Дело № 2а-2888/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 16 ноября 2017 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
с участием прокурора Кочетовой И.С.,
представителей административных ответчиков Ольховой А.Ф., представившей доверенность <...> от <...>, Быковой Т.С., представившей доверенность <...> от <...>,
при секретаре Бикмухаметовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <...> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа <...> и возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки, расположенные на территории городского округа <...> Республики Башкортостан, отведенные под захоронение, произвести государственную регистрацию права собственности на такие участки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <...> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан (далее по тексту ответчик, Администрация <...>), мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой <...> проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле уполномоченными органами и хозяйствующими субъектами при предоставлении и использовании земельных участков для размещения мест погребения на территории <...>. В соответствии с ч. 3 ст. б Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленными гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения. Вышеуказанные полномочия также закреплены в п. 21 Устава городского округа <...> Республики Башкортостан. Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В силу ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 настоящего Федерального закона. Исходя из пунктов 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. В силу положения п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. На основании п. 1 ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 39.9 ЗК РФ не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования. На основании пунктов 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположение границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которым отнесен земельный участок и его разрешенное использование. В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Согласно пунктам 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду7, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 введены в действие «Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.2882-11, которым устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ресторации и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Проведенной проверкой установлено, что п. 13.1 решения <...> РБ <...> <...> «Об утверждении Положения организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории <...> Республики Башкортостан» определено, что решение о создании места погребения принимается Администрацией городского округа <...> Республики Башкортостан. Согласно п. 13.4-13.5 Решения определены кладбища, на которых осуществляется захоронение, расположенные на территории городского округа <...> на которых осуществляется захоронение. Кладбище, расположенное по адресу: <...> - является закрытым кладбищем, на нем захоронение умерших (погибших) не производится. Постановлением администрации городского округа <...> <...> от <...> «О возложении обязанности по предоставлению земельных участков для захоронения на действующих муниципальных кладбищах» для захоронения отведены следующие земельные участки: <...>; <...>, западнее <...>; в 0,3 км. западнее <...>; в 2 км южнее <...>, севернее автодороги <...>; <...>, севернее <...>; южнее жилой зоны <...>. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства земельный участок, расположенный по адресу: <...>, севернее <...>, на кадастровый учет не поставлен, право собственности Администрацией <...> на участки, расположенные: в 0,3 км. западнее <...>; в 2 км южнее <...>, севернее автодороги <...>; южнее жилой зоны <...>; <...>, западнее <...>; <...>, севернее <...>, не зарегистрировано. Отсутствие землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Просит признать незаконным бездействие Администрации <...>, выразившееся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по постановке на кадастровый учет и оформлению прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на территории городского округа <...>, на которых расположены кладбища; обязать Администрацию <...> поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <...>; произвести государственную регистрацию права на указанный земельный участок; обязать Администрацию <...> произвести государственную регистрацию права на земельные участки, расположенные: в 0,3 км. западнее <...>; в 2 км южнее <...>, севернее автодороги <...>; южнее жилой зоны <...>; <...>, западнее <...>; <...>; установить, что ответчик, должен исполнить решение суда по настоящему иску в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
Прокурор Кочетова И.С. в судебном заседании уточнила административные исковые требования, а именно, пункт 2 просительной части административного искового заявления изложить в следующей редакции: «Обязать администрацию городского округа <...> поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный: <...>»; пункт 3 просительной части административного искового заявления изложить в следующей редакции: «Признать за муниципальным образованием городской округ <...> РБ право собственности на следующие земельные участки, отведенные под кладбища, которые расположены: в 0,3 км. западнее <...> (кадастровый <...>); в 2 км южнее <...>, севернее автодороги <...>; южнее жилой зоны <...> (кадастровый <...><...>, западнее <...> (кадастровый <...>); <...> (кадастровый <...>); <...>; привела доводы, указанные в административном иске.
Представитель административного ответчика Быкова Т.С. в судебном заседании уточненные административные исковые требования признала, о чем представила письменное заявление о признании административного иска, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Представитель административного ответчика Ольхова А.Ф. поддержала заявление Быковой Т.С.
В соответствии со ст. 46 ч.ч.3,5 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Представитель административного ответчика Быкова Т.С. признала уточненный административный иск прокурора <...>, о чем представила письменное заявление. Признание иска административным ответчиком подлежит принятию судом, поскольку оно сделано добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны ответчику, оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Признание иска представителем административного ответчика и принятие его судом является основанием для удовлетворения уточненных административных исковых требований прокурора <...>.
Согласно ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком заносится в протокол судебного заседания, изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
уточненное административное исковое заявление прокурора <...> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа <...> и возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки, расположенные на территории городского округа <...> Республики Башкортостан, отведенные под захоронение, произвести государственную регистрацию права собственности на такие участки – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении, предусмотренной законом обязанности по постановке на кадастровый учет и оформлению прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на территории городского округа <...> Республики Башкортостан, на которых расположены кладбища.
Обязать Администрацию городского округа <...> Республики Башкортостан поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Признать за муниципальным образованием городской округ <...> Республики Башкортостан право собственности на следующие земельные участки, отведенные под кладбища, которые расположены: в 0,3 км. западнее <...> (кадастровый номер <...> в 2 км южнее <...>, севернее автодороги <...>; южнее жилой зоны <...> (кадастровый <...>); <...>, западнее <...> (кадастровый <...>); <...> (кадастровый <...>); <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующая подпись
<...>
<...>