Решение по делу № 2-742/2024 от 10.01.2024

УИД: 77RS0002-02-2023-018572-32

Дело № 2-742/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 12 февраля 2024 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Басаргиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности произвести определённые действия,

установил:

Воркутинский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт опор железобетонного моста, расположенного на 130 км пк 3 перегона Собь-Харп-Сияние Севера линии Чум-Лабытнанги (кадастровый номер 89:02:011203:217).

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности Воркутинского производственного участка Дистанции инженерных сооружений - СП Северной дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения. 16 сентября 2020 г. Мостоиспытательной станцией № 13 (г. Котлас) Ярославского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СП Дирекции диагностики и мониторинга и инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» проведено периодическое обследование железобетонного моста через ручей на 130 км ПКЗ линии Чум - Лабытнанги (кадастровый номер 89:02:011203:217). Мост построен в 1950 году, полная длина моста составляет 25,26 м., владельцем моста является ОАО «РЖД». По результатам проведенного обследования выявлены неисправности (дефекты), для устранения которых требуется проведение капитального ремонта опор моста. Согласно отчёту, составленному по результатам проведённого обследования, состояние и содержание моста являются неудовлетворительными. Кроме того, не выполнены работы по устранению неисправностей (дефектов) опор моста, обнаруженных в ходе предыдущего обследования, проведенного Мостоиспытательной станцией № 13 03 июля 2015 года. В 2022 году для проведения капитального ремонта указанного железнодорожного моста ООО «РЖДстрой-Проект» по договору с ОАО «РЖД» от 21 ноября 2022 г. № 5040376 выполнены проектно-изыскательские работы. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства капитальный ремонт опор моста до настоящего времени не проведен, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц (л.д. 4-7).

Истец, ответчик, каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил (л.д. 70-71).

При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, на основании ст. 233 ГПК РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) определено, что объекты транспортной инфраструктуры это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты. В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Закон № 17-ФЗ) железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Исходя из п. 2 ст. 20 Закона № 17-ФЗ, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования возложены на ОАО «РЖД».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Закон № 384-ФЗ) строительные конструкции и основание сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.

Из содержания ч. 1 ст. 36 Закона № 384-ФЗ следует, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, (далее ПТЭ), п. 12 которых установлено, что владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 41 ПТЭ владелец инфраструктуры обязан содержать все элементы железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционные здания, сооружения и устройства инфраструктуры в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

ОАО «РЖД» является собственником железобетонного моста, расположенного в Ямало-ненецком автономном округе, м р-н Приуральский, жд линия Чум-Лабытнанги км 130 пк 3 + 79 кадастровый номер 89:02:011203:217 (л.д. 13-16).

Согласно техническому паспорту объекта недвижимости моста железобетонного, расположенного в Ямало-ненецком автономном округе, м р-н Приуральский, жд линия Чум-Лабытнанги км 130 пк 3 + 79 протяжённость моста составляет 25,26 м., год ввода в эксплуатацию 1950 (л.д. 17-24).

3 июля 2015 г. Котласской мостоиспытательной станцией структурного подразделения «Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры» ОАО «РЖД» проведено периодическое обследование железобетонного моста через ручей на 130 км линии Чум-Лабытнанги, в результате которого составлен отчёт с указанием необходимых мероприятий по устранению выявленных неисправностей, в том числе, выполнить бетонные работы по ремонту всех опор моста (заделка на теле опор трещин, раковин и сколов) (л.д. 29-33).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 2 октября 2020 г. № 2193/р утверждена Инструкция по содержанию искусственных сооружений, в соответствии с п. 5.20 которой установлено, что все искусственные сооружения должны быть обследованы мостоиспытательными станциями. Мостоиспытательные станции должны контролировать устранение неисправностей, выявленных ими при осмотрах и обследованиях.

Оценка технического состояния искусственных сооружений, методика определения дефектов, степени их развития, а также объём необходимых ремонтных работ регламентируются Инструкцией по оценке состояния и содержания искусственных сооружений ОАО «РЖД», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 1 октября 2019 г. № 2162/р.16 сентября 2020 г. Мостоиспытательной станцией № 13 (г. Котлас) Ярославского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры структурного подразделения Дирекции диагностики и мониторинга и инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» проведено периодическое обследование железобетонного моста через ручей на 130 км ПКЗ линии Чум-Лабытнанги (кадастровый номер 89:02:011203:217).

