ДЕЛО № 2а-2639/2021
УИД 92RS0004-01-2021-003447-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 22 ноября 2021 года.
Полный текст решения составлен 30 ноября 2021 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2639/2021 по административному иску Веялко ГА к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительство Севастополя о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Веялко Г.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент) в котором, уточнив исковые требования, просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым №, возложить на Департамент обязанность повторно рассмотреть вопрос о проведении аукциона в отношении вышеуказанного земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношением города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сформирован земельный участок с кадастровым номером №. Однако, решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в проведении аукциона в отношении вышеуказанного земельного участка на основании подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, а именно в связи с тем, что земельный участок расположен частично в красных линий УДС (на территории общего пользования). Отказ в предоставлении государственной услуги административный истец считает незаконным, в связи с чем, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительство Севастополя.
Административный истец Веялко Г.А. и его представитель Беличенко М.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке.
Представители административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительства Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 4, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено ответчиком 14 апреля 2021 года и получено административным истцом 15 мая 2021 года, административное исковое заявление подано в суд 5 августа 2021 года, таким образом, срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен.
В соответствии с положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, административный истец 27 декабря 2018 года обратился в Департамент по имущественным и земельным отношением города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ, в целях проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сформирован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка: «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
Уведомлением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом от 14 апреля 2021 года № 5023/01-10-04-14/02/21 принято решение об отказе в проведении аукциона в отношении вышеуказанного земельного участка на основании подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, а именно в связи с тем, что земельный участок расположен частично в красных линий УДС (на территории общего пользования).
Из информации Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, предоставленной по запросам суда исх.№ 5170/01-02-04-15/02/21 от 20 октября 2021 года, исх.№ 5508/01-02-04-15/02/21 от 12 ноября 2021 года относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> следует, что согласно сведениям, документам, материалам, содержащимся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности из раздела 7 «Планировка территории»: красные линии улично-дорожной сети и территории общественного пользования, согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП, вышеуказанный участок частично расположен в границах красных линий УДС, о чем свидетельствуют координаты красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования (СК-63), которые отображены в таблице. При этом, исходя из представленных Департаментом архитектуры и градостроительства данных, пересечение составляет 0,02 м и 0,01 м, что по мнению суда, является незначительным.
В соответствии с пунктом 24 статьи 39.11. ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (подпункт 11 пункта 8 статьи 39.11. ЗК РФ); земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11. ЗК РФ).
Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Административным ответчиком не представлено суду достаточных и объективных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что вышеуказанный земельный участок ограничен в обороте, является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования, в красных линиях улично-дорожной сети.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 кодекса).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности отказа и нарушении прав и законных интересов заявителя, а в качестве восстановительной меры считает необходимым возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о проведении аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Веялко ГА удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14 апреля 2021 года № 5023/01-10-04-14/02/21 об отказе в проведении аукциона на право заключения аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:04:004003:526.
Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть вопрос о проведении аукциона на право заключения аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан