Дело № 2-178/2021
28RS0011-01-2021-000490-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Суровской А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михолап Вадима Викторовича к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, администрации Мазановского сельсовета о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Михолап В.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 на территории Амурской области введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района.
Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 № 464 определены границы зон чрезвычайной ситуации, в том числе --.
Михолап В.В., 1989 г.р.,--4, 1965 г.р. (отец) фактически на момент затопления проживали длительное время в жилом помещении по адресу: пер. Солнечный, --Амурскаяобласть.
В указанное время МихолапВ.В. зарегистрирован по адресу: с --.
В связи с тем, что МихолапВ.В. не зарегистрирован по месту фактического проживания, был лишен возможности включенным в список граждан, постоянно проживавших в зоне, подвергшейся затоплению, и получить меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.
Факт проживания Михолап В.В. по адресу: --, находящемуся в зоне подвергнутому затоплению, подтверждается справкой администрации сельсовета от 19.08.2021 №240.
Факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается информационным письмом№ 4157 - 07. о том» что и период с 10.08.2021 транспортное сообщение по маршруту 647 «с. Новокиевский Увал - с. Молчанове» было приостановлено в связи с размывом участка автомобильной дороги местного значения «Введеновка - Февральск» 50 км, 54 км, с 63 по 65 км., размывом участков автомобильной дороги регионального значения «Белоярово-Дружное» 3 км.
Истец просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».Обязать администрацию Мазановского района включитьМихолапВ.В. 1989 г.р. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи 10 тыс. руб. в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федеральною бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым бил причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвестиМихолап Вадиму Викторовичу 1989 г.р. на счет, открытый в ПАО «Сбербанк»-- выплату единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. всвязи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертовиз федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являютсябюджетныеассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектовРоссийской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплатфизическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористическогоакта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомернымидействиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря2019 года № 1928.Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому указал, что согласно справки Мазановского сельсовета от 19.08.2021 года № 240 Михолап В.В. проживает по адресу с. --, вместе с тем прописан по другому адресу, что послужило поводом для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, истец Михолап В.В. в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель лесного хозяйства и пожарной безопасностиАмурской области, представитель администрации Мазановского сельсовета извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 45 Конституции РФ установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (п. 1). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2).
В силу п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено, что Михолап В.В. зарегистрирован по адресу -- --
Согласно справке администрации Мазановско сельсовета от -- --, --4 -- года рождения проживает по адресу -- совместно с Михолап В.В. -- года рождения.
Согласно копии похозяйственной книги по адресу -- записаны --4, Москалева И.А., Михолап В.В.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р«О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 24 июня 2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района.
Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 № 464 определены границы зон чрезвычайной ситуации, в том числе с. Мазаново Мазановского района.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечениитеррористического акта правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 (далее-Правила № 1928), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).
Подпункт «в» пункта 12 Правил № 1928 предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении следующих условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.
Правительством Амурской области принято постановление от 29 июня 2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление № 416).
Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается:1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублейна человека;2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека;за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
В соответствии с п. 2.1 Постановления № 416 органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить:
1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - заявления);
2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, комиссий в составе не менее 3 человек в целях:
а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка № 275);
б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка № 275);
3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений:
а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи;
б) обследование и составление комиссиями:
- заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи);
- актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости);
4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации:
а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 275;
б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связис утратой ими имущества первой необходимости;
5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследованияв министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Согласно п. 2.2 Постановления № 416 министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденных губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Согласно п. 2.3 Постановления № 416 Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытыев кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека;за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублейна человека.
Факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается информационным письмом министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 11.08.2021 № 4157-07, о том, что в период с 10.08.2021 транспортное сообщение по маршруту 647 «с. Новокиевский Увал - с. Молчаново» было приостановлено в связи с размывом участка автомобильной дороги местного значения «Ввденовка-Февральск» 50 км, 54 км, с 63 по 65 км., размывом участков автомобильной дороги регионального значения «Белоярово-Дружное» 3 км.
При обращении Михолап В.В. в администрацию Мазановского района Амурской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, ему был дан ответ, согласно которому администрацией было принято решение об отказе во включении Михолап В.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с нарушением транспортной доступности по причине отсутствия регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, по адресу: --.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона № 5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Суд считает что, отсутствие регистрации Михолап В.В.по месту фактического проживанияпо адресу: --, не может являться основанием для лишения его мер социальной поддержки в период чрезвычайной ситуации.
Совокупность представленных суду доказательств дает основание для удовлетворения требований истца.
Истец просит обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на счет, открытый в ПАО «Сбербанк» 40--, однако не представил суду документы подтверждающие принадлежность указанного счетаистцу, в связи с этим, в этой части требования не подлежит удовлетворению.
Также суд считает необходимым отметить, что требования, предъявляемые к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и администрации Мазановского сельсовета заявлены к ненадлежащим ответчикам, поскольку функции по включению граждан в списки пострадавшихимеющих право на получение социальной поддержки, выплаты единовременной материальной помощи, действия возложены на орган местного самоуправления и Министерство социальной защиты населения Амурской области.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратитьк немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Михолап Вадима Викторовича к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; возложении обязанности,удовлетворить.
Признать Михолап Вадима Викторовича 1989 г.р. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Обязать администрацию Мазановского района включить Михолап Вадима Викторовича 1989 г.р. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. рублей в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федеральною бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым бил причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Михолап Вадиму Викторовичу 1989 г.р. выплату единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
В удовлетворении исковых требований Михолап В.В. к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, администрации Мазановского сельсоветаАмурской областиотказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Потапов