Решение по делу № 2а-1-113/2021 от 26.05.2021

Дело №2а-1-113/2021

57RS0015-01-2021-000175-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    22 июня 2021 года        п. Хомутово

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе судьи Щукина М.А., при секретаре судебного заседания Потаповой Е.В.,

с участием административного истца помощника Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Верижникова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению,

установил:

Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в Новодеревеньковский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению.

В обосновании требований указано, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой в рамках надзора проведен мониторинг Интернет - сайтов, содержащих материалы, нарушающие требования федерального законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии экстремисткой деятельности. В ходе проверки Интернет - ресурсов выявлены сайты с URL-адресами: <данные изъяты> на страницах которого демонстрируется нацистская атрибутика и символика, а также символика и атрибутика, сходная с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения. Кроме того, данный информационный материал пропагандирует расовое превосходство, порицание и призывы уничтожения представителей других народов, наносит вред нравственному и духовному развитию общества. Размещенные на страницах вышеуказанного сайта изображения нацистской символики и атрибутики, а также символики и атрибутики, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в сознании народов России ассоциируются с фашизмом. Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма. Посещение данных Интернет - сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии. Размещенные на отмеченных выше страницах сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям действующего законодательства. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайтах с отмеченными URL-адресами признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на вышеуказанных ресурсах. В целях ограничения доступа к указанным сайтам в сети "Интернет", содержащим запрещенную информацию, необходимо внести указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено" в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ. На момент проверки вышеперечисленный указатель страницы сайта, на которых размещена названная информация, в едином реестре отсутствуют. Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических правонарушений и преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов. Просят суд признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами как с протоколом HTTP, так и с протоколом HTTPS: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области решение для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В судебном заседании помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Верижников А.С. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в отношении административных исковых требований не возражает.

Поскольку заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его явку суд обязательной не признавал, то в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ст.4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» указано на недопущение использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо символики и атрибутики, сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения отнесено к экстремистской деятельности в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии со ст.ст. 12, 13 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, учитывая народный, освободительный характер Великой Отечественной войны, участие в ней народов Европы и других континентов, необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира и согласия, недопущения проявлений фашизма в любой форме, принят Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Российской Федерации должна обеспечиваться защита ребенка от национальной, классовой и социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не допускается оборот, в том числе распространение посредством сети «Интернет», информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Размещенные на страницах вышеуказанного сайта изображения нацистской символики и атрибутики, а также символики и атрибутики, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в сознании народов России ассоциируются с фашизмом. Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма.

Конституция РФ, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13, части 1 и 2 статьи 29, статья 30).

Данным конституционным положениям корреспондируют положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», который, определяя правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливая ответственность за ее осуществление, относит к экстремистской деятельности (экстремизму), в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (преамбула, пункт 1 статьи 1).

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; под экстремистскими материалами предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей группы.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерация запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Согласно ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой в рамках надзора проведен мониторинг Интернет - сайтов, содержащих материалы, нарушающие требования федерального законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии экстремисткой деятельности (л.д.10-12).

Согласно акта осмотра сайта сети Интернет от 25 мая 2021г. установлено, что со служебного компьютера прокуратуры осуществлен выход в Интернет, где в поисковой системе «Яндекс» вводились запросы: нацизм, идеология фашизма. В ходе мониторинга установлено, что на сайте <данные изъяты> демонстрируются нацистская атрибутика и символика, а также символика и атрибутика, сходная с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения. Данный материал пропагандирует расовое превосходство, порицание и призывы уничтожения представителей других народов, наносит вред нравственному и духовному развитию общества (л.д.9).

Из справки Новодеревеньковской межрайонной прокуратуры Орловской области от 25.05.2021г. следует, что согласно открытых источников, находящихся в свободном доступе в сети интернет, доменное имя <данные изъяты> зарегистрировано регистратором, находящимся за пределами юрисдикции Российской Федерации (л.д.13, л.д.14-16).

Таким образом, размещенные на страницах вышеуказанного сайта изображения нацистской символики и атрибутики, а также символики и атрибутики, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в сознании народов России ассоциируются с фашизмом.

Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма. Посещение данных Интернет - сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

В силу ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закона № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 названного Закона, применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного за порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 9, частей 1, 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Посещение данных Интернет - сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

Размещенные на отмеченных выше страницах сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям действующего законодательства. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайтах с отмеченными URL-адресами признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на вышеуказанных ресурсах.

В целях ограничения доступа к указанным сайтам в сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию, необходимо внести указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.

Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В данном случае признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

На момент проверки вышеперечисленный указатель страницы сайта, на которых размещена названная информация, в едином реестре отсутствуют.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических правонарушений и преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов.

Целью обращения Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в суд с указанным административным исковым заявления является включение сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации запрещенной к распространению в сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной к распространению подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами с протоколом HTTP и с протоколом <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: <адрес> для исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья                                        Щукин М.А.

2а-1-113/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новодеревеньковский межрайонный прокурор
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области
Суд
Новодеревеньковский районный суд Орловской области
Судья
Щукин М.А.
Дело на сайте суда
novoderevenkovsky.orl.sudrf.ru
26.05.2021Регистрация административного искового заявления
26.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее