Решение по делу № 2-43/2022 (2-1018/2021;) от 25.08.2021

Дело № 2-43/2022 (2а-1018/2021) 24RS0057-01-2021-002095-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Рудь А.А.,

при секретаре судебного заседания Байкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малмыгина О.Н. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Малмыгина О.Н. обратилась в суд с указанным иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю, в котором с учетом неоднократных уточнений исковых требований просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии истца, начиная с 17 декабря 2010 года на дату вынесения решения суда, исчисляя его по льготному стажу, выработанному истцом, с учетом районного коэффициента соотношения заработных плат, всех неучтенных нестраховых периодов стажа, а также страховых взносов за период с 2002 по 2010 годы и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В обоснование своих требований истец указывает на то, что с 17 декабря 2010 года она является получателем пенсии по старости. Трудовую деятельность истец осуществляет с 15 июля 1977 года по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке. Страховой и льготный стаж на момент назначения ей пенсии с 17 декабря 2010 года был полностью выработан. По мнению истца, при назначении пенсии пенсионным органом допущены нарушения норм пенсионного законодательства, а именно: в соответствии с п.3 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ истцу рассчитан размер пенсии на общих основаниях с зачетом периодов трудовой деятельности с 01.01.2002 по 31.01.2005 года, с 01.12.2008 по 12.12.2008 года, с 01.01.2009 по 31.05.2011 года как обычных условий труда; трудовой стаж истца с 15.07.1977 по 1998 год включительно не был включен при расчете размера пенсии в нарушение ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ; при расчете размера пенсии было занижено отношение заработной платы истца к среднемесячному заработку в РФ без применения районного коэффициента 1,6; величина расчетной пенсии до 2002 года была занижена, что повлияло на расчет пенсионных баллов истца; пенсионным органом некорректно рассчитаны страховые взносы, перечисленные работодателями на лицевой счет истца за период с 2002 по 2010 годы. При неоднократном обращении в отделение Пенсионного фонда РФ с письменными и устными заявлениями о перерасчете установленного размера пенсии с учетом всех данных страхового стажа и периодов трудовой деятельности, истцу необоснованно направлялись отказы.

Определением суда от 04.10.2021 судом произведена замена ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) (ОГРН 1022401742120) его правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.

Истец Малмыгина О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлена надлежащим образом, согласно письменного заявления, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю - Гурман Т.С. (по доверенности), не явилась, о времени и месте проведения заседания уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно ранее представленного отзыва и дополнений к нему исковые требования Малмыгиной О.Н. не признала, просила отказать в их удовлетворении, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Кроме этого просила суд применить положения ст. 196 ГК РФ о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями о перерасчете размера пенсии.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Шарыповского городского суда Красноярского края shargor.krk@sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство», подраздел «Производство по гражданским и административным делам»).

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле (их представителей).

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регулировался Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Частью 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п. п. 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в установленных указанной нормой права случаях.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ и Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перерасчет производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Закона 173-ФЗ, перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

В соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Малмыгина О.Н. с 17.12.2010 года является получателем трудовой пенсии по старости на основании п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, назначенной досрочно решением УПФР в г. Шарыпово и Шарыповском районе от 23.12.2010 г. №

16.12.2010 Малмыгина О.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии с особыми условиями труда (п.п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбор застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

В своем заявлении Малмыгина О.Н. выбрала вариант расчетного размера трудовой пенсии, определяемого в порядке, установленном <данные изъяты> п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Согласно решения УПФР в г. Шарыпово и Шарыповском районе от 23.12.2010 г. № расчетный размер трудовой пенсии Малмыгиной О.Н. определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Согласно указанного решения размер пенсии истца установлен пенсионным органом исходя из общего трудового стажа истца - 23 года 11 месяцев 2 дня (при требуемом 20 лет), страхового стажа 30 лет 8 месяцев 24 дня, стаж на СВР на 01.01.2002 – 11 лет 11 месяцев 21 день.

При определении размера пенсии Малмыгиной О.Н. пенсионным органом были приняты во внимание: - стажевый коэффициент - 0,58 при общем трудовом стаже истца 23 года 11 месяцев 2 дня, где 0,55 - стажевый коэффициент при полном 20-летнем стаже работы (23 года – 20 лет =3 года, 0,55+0,03= 0,58 (0,03 сверх отработано 3 года); - среднемесячная заработная плата истца за 60 месяцев с января 1993 года в размере 633 270,75 руб.; - среднемесячная заработная плата в РФ за 60 месяцев с января 1993 года в размере 490 653,33 руб.

Рассчитан коэффициент отношения заработной платы пенсионера к заработной плате по стране (на основании сведений о заработной плате за период с 1993 г. по 1997г.) – 1,291, который применяется с ограничением 1,2 (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

Расчетный размер пенсии по состоянию на 01.01.2002 составил: 0,58*1,2*1163,02 = 809,46 руб., в том числе страховая часть - 359,46 руб., базовая часть - 450,00 руб.

Кроме этого, размер трудовой пенсии по старости с 01.01.2010 подлежал валоризация пенсионного капитала в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Коэффициент валоризации истца составил - 0,22 (10%+12% за стаж до 01.01.1991). Увеличение страховой части пенсии истца за счет валоризации составило 613,57 рублей с учетом суммы валоризации 117 805,37 руб., коэффициента валоризации 0,22 и количества месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости – 192 месяца.

Общий размер страховой пенсии по старости истца на 16.12.2010 составил 6 559,36 рублей, в том числе страховая часть – 3 835,95 руб., базовая часть 2 723,41 руб.

20.09.2018 Малмыгина О.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии на основании увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 года.

05.10.2020 УПФР в г. Шарыпово Красноярского края вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, согласно которого, при рассмотрении заявления о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 на основании п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ оценка сведений о нестраховых периодах (периодах ухода за детьми до 1,5 летнего возраста) произведена некорректно, не был выбран наиболее выгодный вариант расчета с учетом СВН. Дата, с которой пенсия установлена (выплачивается с ошибкой) 01.10.2018. Размер доплаты составил 4 941,21 руб.

Решением УПФР в г. Шарыпово Красноярского края о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии /В Малмыгиной О.Н. с 01.11.2020 осуществляется выплата по старости в размере 8 051,33 руб., с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 4 383,59 руб., общий размер страховой пенсии по старости – 12 434,92 руб.

Распоряжением УПФР в г. Шарыпово Красноярского края произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, с 01.11.2020 её размер составил 10 485,56 руб., суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.11.2020 составляет 16 171,81 руб.

По мнению истца, расчет размера страховой пенсии произведен пенсионным органом неверно, Малмыгина О.Н. неоднократно обращалась в пенсионный орган с просьбой произвести перерасчет, однако в ответе на обращения пенсионный орган указал на отсутствие ошибок в расчете страховой пенсии.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2015 года в Российской Федерации введен новый порядок формирования и расчета размера пенсии. Пенсионный капитал граждан фиксируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (ИПК) (баллах). Количество ИПК рассчитывается по формуле:

СЧ/С, где СЧ - размер страховой части по состоянию на 31.12.2014; С - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года (64,10 руб.).

Размер страховой части на 31.12.2014 составил: 2 042,89 (страховая часть) + 469,86 (валоризация) + 1 553,62 (за счет суммы страховых взносов) = 4 066,37 руб.

4 066,37 / 64,10 = 63,438 - сумма баллов (ИПК) Малмыгиной О.Н. на 01.01.2015.

После назначения пенсии Малмыгина О.Н. продолжила осуществлять трудовую деятельность, при ежегодном перерасчете размера пенсии, как работающему пенсионеру, учтены суммы баллов: с 01.08.2016 (за 2015 год) —1,838 ИПК, с 01.08.2017 (за 2016 год) — 1,673 ИПК, с 01.08.2018 (за 2017 год) — 2,082 ИПК, с 01.08.2019 (за 2018 год) — 1,859 ИПК, с 01.08.2020 (за 2019 год) — 2,073 ИПК. Итого ИПК: 9,526.

При этом общая сумма ИПК истца составила 72,964 =63,438 + 9,526.

При стоимости 1 пенсионного коэффициента (ИПК) на 01.01.2021 = 98,86 руб., размер пенсии Малмыгиной О.Н. с 01.01.2021 составил:

по п.4 ст. 30 ФЗ-173: 6 044,48 руб. (фиксированная выплата) + 72,964 ИПК* 98,86 руб. (страховая часть) = 13 257,70 руб.

по п.3 ст. 30 ФЗ-173: 6 044,48 руб. (фиксированная выплата) + 112,748 ИПК* 98,86 руб. (страховая часть) = 17 190,75 руб.

Таким образом, размер пенсии, исчисленный истцу по п. 3 ст. 30 ФЗ-173, наиболее выгоден для Малмыгиной О.Н., в связи с чем, УПФР в г. Шарыпово Красноярского края при исчислении пенсии истца применяется указанный пункт.

Расчёт размер пенсии Малмыгиной О.Н., представленный ответчиком, проверен судом, является верным, произведен в соответствии с действующими нормами пенсионного законодательства.

Относительно довода истца о включении периодов трудовой деятельности с 01.01.2002 по 31.01.2005 года, с 01.12.2008 по 12.12.2008 года, с 01.01.2009 по 31.05.2011 на общих основаниях, суд отмечает следующее.

В соответствии с пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N 311 от 21.04.1975 г., также было предусмотрено право женщин на получение пенсии по старости по достижении 50 лет, при стаже работы не менее 20 лет, в том числе не менее 15 лет на работах по должности машиниста (водителя) строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (кроме прицепных и стационарных), смонтированных на базе тракторов.

На момент подачи заявления в пенсионный орган у Малмыгиной О.Н. имелся следующий стаж:

16 лет 0 месяцев 12 дней — льготный стаж

30 лет 08 месяцев 24 дня — страховой стаж (общий);

23 года 11 месяцев 02 дня — по состоянию на 1 января 2002 года. (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ)

Согласно решения пенсионного органа и материалов выплатного дела периоды работы истца с 01.01.2002 по 26.07.2004 в ОАО «<данные изъяты>», с 28.07.2004 по 31.12.2004 в ООО «<данные изъяты>», с 02.09.2009 по 06.05.2010 в ООО «<данные изъяты>», с 07.05.2010 по 31.05.2011 в <данные изъяты>, не включены в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с тем, что согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица при уплате платежей по страховым взносам код особых условий труда в эти периоды отсутствует, а также организациями, где Малмыгина О.Н. осуществляла трудовую деятельность, не подтверждается полная занятость истца.

Кроме этого, вопреки доводам истца, периоды работы истца машинистом крана (крановщиком) в ООО «<данные изъяты>» с 10.02.2006 по 30.11.2008, а также с 13.12.2008 по 31.12.2008 года согласно решения пенсионного органа включены в льготный стаж истца. Иные периоды работы истца в указанной организации не включены в льготный стаж согласно справки ООО «<данные изъяты>» от 26.05.2010 (отпуск без сохранения заработной платы с 01.12.2008 по 12.12.2008, вынужденный простой с 21.01.2009 по 01.09.2009).

Истцом Малмыгиной О.Н. не представлено суду иных документов, которые бы опровергали данный факт.

Довод Малмыгиной О.Н. о не включении трудового стажа в периоды работы с 15 июля 1977 года по 1998 год при расчете пенсии, отклоняется судом, поскольку факт включения периодов работы истца с 15.07.1977 по 01.11.1979; с 29.11.1979 по 01.08.1985; с 22.08.1985 по 21.10.1985; с 18.03.1986 по 29.01.1987; с 12.09.1988 по 20.08.1990 в расчет страховой пенсии Малмыгиной О.Н. подтверждается решением пенсионного органа № <данные изъяты> от 23 декабря 2010 года.

Относительно довода истца о занижении отношения заработной платы Малмыгиной О.Н. к средней заработной плате в РФ, суд указывает следующее.

Согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1.2.

Вместе с тем отдельным категориям лиц отношение заработков может быть повышено в размере от 1,4 до 1,9.

К кругу лиц, имеющих право на применение повышенного отношения заработков, относятся:

лица, проживавшие по состоянию на 31.12.2001 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - северные районы), в которых к заработной плате работников были установлены районные коэффициенты;

лица, независимо от места жительства, - мужчины, достигшие возраста 55 лет, женщины - 50 лет, при одновременном выполнении двух условий именно на 31.12.2001:

1) наличия не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностях;

2) наличия 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет - для женщин.

Согласно пункта 1 Разъяснения от 22.04.2003 N 3 Министерства труда и социального развития РФ "О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 применялось независимо от вида пенсии, для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029" (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Город Шарыпово Красноярского края не относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица работа Малмыгиной О.Н. в спорные периоды не проходила в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Довод истца о некорректном расчете страховых взносов отклоняется судом, поскольку истцом доказательств перечисления работодателями страховых взносов с 2002 по 2010 год в ином размере, собственный расчет истца, суду не представлены.

Также суду не представлен иной расчет индекса роста пенсионного капитала, в имеющемся в материалах выплатного дела расчете ответчика судом ошибок не усматривается.

Относительно довода истца о неприменении пенсионный органом пункта 17 статьи 14 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которому устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 данного Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного его пунктом 1 статьи 7, увеличивается на 6 процентов, суд отмечает следующее.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 217-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" в рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Таким образом, положения части 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при перерасчете страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. установлена трудовая пенсия по старости, в связи с вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" применению не подлежит.

Таким образом, проанализировав доводы истца, а также проверив произведенные ответчиком расчеты размера трудовой пенсии Малмыгиной О.Н., суд приходит к выводу о том, что размер трудовой пенсии по старости, назначенной пенсионным органом истцу, соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства.

Доказательств того, что Малмыгиной О.Н. в настоящее время назначена и выплачивается пенсия в меньшем размере, чем установлено законом, истцом суду не представлено, его требования основаны на предположениях и на неверном толковании норм действующего пенсионного законодательства.

Судом установлено, что с 17 декабря 2010 года Малмыгиной О.Н. назначена пенсия по старости по представленным на момент подачи заявления документам. Расчет размера трудовой пенсии произведен пенсионным органом из имеющихся на дату подачи заявления документов, сведений из лицевого счета застрахованного лица, записей в трудовой книжке истца и представленных архивных справок о работе истца.

Кроме того, при рассмотрении дела, представителем ответчика суду заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с требованием о возложении обязанности произвести перерасчет назначенного размера трудовой пенсии.

Разрешая данное заявление ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

При этом, в силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Согласно материалам дела, истец Малмыгина О.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 17 декабря 2010 года.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что каких-либо возражений в январе 2011 году и в последующее время в пределах трехгодичного срока обращения в суд за защитой своих прав истица не заявляла.

Начиная с 20 сентября 2018 года истец стала неоднократно обращаться в пенсионный орган с письменными заявлениями о перерасчете размера пенсии, однако с настоящим иском в суд, в котором, выражая несогласие с установленным ей размером пенсии просит произвести перерасчет размера пенсии с 2010 года, истец обратилась только 19 августа 2021 года, тое есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.

При этом, каких либо доказательств, объективно свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска указанного срока, истцом, в нарушение ст.56 ГПК РФ, в рамках судебного разбирательства суду представлено не было. С заявлением о восстановлении пропущенного срока в соответствии со ст. 205 ГК РФ, истец Малмыгина О.Н. не обращалась.

В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Учитывая вышеизложенное, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Малмыгина О.Н. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 17 декабря 2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Малмыгина О.Н. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме).

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 апреля 2022 года.

Мотивированное решение суда составлено 26 апреля 2022 года.

Председательствующий

2-43/2022 (2-1018/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Малмыгина Ольга Николаевна
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного Фонда РФ по Красноярскому краю
Другие
Бурлаченко Юрий Владимирович
Гурман Татьяна Степановна
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Рудь А.А.
Дело на сайте суда
shargor.krk.sudrf.ru
25.08.2021Регистрация административного искового заявления
25.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
05.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.11.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2022Предварительное судебное заседание
17.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.02.2022Предварительное судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2022Дело оформлено
13.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее