дело № 2а-300/2022
11RS0020-01-2022-000359-14
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шубиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 22 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми к Васильевой И. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя согласно сведениям из ЕГРИП с 19.11.2020 по 28.04.2021. За ответчиком числится задолженность на сумму 3065,16 руб. в том числе: страховые взносы за 2021 год по ОМС в размере 2761,86 руб., пени в размере 3,22 руб. за период с 14.05.2021 по 20.05.2021; пеня на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2020 год в размере 300,00 руб., а также пени в размере 0,08 руб. за период с 01.05.2021 по 20.05.2021. Направленные уведомления и требования об уплате налога оставлены ответчиком без внимания. Просил суд взыскать с ответчика задолженность в общем размере 3065,16 руб.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направил, просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями статей 99, 101 и 102 КАС РФ, в судебном заседании участия не принял.
Неявка в судебное заседание административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с чем, на основании части 2 статьи 289 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
На основании положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов.
Объектом обложения страховыми взносами для вышеуказанных плательщиков признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности (п.3 ст.420 НК РФ).
Согласно статьи 423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ плательщики, не производящие выплаты и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование м обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Суммы страховых взносов за расчетный период в фиксированном размере уплачиваются вышеуказанными плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года; страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 01 июля, следующего за истекшим расчетным периодом (п.2 ст.432 НК РФ).
В силу пункта 7 статьи 432 Налогового кодекса РФ в случае если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п7 ст.6.1 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ размер фиксированных платежей в отношении вышеуказанных лиц составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Васильева И. Н. осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 19.11.2020 по 28.04.2021.
В связи с прекращением деятельности налогоплательщик имеет обязанность по уплате страховых взносов за 2021 год по сроку уплаты 13.05.2021 (28.04.2021 + 15 кл. дн) в размере 2761,86 руб. (8426 руб./12 мес. х 3 мес. + 8426 руб./12 мес./30 дн. х 28 дн.) на обязательное медицинское страхование.
По сведениям карточки «Расчетов с бюджетом» налогоплательщиком сумма страховых взносов, подлежащая к уплате в установленный законом срок, не уплачена в полном объеме.
Материалами дела установлено, что Васильева И. Н. в период осуществления предпринимательской являлась налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения. Объектом налогооблажения являлись доходы.
23.04.2021 Васильевой И. Н. представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения за 2020 год, согласно которой сумма исчисленного налога составила 600 рублей.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогооблажения: доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов (п.1,2 ст.346.14 НК РФ).
В соответствии со статьей 346.19 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 настоящей статьи (ч.1 ст.346.20 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса, т.е. не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим периодом. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации (ст.346.23 НК РФ).
По сведениям налогового органа, за ответчиком числится задолженность на сумму 3065,16 руб. в том числе: страховые взносы за 2021 год по ОМС в размере 2761,86 руб., пени в размере 3,22 руб. за период с 14.05.2021 по 20.05.2021; пеня на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2020 год в размере 300,00 руб., а также пени в размере 0,08 руб. за период с 01.05.2021 по 20.05.2021.
В связи с неуплатой указанных вносов, пени налоговым органом должнику было направлено требование № 4044 от 23.05.2021 со сроком исполнения требования до 22.06.2021. Требование направлено посредством электронного документооборота.
Васильева Ирина Николаевна, зарегистрирована в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" 16.05.2016. Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Судебным приказом мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми от 30.09.2021 по делу №2а-1701/2021 с Васильевой И.Н. взыскана недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2020 год в размере 300 руб. 00 коп., пени в размере 0 руб. 08 коп; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенных в границах городских поселений за 2015-209 гг. в размере 0 руб. 28 коп.; пени по транспортному налогу с физических лиц за 2015-2019 гг. в размере 0 руб. 42 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), за 2020-2021 гг. в размере 14421 руб. 33 коп., пени в размере 12 руб. 41 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., за 2021 г. в размере 2761 руб. 86 коп., пени в размере 3 руб. 22 коп.
Определением мирового судьи от 20.10.2021 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Принимая во внимание, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени (до 22.12.2021) налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 30.09.2021, и отменен 20.10.2021, суд считает, что установленные сроки направления налогоплательщику требования об уплате налога, и подачи в суд заявления о взыскании задолженности по налогу налоговым органом соблюдены.
В части требований налогового органа о взыскании пени необходимо указать следующее.
Согласно статьям 48 и 70НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии с положениями статьи 75НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (часть 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 4).
Норма о пене предусмотрена Главой 11 Налогового кодекса РФ, которая относит пеню к обычным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, в соответствии с общими нормами обеспечения обязательств.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, принимая во внимание расчеты недоимки по уплате налога и пени, представленные административным истцом, проверив их, суд находит расчеты правильными и обоснованными. Административным ответчиком в порядке, предусмотренном статьей 62 КАС РФ, эти расчеты не опровергнуты, доказательств уплаты налога суду не представлено и судом таких сведений не добыто. Предусмотренных законом оснований для снижения размера пени, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд не находит.
При таких обстоятельствах, суд находит требования налогового органа законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ и части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 40 и 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", с ответчика в доход бюджета МР «Удорский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми к Васильевой И. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Васильевой И. Н., зарегистрированной по месту жительства по адресу: <Адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми: страховые взносы за 2021 год по ОМС в размере 2761,86 рублей, пени в размере 3,22 рублей за период с 14.05.2021 по 20.05.2021; пени на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2020 год в размере 300 рублей, а также пени в размере 0,08 рублей за период с 01.05.2021 по 20.05.2021, а всего в общем размере 3065 (три тысячи шестьдесят пять) рублей 16 копеек.
Взыскать с Васильевой И. Н. в доход бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Усть-Вымский районный суд Республики Коми.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 17 часам 30 минутам 24 марта 2022 года.