Дело № 2а-1635/2020
УИД 56RS0027-01-2020-001948-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Зубковой А.В.,
с участием
представителя административного истца Зайцевой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по не разработке программы охраны земель и административных регламентов,
установил:
истец прокурор Оренбургского района Оренбургской области действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в Оренбургский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее по тексту администрация МО Степановский сельсовет) о признании незаконным бездействия по не разработке программы ораны земель и административных регламентов.
В обосновании административных исковых требований указали, прокуратурой Оренбургского района проведена проверка исполнения администрацией МО Степановский сельсовет требований земельного законодательства, а также законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту ЖКХ). В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией не принимаются должные меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята. Установлено, администрацией МО Степановский сельсовет не принимаются должные меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята. Кроме того, в деятельности администрации выявлены факты бездействия, связанные с непринятием административных регламентов. Невыполнение администрацией МО Степановский сельсовет указанных мероприятий нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельных правоотношений, а также в сфере ЖКХ.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения.
Обязать администрацию МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу.
Признать незаконным бездействие администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению административных регламентов.
Обязать администрацию МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения следующих административных регламентов в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу:
- принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель,
- заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка,
- предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности,
- утверждение проектов организации дорожного движения.
Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 05 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация МО Оренбургский район Оренбургской области.
Представитель административного истца – помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцева О.Р., в судебном заседании поддержала требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в соответствии с которым администрация МО Степановский сельсовет признает административные исковые требований прокурора Оренбургского района к администрации МО Степановский сельсовет о признании незаконным бездействия по не разработке программы охраны земель и административных регламентов полностью, положения норм предусмотренных частью 3 статьи 46, частью 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разъяснены и понятны, также просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания заявлено не было.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из положений части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В пунктах 1-2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно пункту 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Пунктом 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Исходя из содержания п.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Постановление № 403).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1754 в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 № 403 внесены изменения, согласно которым исчерпывающий перечень процедур дополнен новыми видами административных процедур в сфере жилищного строительства.
Так, процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство, дополнен пунктами следующего содержания:
- п. 17(1). Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель.
- п. 17(2). Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка.
Процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием, дополнены пунктами следующего содержания:
- п. 49. Предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
- п. 50(1). Утверждение проектов организации дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Из материалов дела следует, что исполняющим обязанности прокурора Оренбургского района, младшим советником юстиции Е.А. Вяльциной принято решение № 98 от 28 июля 2020 года о проведении проверки в отношении администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, целью проверки является выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ, с установлением срока проверки с 28 июля 2020 года по 25 августа 2020 года.
В соответствии с требованием о предоставлении информации от 28 июля 2020 года № 07-07ЧА-2020 администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района предложено представить сведения о наличии разработанной и утвержденной программы охраны земель поселения на территории муниципального образования. А также сообщить сведения о разработке и принятии на территории муниципального образования следующих регламентов:
- Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель;
- Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка;
- Предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
- Утверждение проектов организации дорожного движения;
- Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ответом администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 30 июля 2020 года № 732, на территории МО Степановский сельсовет программа охраны земель поселения находится в стадии разработки. Регламенты: принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель; заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка; предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; утверждение проектов организации дорожного движения, не разработаны.
Из материалов дела усматривается, что администрация МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обладает полномочиями по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель поселений, а также разработке и утверждению административных регламентов.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что прокурором Оренбургского района Оренбургской области в материалы дела представлены допустимые и достоверные доказательства, которые подтверждают бездействие администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселений и административных регламентов.
Вышеуказанное, с учетом признания исковых требований стороной ответчика, дает основание суду прийти к выводу о признании незаконными бездействий администрации МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, которые выразились в не разработке и не утверждению программы охраны земель поселений и административных регламентов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере земельных правоотношений, а также в сфере ЖКХ.
Суд полагает необходимым обязать администрацию МО Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения, а также устранить нарушение закона путем разработки и утверждения административных регламентов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: