УИД 57RS0022-01-2023-002196-53
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-13958/2024
№ 2-2435/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 29 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Солтыс Е.Е.,
судей Лемякиной В.М., Балашова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №6» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №6» на решение Заводского районного суда города Орла от 18 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М., выслушав представителя истца - прокурора Дедова С.Б., возражавшего против доводов жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области – Новикову Е.А., возражавшую против доводов жалобы,
у с т а н о в и л а:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление №6» (далее – ООО «УК ЖЭУ №») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, просил возложить на ООО «УК ЖЭУ № 6» обязанность организовать места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирного дома, находящегося под его управлением, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями пункта 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, пунктами 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 18 сентября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены. На общество с ограниченной ответственностью «УК Жилищное эксплуатационное управление № 6» возложена обязанность организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от жителей многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (специальную площадку), в соответствии с требованиями пункта 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, пунктами 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе автор жалобы просит об отмене решения суда и апелляционного определения, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судами были допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «УК ЖЭУ № 6» осуществляет управление многоквартирным домом № <адрес>.
Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании поступившего информационного письма регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами проведена проверка по вопросу отсутствия организации сбора крупногабаритных отходов от многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, специальных площадок для сбора крупногабаритных отходов.
Нарушения требований санитарного законодательства в части организации сбора и вывоза крупногабаритных отходов установлены по результатам проведенной природоохранной межрайонной прокуратурой проверки.
Так, из ответа ООО «УК ЖЭУ № 6» на запрос природоохранной межрайонной прокуратуры усматривается, что по состоянию на 12 апреля 2023 г. в управлении у ответчика находится 20 многоквартирных домов, в том числе многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Управляющей организацией места (площадки) накопления крупногабаритных отходов, образующихся от жилых помещений указанного многоквартирного дома, не организованы, специальные площадки для сбора КГО отсутствуют, существующие площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов, используемые жителями многоквартирного дома, бункерами для сбора крупногабаритных отходов не оборудованы, жители складируют КГО возле подъездов.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла, утвержденному постановлением администрации г. Орла от 25 июля 2014 г. № 2947, сбор твердых коммунальных отходов, образующихся от многоквартирного дома № №, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляется в 4 контейнера (объемом 0,77 куб.м. каждый), расположенных на площадке, находящейся в собственности жильцов многоквартирного дома. Специальная площадка, емкости для сбора КГО, образующихся от указанного многоквартирного дома, отсутствует.
Как следует из акта осмотра территории от 28 ноября 2023 г. и фотоматериалов, сбор твердых коммунальных отходов, образующихся от жилых помещений многоквартирного дома происходит при помощи установленных в каждом подъезде дома мусорокамер, в которых установлены выкатные контейнеры. Отдельной площадки для сбора КГО для данного дома не имеется. На момент осмотра на порожках первого подъезда, у мусорной камеры третьего и четвертого подъезда зафиксировано наличие складированных крупногабаритных отходов (оконные рамы со стеклами, элементы мебели). КГО располагаются на придомовой территории дома.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывая, что на ООО «УК ЖЭУ № 6», как на управляющую организацию, возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления КГО, для многоквартирных домов, находящихся в управлении, поскольку это является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, пришел к выводу об удовлетворении заявленных природоохранным межрайонным прокурором требований, и возложил на ответчика обязанность организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Суд кассационной инстанции с выводами судов согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и пункту 3 Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее - Правила № 1039), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил № 1039).
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Суды, делая вывод о том, что управляющая организация в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), обязана для обслуживания многоквартирного дома создать место (площадку) накопления ТКО, не учли, что исходя из пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ управляющая организация может это сделать только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Кроме того, согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункту 2 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к правилам.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.7.6 Правил № 170 и в пункте 3.3.7 Правил № №
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона № 89-ФЗ).
В пункте 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г., изложена правовая позиция, согласно которой создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
Между тем суды не дали оценку доводам ответчика о том, что на придомовой территории, управление которой осуществляет ответчик, отсутствует возможность разместить контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований; не проверили, принимали ли собственники помещений многоквартирного дома решение о порядке складирования ТКО (с использованием имеющейся близлежащей муниципальной площадки либо о создании самостоятельной площадки на публичной земле и наделении управляющей компании полномочиями для обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении места размещения площадки).
Принимая во внимание изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное; всесторонне и полно исследовать имеющиеся в деле доказательства в их совокупности; правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 379.5 – 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 ноября 2023 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда.
Председательствующий судья
Судьи