Дело № 2-101/2024
УИД 54RS0026-01-2024-000039-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 марта 2024 года г. Купино
Купинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Шишовой Т.Л.,
при секретаре судебного заседания Переваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Купинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области о понуждении к исполнению обязанности,
установил:
И.о. прокурора Купинского района Новосибирской области обратился в Купинский районный суд Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области, в котором просит обязать администрацию Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области организовать деятельность по обращению с отходами I и II класса опасности в соответствии с требованиями законодательства путем заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Купинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления в части обращения с отходами I и II классов опасности, в ходе которой установлено, что в результате деятельности администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области образуются отходы I и II класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, в том числе размещенные населением в пункте приема отработанных ртутьсодержащих ламп; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом). В нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления администрацией Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области не заключен договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности. Несоблюдение требований вышеуказанного законодательства, а также ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов I и II класса опасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В судебное заседание стороны представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ответчик администрация Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, указали, что с исковыми требованиями согласны.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Купинского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления в части обращения с отходами I и II классов опасности.
В ходе проверки установлено, что в результате деятельности администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области образуются отходы I и II класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, в том числе размещенные населением в пункте приема отработанных ртутьсодержащих ламп; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом).
В нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления администрацией Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области не заключен договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности.
Согласно ответа администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области от <.....> на требования и.о. прокурора, в администрации Ленинского сельсовета не используются люминесцентные (энергосберегающие) лампы, для освещения помещений используются светодиодные светильники. На балансе администрации Ленинского сельсовета находится одно транспортных средства. Администрацией Ленинского сельсовета создано место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп от населения. Сбор ртутьсодержащих ламп организован посредством установки контейнера для сбора ламп и отработанных батареек в сельском клубе <...>. Замена отработанных свинцовых аккумуляторов осуществляется на станциях технического обслуживания. На территории <...> организованны пункты приема отработанных аккумуляторных батарей и население осуществляет сдачу их в данные пункты; накопление не осуществляется ввиду отсутствия обращений жителей. В процессе организации работы администрации поселения отходы 1-2 классаопасности не образуются. Договора на оказание услуг по обращению с отходами 1-2 класса опасности администрацией поселения не заключались. Копии паспортов на отходы 1-4 класса опасности отсутствуют. Ответственным лицом за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп назначена специалист администрации <......>. Профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования ответственным лицом не пройдено.
Согласно информации от <.....> администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области, создано место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и батареек в сельском клубе по адресу: <...>. Сбор ртутьсодержащих ламп и батареек осуществляется в специализированный контейнер.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <.....> № <......>-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <.....> № <......>-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ст. 14.1 Федерального закона от <.....> № <......>-ФЗ Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:
- осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;
- представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
- является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
- осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от <.....> №-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности.
С <.....> федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 2 ст. 14.1 Федерального закона № <......>-ФЗ).
В соответствии с требованиями ст. 14.4 Федерального закона № <......>-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические липа, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <.....> № (далее - Правила №), органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к отходам оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю (код по ФККО <......>), относятся, в том числе отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть, - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО <......>). Данный вид отходов относится к I классу опасности.
К отходам обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств (код по ФККО <......>), относятся, в том числе аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО <......>). Данный вид отходов относится ко II классу опасности. (Приказ Росприроднадзора от <.....> № «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России <.....> №).
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от <.....> № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что администрация Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области должным образом не исполняет законодательство в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, выявленные допущенные нарушения законодательства об отходах производства и потребления в сфере обращения с отходами I и II классов опасности не устранила, договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности не заключила.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Купинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского сельсовета Купинского района Новосибирской области организовать деятельность по обращению с отходами I и II класса опасности в соответствии с требованиями законодательства путем заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Купинский районный суд Новосибирской области, принявший настоящее решение.
<Председательствующий: судья Т.Л. Шишова......>
Мотивированное решение составлено <.....>.
<Председательствующий: судья Т.Л. Шишова......>