копия дело № 12-363/23
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2023 года п.Лотошино Московской области
Волоколамский городской суд (постоянное судебное присутствие в п.Лотошино) Московской области в составе
председательствующего судьи Перминовой Е.А.,
при секретаре Новожиловой М.С.,
с участием защитника администрации г.о.Лотошино Этлин Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации г.о.Лотошино Московской области на постановление заместителя начальника территориального отдела №32 Территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3 от 09.10.2023 года №МК по делу об административном правонарушении по ст.6.11 ч.1 закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
09.10.2023 года заместителем начальника территориального отдела №32 Территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области (далее – ГУСТ Московской области) – старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3 в отношении администрации г.о.Лотошино Московской области, в соответствии со ст.28.6 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении №МК, в соответствии с которым администрация г.о.Лотошино Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.11 ч.1 закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Административное правонарушение совершено 04.10.2023 года в 12 часов 52 минут по адресу: <адрес>, и выражается в ненадлежащем состоянии и содержании, несвоевременной и (или) некачественной уборке мест общего пользования, а именно: по указанному адресу находится контейнерная площадка, территория которой находится в ненадлежащем состоянии: слева от ограждения контейнерной площадки территория замусорена мешками и пакетами с мусором, деревянными досками, картонными коробками, деревянными ящиками, мелким бытовым мусором и навалами бывших в употреблении вещей, в нарушение требований п.п.1,8 ст.55 Правил благоустройства территории г.о.Лотошино Московской области (утв. решением Совета депутатов г.о.Лотошино Московской области от 29.10.2020 года №177/15).
Контейнерная площадка внесена в Реестр мест (площадок) накопления ТКО г.о.Лотошино, утвержденный 01.01.2023 года, и расположена вне границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет в границах населенного пункта п.Лотошино г.о.Лотошино.
Собственником контейнерной площадки является администрация г.о.Лотошино, из чего сделан вывод о наличии вины администрации г.о.Лотошино в нарушении требований п.п.1,8 ст.55 Правил благоустройства территории г.о.Лотошино Московской области (утв. решением Совета депутатов г.о.Лотошино Московской области от 29.10.2020 года №177/15), что квалифицировано по ст.6.11 ч.1 КоАП МО.
В жалобе администрация г.о.Лотошино в лице защитника по доверенности Этлин Ю.Н. просит постановление изменить в части назначенного наказания, и назначить наказание в виде предупреждения. В обоснование указала, что услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов оказывает ООО «Рузский региональный оператор» на основании муниципального контракта от 07.09.2023 года № РРО-2023-9217629. При назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей (штраф в минимальном размере) не учтено, что администрация г.о.Лотошино ранее не привлекалась к административной ответственности. Указала, что назначение наказания в виде штрафа не мотивировано, при том, что санкция ст.6.11 ч.1 КоАП МО предусматривает также наказание в виде предупреждения.
Администрация г.о.Лотошино извещена о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается судебной повесткой. Дело рассматривается с участием защитника по доверенности Этлин Ю.Н.
Защитник Этлин Ю.Н. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Рассмотрев жалобу, выслушав объяснения защитника, изучив материалы дела, подлинное дело об административном правонарушении, дополнительно представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
В ч.4 ст.8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Положениями п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
В силу п.28 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования "Городской округ Лотошино Московской области" (принят решением Совета депутатов г.о.Лотошино Московской области от 04.03.2021 года №217/20) к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В ст.4 закона Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» определено, что содержание объекта благоустройства - обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
Понятия "бункер", "контейнер" и "контейнерная площадка", используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года N 641".
В соответствии с п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156) "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Требования к контейнерным площадкам изложены в ст.15 закона Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области».
В соответствии со ст.56 ч.ч.1,10 закона Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством РФ, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области (ч.1). Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области (ч.10).
Аналогичные требования установлены ч.ч.1,8 ст.55, Правил благоустройства территории г.о.Лотошино Московской области (утв. решением Совета депутатов г.о.Лотошино Московской области от 29.10.2020 года №177/15, в ред. от 27.04.2023 года №447/15).
С учетом положений ст.ст.34,37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Ответственность за ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременную и (или) некачественную уборку мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение порядка и условий содержания территории, установленных нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, - предусмотрена ст.6.11 ч.1 закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.10.2023 года в 12 часов 52 минут по адресу: <адрес>, находится контейнерная площадка, территория которой находится в ненадлежащем состоянии: слева от ограждения контейнерной площадки территория замусорена мешками и пакетами с мусором, деревянными досками, картонными коробками, деревянными ящиками, мелким бытовым мусором и навалами бывших в употреблении вещей, что подтверждается фотоматериалом, выполненным с применением специального технического средства, имеющего функции фото- киносъемки, видеозаписи «Автоматизированный комплекс с использованием интеллектуальной нейронной сети видеофиксации SC-iMVS-RM3», и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Сертификатом об утверждении типа измерения, сведениями о результатах поверки подтверждается, что указанное специальное техническое средство – комплекс мобильный фото-видеофиксации SC-iMVS-RM3 – предназначен для измерений в неподвижном состоянии или в движении в автоматизированном режиме, прошел поверку (срок действия до 27.06.2025 года).
При таких обстоятельствах вынесение обжалуемого постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.28.6 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении, не противоречит требованиям ч.1 ст.2.6.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, контейнерная площадка по указанному адресу включена в Реестр мест (площадок) накоплений ТКО г.о.Лотошино, и находится на балансе администрации г.о.Лотошино, что подтверждается письмом заместителя главы администрации г.о.Лотошино и выпиской из Реестра.
Администрацией г.о.Лотошино, которая в силу закона несет обязанности по содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о благоустройстве, не представлено доказательств принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению указанных правил и норм, при том, что имелась возможность для их соблюдения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 ч.1 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Наказание назначено в пределах санкции ст.6.11 ч.1 КоАП МО, в виде штрафа в минимальном размере, без отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Вместе с тем, в соответствии со ст.4.1 ч.3 КоАП РФ, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно ст.4.2 ч.1 п.2 КоАП РФ к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем кодексе или в законах субъекта РФ об административных правонарушениях (ст.4.2 ч.2 КоАП РФ).
Как указано в жалобе, администрация г.о.Лотошино ранее к административной ответственности за аналогичные административные правонарушения не привлекалась. Материалами дела это не опровергнуто, и расценивается судом, как смягчающее обстоятельство (ст.4.2 ч.2 КоАП РФ).
При указанных обстоятельствах, суд считает убедительными доводы жалобы о том, что наказание в виде штрафа, даже в минимальном размере составляющее 50 000 рублей, является несоразмерным содеянному, поскольку назначено без учета смягчающих обстоятельств, поэтому обжалуемое постановление следует изменить в части назначенного наказания, и применить более мягкий вид наказания - предупреждение, также предусмотренное санкцией ст.6.11 ч.1 КоАП МО.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника территориального отдела №32 Территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО3 от 09.10.2023 года №МК по делу об административном правонарушении по ст.6.11 ч.1 закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» в отношении администрации г.о.Лотошино Московской области – изменить в части назначенного наказания, назначить наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу администрации г.о.Лотошино Московской области - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья (подпись) Е.А.Перминова
Копия верна: судья Е.А.Перминова