7п-126
Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО11 на постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 20 февраля 2019 года,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО «Управляющая компания «Облик» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО11 просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим отмене в силу следующего.
Статьей 6.5 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Как следует из материалов дела, при проверке заявления граждан ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области установлено, что ООО «Управляющая компания «Облик» не обеспечило выполнение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению жилого <адрес>.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде выразилось в том, что качество горячей воды, отобранной в <адрес> данного дома, не соответствует гигиеническим нормативам, установленным пунктами 2.2, 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1 и 3.5 (таблица 2,4) СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, пунктами 2.2, 3.1.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09, пунктами 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 по показателям цветность, железо общее.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20 декабря 2018 года в отношении ООО «Управляющая компания «Облик» протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Рассмотрев 20 февраля 2019 года указанный протокол, судья прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Принятое решение мотивировал отсутствием у управляющей организации объективной возможности обеспечить надлежащее качество воды без капитального ремонта системы водоснабжения. При этом судья предположил, что именно состояние системы водоснабжения дома с высокой долей вероятности могло стать причиной нарушения требований к качеству питьевой воды.
С таким судебным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных статьей 24.1 КоАП РФ, не принял мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, в частности, не выяснил вопрос о вине лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При этом судебное решение не может основываться на предположениях.
Согласно статье 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица согласно осуществляемой ими деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ).
В силу требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии с пунктами 2.2, 3.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно 2.2, 3.1.9 «СанПиН 2.1.4.2496-09. «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
Пунктом 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, не допускается. Качество водопроводной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами
Коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 149 Правил № 354 указано, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель в силу пункта 150 Правил № 354 освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя (например, ресурсоснабжающей организации) или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья не проанализировал положения указанных нормативных актов и не принял во внимание, что исполнителем коммунальных услуг многоквартирного <адрес>, в том числе и по горячему водоснабжению, является ООО «Управляющая компания «Облик», поэтому именно на Общество возложена обязанность обеспечить соответствие качества подаваемой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При этом выбор способа исполнения соответствующей обязанности лежит исключительно на управляющей организации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (наличие вины в форме умысла или неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Однако при рассмотрении дела судья не выяснил, имелась ли возможность у юридического лица выполнить требования санитарно-эпидемиологических требований, и приняты ли все зависящие от него меры направленные на обеспечение надлежащего качества воды в жилом доме, в том числе не установил, осуществлялся ли Обществом надлежащий контроль за качеством поставляемых ресурсоснабжающей организацией услуг; имелась ли возможность технологически обеспечить надлежащее качество воды в многоквартирном доме, применить специальные средства.
При этом сравнительный анализ результатов лабораторных исследований свидетельствуют об ухудшении качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети жилого дома.
Как указано выше, условием освобождения исполнителя коммунальных услуг от ответственности являются обстоятельства непреодолимой силы или вина потребителя.
Однако судьей данные обстоятельства не устанавливались.
Сославшись на то, что дом, в котором выявлено нарушение качества воды построен в 1920 году, а последний раз проходил капитальный ремонт в 1976 году, судьей не учтено, что обязанность по соблюдению санитарных правил не поставлена в зависимость от времени постройки помещений, управление которых взяло на себя управляющая организация.
ООО «Управляющая компания «Облик», являясь субъектом предпринимательской деятельности, вправе самостоятельно определять места осуществления такой деятельности с учетом требований, предъявляемых к конкретным видам деятельности, либо не осуществлять указанную деятельность.
Судья не принял во внимание, что ООО «Управляющая компания «Облик» заключило договор управления с указанным домом в 01 июля 2018 года, то есть после вступления в законную силу указанных Правил.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку существенное нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление подлежит отмене.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поэтому дело подлежит возвращению в Октябрьский районный суд города Архангельска на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и постановить решение, отвечающее требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО11 удовлетворить.
Постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 20 февраля 2019 года отменить, дело возвратить в Октябрьский районный суд города Архангельска на новое рассмотрение.
Судья А.С. Харлов