Согласно отчёту по результатам обследования моста количество выявленных дефектов по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2 дефекта, но балльные оценки сооружения повысились. Работы по устранению обнаруженных в 2015 году дефектов не выполнены. По результатам обследования выдано Требование на выполнение неотложных мер № МИС-13-12 с требованиями ограничения скорости подвижного состава на мосту до 40 км/ч до выполнения работ по капитальному ремонту моста. Согласно п. 3.1. Протокола № ЦЦИ-1970/пр от 9 ноября 2017 г. функционал по определению характера затрат, а также необходимость включения моста в инвестиционные программы или программы капитального ремонта возложены на отделы инженерных сооружений Службы пути. До проведения работ по капитальному ремонту опор и пролётных строений моста, выполнить работы по заделке всех трещин и пустот на теле всех опор. Скорость движения поездов по мосту ограничена из-за многочисленных дефектов опор: трещин различного направления раскрытием до 7-ми мм на боковых, на шкафных и на передних стенках устоев 0 и 3; на теле промежуточных опор 1 и 3; на боковых поверхностях карнизов подферменных площадок опор 0, 1, 2, 3; нарушения гидроизоляции балластных корыт обоих устоев. Для повышения скорости движения поездов по мосту, необходимо выполнение работ по капитальному ремонту моста (л.д. 34-44).

По сообщению и.о. начальника Ярославского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры структурного подразделения Дирекции диагностики и мониторинга и инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от 26 октября 2023 г. бригадой капитального ремонта дистанции инженерных сооружений в ноябре 2020 г. были проведены работы по устранению неисправностей отмеченных в требовании на выполнении неотложных мер, в результате устранения которых, ограничение скорости движения поездов на железобетонном мосту, расположенному в Ямало-ненецком автономном округе, м р-н Приуральский, жд линия Чум-Лабытнанги км 130 пк 3 + 79 было снято (л.д. 46, 47-48, 49).

Согласно информации от 26 октября 2023 г., представленной начальником Северной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в соответствии с утверждённым 31 января 2023 г. Перечнем объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих капитальному ремонту в 2023 году (путевое хозяйство ИССО) № ЦДИ-167 предполагалось закончить выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт железобетонного моста на 130 км пк 3 79 м перегона Собь-Харп-Северное Сияние». В связи с выделением дополнительных денежных средств в 2022 году проектно-изыскательские работы были выполнены в 2022 году в полном объёме. В 2022 и 2024 гг. в перечнях объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих капитальному ремонту в 2022 и 2024 гг. (путевое хозяйство ИССО), расположенных в Воркутинском транспортном регионе (на участках пути Воркута - Вылью, Воркута - Лабытнанги), выполнение строительно-монтажных работ не предусмотрено. Однако после разработки проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт металлического моста через р. Уса на 2095 км пк 5 участка Коноша - Воркута перегона Уса - Пост Абезь» и выделения дополнительного финансирования в 2024 году, возможно, начало выполнения строительно-монтажных работ по объекту (л.д. 12).

Таким образом, представленными доказательствами, не опровергнутыми ответчиком, подтверждено несоответствие указанного железобетонного моста требованиям обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, поскольку длительное не проведение капитального ремонта опор моста, при наличии выявленных неисправностей, в нарушение требований Федерального закона № 17-ФЗ, ПТЭ, Инструкции по оценке состояния и содержания искусственных сооружений ОАО «РЖД», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 1 октября 2019 г. № 2162/р, СП 35.13330.2011, СП 63.13330.2018 создаёт угрозу наступления негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределённого круга лиц.

Длительная эксплуатация указанного искусственного сооружения без проведения капитального ремонта противоречит требованиям действующего законодательства и создаёт реальную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта. В процессе эксплуатации объекта при существующей вероятности дальнейшего развития выявленных неисправностей, надёжность сооружения непрерывно снижается.

Иное толкование положений законодательства допускало бы неограниченную эксплуатацию сооружения без проведения ремонта объекта железнодорожного транспорта, выработавшего свой нормативный ресурс, что противоречит ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 17-ФЗ, устанавливающей безопасность и качество оказываемых услуг в качестве основных принципов функционирования железнодорожного транспорта.

Доказательств, подтверждающих дальнейшую безопасность эксплуатации железобетонного моста, расположенного на 130 км пк 3 перегона Собь-Харп-Сияние Севера линии Чум-Лабытнанги (кадастровый номер 89:02:011203:217) без проведения капитального ремонта его опор, ответчиком не представлено, в связи с чем, требование о возложении на ОАО «РЖД» обязанности провести капитальный ремонт его опор является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, суд считает разумным и достаточным срок для исполнения ответчиком заявленных требований, указанный Воркутинским транспортным прокурором в течение одного года со дня вступления решения суда законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Определяя размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что подлежат удовлетворению требования неимущественного характера, следовательно, размер государственной пошлины составляет 300,00 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

решил:

иск Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности произвести определённые действия удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность провести капитальный ремонт опор железобетонного моста, расположенного на 130 км пк 3 перегона Собь-Харп-Сияние Севера линии Чум-Лабытнанги (кадастровый номер 89:02:011203:217) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в Воркутинский городской суд Республики Коми заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.С.Комиссарова

2-742/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Комиссарова Елена Стефановна
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее