УИД: 05RS0038-01-2024-004891-02
номер дела в суде первой инстанции №2-3562/2024
номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-7957/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАНАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2024 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Минтемировой З.А., Алиевой Э.З.,
при секретаре судебных заседаний Есояне А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусейнова Рауфа Аликрамовича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 29 февраля 2024 года о снятии истца с учета и возложении обязанности восстановить в списки очередников для получения ЕСВ, по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Эльдархановой А.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Минтемировой З.А., судебная коллегия
установила:
Гусейнов Р.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по Республики Дагестан) о признании решения (протокол № 6) Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее - ЦЖБК МВД по РД) от 29 февраля 2024 года, утвержденное распоряжением МВД по Республики Дагестан от 1 марта 2024 года № 1/1630 в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого (исключения из списка очередников) – незаконным; возложении обязанности на МВД по Республике Дагестан восстановить на учет (в списке очередников) на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25 марта 2013 года, по приоритетному праву - как имеющий трех детей и ветерана боевых действий.
Иск мотивирован тем, что с 1999 года истец проходил службу в МВД по Республике Дагестан. С 2016 года он находится на пенсии по выслуге лет. Стаж по выслуге лет в органах внутренних дел составляет 16 лет 10 месяцев 5 дней. Истец женат, у него трое детей, проживающих вместе с ним, двое из которых несовершеннолетние, один ребенок совершеннолетний, обучающется по очной форме обучения (до 23 лет). Кроме того, с 22 марта 2013 года истец является Ветераном боевых действий.
25 марта 2013 года истец обратился в ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с заявлением, с приложением необходимых документов, для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Заявление с документами в тот же были приняты. На момент подачи заявления стаж службы составлял более 10 лет. Ранее единовременная социальная выплата или же жилье истцу не предоставлялось. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имеют.
С 25 марта 2013 года (дата постановки на учет установлена решением Советского районного суда г. Махачкалы от 30 марта 2022 по делу № 2-1614/2022) истец принят на учет для получения единовременной выплаты, уникальный номер учетного дела № 8-05-023-250313-001281, состоял на учете по приоритетному праву, как семья имеющая троих детей.
28 апреля 2024 года ответчиком в адрес истца был направлен Протокол заседания Комиссии МВД по Республике Дагестан по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 6 от 29 февраля 2024 года, согласно которому, истец с семьей в составе пяти человек, на основании подпунктов «г» и «б» пункта 19, пункта 24 Правил предоставления единовременной выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, снят с учета для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку обеспеченность на одного члена его семьи превышает 15 кв.м.
С данным решением комиссии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.
Так, истец и члены его семьи (семья из 5 человек) зарегистрированы и проживают в доме № 3/1 по ул. Ахмедова г. Дербент Республики Дагестан, принадлежащем на праве собственности матери истца Гусейновой А.А.
Кроме семьи истца из 5 человек, по данному адресу также зарегистрированы и проживают 7 человек, что подтверждается письмом начальника ОМВД России по г. Дербент от 10 августа 2023 года и материалами учетного дела, в том числе и протоколом комиссии.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 5 октября 2009 года № № указанный жилой дом состоит из первого этажа, площадью 110,9 кв.м. Литер «А», и цокольного этажа, площадью 78,8 кв.м. Общая площадь составляет 110,9 кв.м.
Аналогичное следует из технического паспорта указного дома. Кроме того, согласно поэтажному плану, подвал в данном доме не жилой, и не имеет вспомогательного назначения.
При принятии решения о снятии истца с учета для приобретения или строительства жилого помещения, комиссией была учтена общая площадь, как жилого дома с вспомогательными помещениями, так и площадь подвала — 189,7 кв.м. (110,9кв.м.+78,8 кв.м.), которая была указанная в выписке из ЕГРН, в которой также указано, что дом состоит из двух этажей, один из которых подземный.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 26 июня 2024 года постановлено:
«исковое заявление Гусейнова Рауфа Аликрамовича СНИЛС: 157-769-516-27 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан ИНН №, о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РД от 29.02.2024 о снятии истца с учета и возложении обязанности восстановить в списки очередников для получения ЕСВ, удовлетворить.
Признать решение (протокол №6) Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Дагестан от 29.02.2024 утвержденное распоряжением МВД по Республики Дагестан от 01.03.2024 № 1/1630 в части снятия Гусейнова Рауфа Аликрамовича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого (исключения из списка очередников) - незаконным.
Обязать МВД по Республике Дагестан восстановить Гусейнова Рауфа Аликрамовича на учет (в списке очередников) на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25 марта 2013 года, по приоритетному праву - как имеющий трех детей и ветерана боевых действий».
В апелляционной жалобе представитель ответчика МВД по Республике Дагестан по доверенности Эльдарханова А.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, указав в обоснование доводов жалобы, что в ходе проверки документов, представленных истцом перед рассмотрением вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты установлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения Гусейнова Р.А. и членов его семьи на момент принятия на учет, фактически составляла более 15 кв.м. на одного члена семьи, следовательно, нуждаемости на момент всего периода нахождения на учете не имелось.
В нарушение требований пункта 23 Правил, Гусейновым Р.А. документы о том, что площадь жилого помещения, в котором он с семьей проживает и зарегистрирован, составляет 189,7 кв.м., в комиссию не представлялись до 7 февраля 2024 года, когда Гусейновым Р.А. был представлен акт проверки жилищных условий по данному адресу.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Гусейнов Р.А., извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства, ходатайство об отложении судебного разбирательства не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика Эльдарханову А.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям оспариваемое решение соответствует.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация, устанавливая гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), а также предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, а также условия предоставления жилищных гарантий для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 994-О и др.).
Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что критерии нуждаемости граждан в предоставлении мер социальной поддержки в жилищной сфере определяются исходя из жилищных условий граждан и состава их семьи, существующих как на момент обращения о постановке данных граждан на соответствующий учет, так и на момент предоставления этих мер (Определение от 26 октября 2021 года № 2222-О). Данный подход соответствует природе и назначению жилищных гарантий, предоставляемых лишь реально нуждающимся в них лицам, и обеспечивает реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.
Право сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения урегулировано Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту также Правила).
Согласно пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти.
В этом же пункте перечислены документы, необходимые для постановки сотрудника на учет.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В пункте 29 Правил указано, что в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.
Согласно подпункта «б» пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
В соответствии с пунктом 23 Правил в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гусейнов Р.А., являясь пенсионером органов внутренних дел, 25 марта 2013 года был поставлен ответчиком на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от 29 февраля 2024 года истец снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность на одного члена его семьи превышает 15 кв.м.
Согласно материалам дела, истец и члены его семьи (семья из 5 человек) зарегистрированы и проживают в доме № 3/1 по ул. Ахмедова г.Дербент Республики Дагестан, принадлежащем на праве собственности матери истца Гусейновой А.А.
Из письме МВД по Республики Дагестан (10.08.2023 № 3/232606270949) следует, что по сведениям ОВМ ОМВД России по г. Дербенту по адресу: Республики Дагестан, г. Дербент, ул. Ахмедова, д. № 3/1, зарегистрированы и по настоящее время проживаю следующие граждане Российской Федерации: с 23 августа 2021 года - Гусейнов А.М., 11 июля 2021 года рождения; с 4 июля 1978 года - Гусейнов А.М., 19 ноября 1956 года рождения; с 27 августа 2014 года - Гусейнов А.М., 1 июля 2014 года рождения; с 1 февраля 2005 года - Гусейнов М.А., 15 января 1985 года рождения; с 1 февраля 2005 года - Гусейнов Р.А., 21 июля 1983 года рождения; с 21 октября 2011 года - Гусейнова А.М., 7 сентября 2011 года рождения; с 28 ноября 2022 года - Гусейнова А.А., 30 августа 1957 года рождения; с 19 апреля 2006 года - Гусейнова Д.С., 10 апреля 1986 года рождения; с 15 октября 2018 года - Гусейнова М.Р., 24 сентября 2018 года рождения; с 26 января 2010 года - Гусейнова Н.Р., 14 сентября 2009 года рождения; с 21 октября 2011 года - Гусейнова С.М., 5 мая 1988 года рождения; с 26 января 2010 года - Гусейнова С.Р., 9 февраля 2006 года рождения.
Согласно справке от 12 февраля 2024 года № 2629, Гусейнова С.Р. обучается в филиале ДГУ в г. Дербент по очной форме обучения с 1 сентября 2023 года. Срок окончания учебного заведения – 1 июля 2027 года.
Согласно справке ОМВД России по Дербентскому району от 8 февраля 2024 года № 14/1664, подполковник юстиции в отставке Гусейнов Р.А., бывший заместитель начальника ОМВД России по Дербентскому району – начальник СО, служил в органах внутренних дел Российской Федерации с 15 августа 1999 года по 20 июня 2016 года, стаж службы составляет 16 лет, 10 месяцев, 5 дней.
Согласно акту проверки жилищных условий от 7 февраля 2024 года, Гусейнов Р.А. проживает в жилом помещении по адресу: Республики Дагестан, г. Дербент, ул. Ахмедова, д. № 3/1, принадлежащем Гусейновой А.А. (мать истца), в составе семьи: Гусейнова Д.С. (жена); Гусейнова С.Р. (дочь); Гусейнова Н.Р. (дочь); Гусейнова М.Р. (дочь). Общая площадь квартиры составляет 189.7 кв.м., жилая площадь квартиры - 110,9 кв.м., площадь кухни - 12,0 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 5 октября 2009 года №05-АА №, указанный жилой дом состоит из первого этажа, площадью 110,9 кв.м. Литер «А», и цокольного этажа, площадью 78,8 кв.м. Общая площадь дома 110,9 кв.м.
Из технического паспорта (поэтажный план) жилого дома следует, что дом состоит и Литера «А» (1-й этаж), общей площадью 110,9 кв.м., и цокольного этажа под литером «А» - подвала, площадью 78,8 кв.м. Подвал в данном доме не жилой, и не имеет вспомогательного назначения.
Судом установлено, что при принятии решения о снятии истца с учета для приобретения или строительства жилого помещения, комиссией была учтена общая площадь, как жилого дома с вспомогательными помещениями, так и площади подвала — 189,7 кв.м. (110,9кв.м.+78,8 кв.м.), которая была указана в выписке из ЕГРН, в которой также указано, что дом состоит из двух этажей, один из которых подземный.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, пришел к выводу о наличии оснований об удовлетворении исковых требований Гусейнова Р.А.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При этом суд первой инстанции, установив юридически значимые по делу обстоятельства, а именно нуждаемость истца в жилом помещении, по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м), оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, посчитал доказанным факт неправомерного исключения истца из очередности на получение единовременной социальной выплаты, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований Гусейнова Р.А. о восстановлении истца на соответствующем учете.
Из материалов дела следует, что Гусейнов Р.А. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 квадратных метров.
Выводы суда первой инстанции основаны на исследовании представленных доказательств и установленных фактических обстоятельствах дел.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаемые указанным Кодексом нормы жилищного законодательства распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятию не содержат.
Соответственно, при реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел подлежат применению и общие нормы законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.
Такие нормы содержатся в Жилищном кодекса Российской Федерации, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи собственника жилого помещения, имеющего право на обеспечение жильем.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Для выяснения юридически значимого обстоятельства судом первой инстанции установлено, что при подаче истцом заявления 25 марта 2013 года, общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец и члены его семьи, как в 2013 году, так и сейчас составляет 110,9 кв.м.
С учетом количества лиц зарегистрированных и проживающих в вышеуказанном жилом доме, как в 2013 году (9 человек), площадь на одного челна семьи составляла (110,9 : 9) = 12,32 кв.м., так и сейчас (12 человек), площадь на одного челна семьи составляет (110,9 : 12) = 9,24 кв.м., что меньше положенных 15 кв.м.
Доводы ответчика об обеспеченности истца жилой площадью, и что истец подлежал снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, являются необоснованными, поскольку опровергнуты материалами дела и стороной ответчика не подтверждены, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, они являлись предметом исследования суда первой инстанции, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела, установленных по делу обстоятельствах, при правильном применении закона.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Загиров
Судьи: З.А. Минтемирова
Э.З. Алиева
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 октября 2024 года.