Дело № 2а-225\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Пошехонье Ярославской области
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Роговой Б.А.,
с участием прокурора Туршиной С.В.,
ответчика Штарева С.В.,
представителя третьего лица – ГБУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ – Комаровой С.Ю.,
при секретаре Мелиховой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к Штареву Сергею Васильевичу о прекращении действия специального права – права управления транспортными средствами,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Штареву С.В. с требованием прекратить действие специального права – права на управление транспортными средствами, ссылаясь на следующее. Штарев имеет водительское удостоверение №, выданное 18 февраля 2017 года РЭО ГИБДД МУ МВД России «Рыбинское», при этом состоит на учете в кабинете у врача нарколога. Вместе с тем, согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическим и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами. Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами. Согласно частям 1 и 4 статьи 23.1 указанного закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортными средствами. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Согласно информации ГБУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ Штарев состоит на учете в кабинете у <данные изъяты> с июля 2015 года с диагнозом <данные изъяты>), данное заболевание входит в число противопоказаний к управлению транспортными средствами. Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения просит прекратить действие специального права Штарева на управление транспортными средствами.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по указанным в нем доводам и основаниям.
Представитель третьего лица – ГБУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ Комарова С.Ю. также поддержала исковые требования прокурора.
Ответчик Штарев иск не признал, ссылаясь на то, что он спиртным не злоупотребляет, исправно ходит к <данные изъяты> на все отметки, наличие транспортного средства остро необходимо ему и членам его семьи, так как они проживают в деревне.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
18 февраля 2017 года Штареву С.В. выдано водительское удостоверение серии № на право управления транспортными средствами, к заявлению Штарева на выдачу данного удостоверения им была приобщена медицинская справка, подтверждающая отсутствие у него противопоказаний к управлению транспортными средствами, полученная им 16 февраля 2017 года в ГБУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ. Данное заключение выдано медицинской комиссией на основании имеющейся в медкарте Штарева записи <данные изъяты> о том, что Штарев на учете у <данные изъяты> и врача-психиатра не состоит.
Вместе с тем, суду представлена медицинская карта амбулаторного больного, ведение которой осуществляется <данные изъяты>, из которой следует, что Штарев проходил стационарное лечение в <данные изъяты> с диагнозом в соответствии с №
Статьёй 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (часть 6 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу статьи 23.1. Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
При этом, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В пункте 7 раздела II Перечня указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ <данные изъяты> Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств, является наличие заболевания <данные изъяты>, допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение № 2). Согласно пункту 2 утвержденного Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Согласно пунктам 11, 12 Порядка диспансерного наблюдения решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из этих учреждений медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Судом установлено, подтверждено показаниями свидетелей: ФИО. - заместителя главного врача ГБУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, ФИО. -<данные изъяты> ГБУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, и данными медицинской амбулаторной карты, что Штарев С.В. с 2015 года состоит на учете с диагнозом <данные изъяты>, трижды находился на стационарном лечении от указанного заболевания, до настоящего времени с учета не снят в связи с отсутствием стойкой (более трех лет) ремиссии. Такие же обстоятельства имели место и на дату получения им водительского удостоверения.
Таким образом, установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья ответчика, наделенного правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения, что является основанием для удовлетворения иска прокурора.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, с у д
р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░.