Решение по делу № 2а-375/2021 от 02.11.2020

УИД 59RS0005-01-2020-008208-86

Дело № 2а-375/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года                         город Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,

с участием представителя административного истца ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми – Ворончихиной А.Д. (до перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми к Поварницыной Лилии Юрьевне о взыскании задолженности по налогам и сборам,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми (административный истец) обратилась в суд с иском к Поварницыной Л.Ю. (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.

Требования мотивированы тем, что Поварницына Л.Ю. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, является плательщиком страховых взносов, налога на имущество, земельного и транспортного налогов.

Ответчику исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год, транспортный налог за 2017, 2018 годы, земельный налог за 2016, 2017, 2018 годы и направлены налоговые уведомления: от 09.09.2017 со сроком уплаты не позднее 01.12.2017, от 15.07.2018 со сроком уплаты не позднее 03.12.2018, от 28.06.2019, со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.

В установленный законом срок страховые взносы за 2019 год, налог на имущество физических лиц за 2017 годы, транспортный налог за 2017, 2018 годы, земельный налог за 2016, 2017, 2018 годы не уплачены.

За несвоевременную уплату налогов ответчику начислены пени, направлены требования: от 24.12.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 932 руб. и пени в сумме 35,56 руб., недоимки по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 051 руб. и пени в сумме 4,71 руб., со сроком добровольной уплаты до 06.02.2020; от 12.11.2019 об уплате, в том числе пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 512,52 руб., пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 8,98 руб., пени начисленных на недоимку по земельному налогу в сумме 60,41 руб. (за 2016 год в сумме 26,15 руб., за 2017 год в сумме 34,26 руб.), со сроком добровольной уплаты до 26.12.2019; от 13.01.2020 об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС за 2019 год в сумме 10 048,83 руб., со сроком добровольной уплаты до 07.02.2020.

Требования до настоящего времени не исполнены.

02.10.2020 мировой судья судебного участка №7 Мотовилихинского судебного района г. Перми на основании ст.123.7 КАС РФ отменил судебный приказ №2а-3791/2020 от 05.06.2020 о взыскании задолженности, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.

Административный истец просил взыскать с Поварницыной Л.Ю. недоимку по страховым взносам по ОПС за 2019 год в сумме 10 048, 82 руб., пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2017 год в сумме 8,98 руб., недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 932 руб. и пени в сумме 548,08 руб. (за 2017 год в сумме 512,52 руб., за 2018 год 35,36 руб.), недоимку по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 051 руб. и пени в сумме 65,12 руб. (за 2016 год в сумме 26,15 руб., за 2017 год в сумме 34,26 руб., за 2018 год в сумме 4,71 руб.), в общей сумме 19 654 руб.

Впоследствии ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в соответствии с соложениями ст. 46 КАС РФ, уточнили административный иск, указали, что удержанные в рамках исполнительного производства, возбужденного по судебному приказу от 05.06.2020 по делу №2а-3791/2020, денежные средства учтены в счет погашения задолженности по указанному судебному приказу. Инспекцией ответчику за 2018 год начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: в фиксированном размере в сумме 26 545 руб. (срок уплаты 09.01.2019); 1% с доходов превышающих 300 000 рублей в сумме 10 048, 83 руб. ((1 304 883,00 – 300 000,00)*1%) (срок уплаты 01.07.2019). 17.05.2021 Инспекцией произведен перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% с доходов превышающих 300 000,00 руб. за 2018 год в сумме 10 048,83 руб. За административным ответчиком числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 048,83 руб., а также задолженность по пени, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 075, 37 руб. Согласно карточки «Расчеты с бюджетом» Ответчиком 26.12.2019 произведена оплата задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., которая зачтена в счет погашения начислений за 2019 год в сумме 29 354 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб. которая зачтена в счет погашения начислений за 2019 год в сумме 6 884 руб.

Административный истец с учетом уточненных требований просит взыскать с административного ответчика Поварницыной Л.Ю. пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 8,98 рублей, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 932 рубля и пени в сумме 548,08 рублей (за 2017 год в сумме 512,52 руб., за 2018 год в сумме 35,56 руб.), недоимку по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 051 рубль и пени в сумме 65,12 рублей (за 2016 год в сумме 26,15 руб., за 2017 год в сумме 34,26 руб., за 2018 год в сумме 4,71 руб.), в общей сумме 9 605,18 рублей. Уточненное заявление принято судом к производству. Административный иск рассматривается в редакции уточненного административного иска.

Представитель административного истца ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми – Ворончихина А.Д. (по доверенности, представлен диплом) участвуя в судебном заседании до перерыва, указала, что на удовлетворении требований, изложенных в административном иске с учетом уточнения к нему, настаивают. Отметила, что срок для взыскания задолженности и пени, не пропущен. Также дополнительно пояснила, что недоимки по транспортному налогу за 2017 год, по земельному налогу за 2017 год, по налогу на имущество за 2017 год вошли в судебный приказ №2а-1042/2019 от 14.03.2019. Данный приказ был направлен в ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми, исполнительное производство окончено фактическим исполнением (постановление от 26.11.2019 ). Недоимка по земельному налогу за 2016 год вошла в судебный приказ №2а-1160/2018 от 11.05.2018, который отменен 09.06.2018. Инспекция за взысканием недоимки по земельному налогу за 2016 год, в порядке п. 3 ст. 48 НК РФ, не обращалась.

Административный ответчик Поварницына Л.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена. Ранее участвуя в судебных заседаниях, административный ответчик с требованиями не согласилась, указала, что взыскиваемая сумма была полностью удержана в рамках исполнения судебного приказа, который в настоящее время отменен. Денежные средства возвращены не были, в повороте исполнения судебного приказа отказано. Кроме того, Инспекцией пропущен срок для взыскания налогов.

Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела по существу.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению (частично).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В ст. 45 НК РФ указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

Из п. 3 ст. 396 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В п. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 289 названного Кодекса следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Как следует из материалов дела, в собственности у Поварницыной Л.Ю. находятся (находились):

- транспортные средства: автомобиль ГАЗ 330202, гос. ; автомобиль TOYOTA COROLLA, гос. ,

- земельный участок по адресу: <адрес>,

- жилой дом по адресу: <адрес>.

Соответственно, в период владения имуществом Поварницына Л.Ю. являлась плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество.

В адрес административного ответчика направлялись следующие налоговые уведомления:

от 09.09.2017, где исчислены транспортный налог, земельный налог и налог на имущество за 2016 год, со сроком уплаты до 01.12.2017;

от 15.07.2018, где исчислены транспортный налог, земельный налог и налог на имущество за 2017 год, со сроком уплаты до 03.12.2018;

от 28.06.2019, где исчислены транспортный налог, земельный налог и налог на имущество за 2018 год, со сроком уплаты до 02.12.2019.

Поскольку налоги своевременно уплачены не были, налоговым органом исчислены пени и в адрес административного ответчика направлены требования:

- от 24.12.2019 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 932 руб. и пени в сумме 35,56 руб., недоимки по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 051 руб. и пени в сумме 4,71 руб., со сроком добровольной уплаты до 06.02.2020;

- от 12.11.2019 об уплате, в том числе пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 512,52 руб., пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 8,98 руб., пени начисленных на недоимку по земельному налогу в сумме 60,41 руб. (за 2016 год в сумме 26,15 руб., за 2017 год в сумме 34,26 руб.), со сроком добровольной уплаты до 26.12.2019;

- от 13.01.2020 об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС за 2019 год в сумме 10 048,83 руб., со сроком добровольной уплаты до 07.02.2020.

Поскольку требования оставлены без удовлетворения, налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа на судебный участок №7 Мотовилихинского судебного района г. Перми.

05.06.2020 мировым судьей судебного участка №7 Мотовилихинского судебного района г. Перми выдан судебный приказ на взыскание с Поварницыной Л.Ю. в пользу ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми задолженности в общем размере 19 654 рубля, которая включает в себя недоимки по страховым взносам, транспортному налогу, земельному налогу, и налогу на имущество.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-3791/2020 от 05.06.2020, в связи с тем, что от Поварницыной Л.Ю. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.

Анализируя соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд с настоящим административным иском, суд приходит к следующим выводам.

В составе исковых требований, налоговым органом заявлены ко взысканию пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2016 год.

Вместе с тем, из обстоятельств дела, в том числе письменных пояснений налогового органа (л.д.111) следует, что недоимка по земельному налогу за 2016 год вошла в судебный приказ №2а-1160/2018 от 11.05.2018, который отменен 09.06.2018, и впоследствии Инспекция за взысканием недоимки по земельному налогу за 2016 год в порядке п.3 ст.48 НК РФ не обращалась.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного, на что прямо указано в ст. 75 НК РФ. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Административный истец не представил никаких доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания суммы недоимки по земельному налогу за 2016 год, сведений о судебных актах, которыми взыскана недоимка, не сообщил. С учетом заявленного срока начисления пени, очевидно, что возможность принудительного взыскания спорной недоимки в настоящее время утрачена по причине истечения соответствующих сроков.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 -О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Учитывая изложенное, оснований для взыскания пени на недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 26 рублей 15 копеек не имеется, поскольку утрачена возможность принудительного взыскания основной суммы налога.

При этом, в остальной части, а именно в части взыскания пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 8,98 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 932 руб. и пени в сумме 548,08 руб. (за 2017 год в сумме 512,52 руб., за 2018 год в сумме 35,56 руб.), недоимки по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 051 руб. и пени в сумме 38,97 руб. (за 2017 год в сумме 34,26 руб., за 2018 год в сумме 4,71 руб.), в общей сумме 9 579 руб. 03 коп., административное исковое заявление направлено налоговым органом в Мотовилихинский районный суд г. Перми в предусмотренный ст. 48 НК РФ срок. Учитывая даты требований, дату обращения с судебным приказом, и последующее обращение в суд после отмены судебного приказа. При этом, недоимки по транспортному и земельному налогам за 2017 год ранее взысканы судебным приказом №2а-1042/2019, который был направлен в службу судебных приставов и исполнен 26.11.2019.

Соответственно, требования налогового органа о взыскании с Поварницыной Л.Ю. задолженности в общей сумме 9 579 руб. 03 коп., являются правомерными.

Вместе с тем, судом учитывается, что названные выше суммы были ранее взысканы судебным приказом от 05.06.2020 по делу №2а-3791/2020, судебный приказ был предъявлен к исполнению в ОСП по Мотовилихинскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю и названная сумма была фактически удержана со счета Поварницыной Л.Ю. и перечислена взыскателю – ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми. (в составе общей суммы 19 654 рубля). При этом, денежные средства Поварницыной Л.Ю. возвращены не были, в удовлетворении заявления о повороте исполнения судебного приказа отказано.

Принимая во внимание изложенное, решение суда в части взыскания с Поварницыной 9 579 руб. 03 коп. не подлежит исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Поварницыной Лилии Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес> пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 8,98 рублей, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в сумме 7 932 рубля, пени в сумме 548,08 рублей (за 2017 год в сумме 512,52 руб., за 2018 год в сумме 35,56 руб.), недоимку по земельному налогу за 2018 год в сумме 1 051 рубль, пени в сумме 38,97 рублей (за 2017 год в сумме 34,26 руб., за 2018 год в сумме 4,71 руб.), в общей сумме 9 579 рублей 03 копейки.

Решение суда к принудительному исполнению не приводить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья     (подпись)    И.С. Пепеляева

Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь:

2а-375/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
Ответчики
Поварницына Лилия Юрьевна
Другие
ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Пепеляева Инна Сергеевна
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация административного искового заявления
02.11.2020Передача материалов судье
03.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2020Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее