2019░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░