Судья Макарова Т.В. дело № 33-2093/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 31 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Шиповской Т.А., Ждановой С.В.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2100/2021 по иску Сомятова С. К. к государственному учреждению - Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения № <...> от 09.02.2021 года в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периода прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии с 18.10.1979 года про 22.11.1981 года, обязании включить в специальный трудовой стаж период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права,
по апелляционной жалобе государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области
на решение Советского районного суда города Волгограда от 20 июля 2021 года с учетом дополнительного решения Советского районного суда города Волгограда от 22 декабря 2021 года, которыми постановлено:
исковые требования Сомятова С. К. к государственному учреждению - Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения № <...> от 09.02.2021 года в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периода прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии с 18.10.1979 года про 22.11.1981 года, обязании включить в специальный трудовой стаж период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права – удовлетворить;
признать незаконным решение государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 № <...> от 09.02.2021 года в части отказа во включении в специальный трудовой периода прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии с 18.10.1979 года по 22.11.1981 года;
обязать государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 включить в специальный трудовой стаж Сомятову С. К. период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 18.10.1979 года по 22.11.1981 года;
обязать государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 назначить Сомятову С. К. страховую пенсию по старости с 29.10.2020 г.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области Бочкареву Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Сомятова С.К. и его представителя Демянчук В.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Сомятов С.К. обратился в суд с иском к государственному учреждению -Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 о признании незаконным решения № <...> от 09.02.2021 года в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периода прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии с 18.10.1979 года про 22.11.1981 года, обязании включить в специальный трудовой стаж период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
В обоснование заявленных требований указал, что 09.02.2021 года пенсионным органом принято решение № <...> об отказе в назначении страховой пенсии по старости по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях». В специальный стаж, дающий право на пенсию в районах Крайнего Севера, не был засчитан период службы в рядах Вооруженных Сил с 19.10.1979 года по 17.11.1981 года. Отказ мотивирован тем, что отсутствует информация о месте прохождения военной службы по призыву.
С решением пенсионного органа истец не согласен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение государственного учреждения - Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09.02.2021 года № <...> об отказе в назначении страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложить на государственное учреждение - Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность по включению в специальный стаж период прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии с 19.10.1979 года по 17.11.1981 года и обязать государственное учреждение - Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, но не ранее возникновения права на пенсию.
Суд постановил указанное выше решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 марта 2022 года произведена замена ответчика - государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 на правопреемника – государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по Волгоградской области.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения по следующим основаниям.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает, в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом и неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением ГУ -Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области от 09.02.2021 года № <...> Сомятову С.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».
В специальный стаж, дающий право на пенсию, не был засчитан период службы в рядах Вооруженных Сил с 19.10.1979года по 17.11.1981 года в районах Крайнего Севера.
Отказ мотивирован тем, что отсутствует информация о месте прохождения военной службы по призыву с 19.10.1979 по 17.11.1981. При наличии 6 лет 06 месяцев 16 дней специального трудового стажа в районах Крайнего Севера у Сомятова С.К. вместо требуемых 7 лет 6 месяцев стажа работы в районах Крайнего Севера право на пенсию не определяется.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что представленный истцом военный билет подтверждает прохождение военной службы по призыву в войсковой части № <...> с 19.10.1979 г. по 22.11.1981 г. в Чукотском округе, который относится к районам Крайнего Севера. При включении спорного периода в стаж, право истца на назначение пенсии с 29.10.2020 г. определяется.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части1 указанной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 (часть 2 статьи 32 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период службы истца, имевшей место с 19 октября 1979 по 17 ноября 1981, действовал Закон СССР от 14 июля 1956 «О государственных пенсиях», который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
В соответствии со статьей 8 названного Закона право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Законом СССР от 14 июля 1956 «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 01 марта 1960 введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (далее - Указ от 10.02.1960), который в подпункте «д» пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Таким образом, Указом от 10.02.1960 в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 01 января 1968 введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 № 1908-У11 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (далее - Указ от 26.09.1967), которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 «О государственных пенсиях» принято постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 № 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение № 590).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 названного Положения № 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ 26.09.1967, так и Положение № 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение № 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» (далее - Постановление № 181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, Постановлением № 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Таким образом, военная служба по призыву может быть включена в стаж работы в районах Крайнего Севера, при условии документального подтверждения, что военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения, к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, и поступление на работы в районах Крайнего Севера в течение 3-х месяцев с момента окончания службы.
При разрешении спора судом не принято во внимание, что основанием для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях досрочного назначения пенсии периода прохождения военной службы по призыву является документальное подтверждение прохождения данной службы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Вопреки выводам суда, представленный истцом военный билет не содержит информации о месте прохождения военной службы.
Также судом не дана оценка представленным ответчиком Центром ПФР материалам пенсионного дела Сомятова С.К., в котором имеется архивная справка от 25 января 2021 № <...>, содержащая сведения о дислокации войсковой части № <...> (в которой служил истец) на территории п.Барабаш Хасанского района Приморского края.
Хасанский район Приморского края, в котором расположен п.Барабаш, не включен в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 и от 26 сентября 1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 № 1029.
В суде апелляционной инстанции Сомятов С.К. пояснил, что весь период срочной службы находился на территории Укрепленного района, расположенного в районе бухты Ольга залив Петра Великого.
Для выяснения юридически значимых обстоятельств по делу судебной коллегией направлены соответствующие запросы для уточнения вышеизложенной информации в Центральный архив Минобороны РФ и Военный комиссариат Волгоградской области.
Однако, согласно ответов на запросы, пояснения Сомятова С.К. об ином месте прохождения службы, не подтверждены.
При наличии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера 6 лет 6 месяцев 16 дней (без учета спорного периода прохождения военной службы) право на пенсию не определяется.
При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств прохождения истцом военной службы в районах Крайнего Севера либо местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера либо местностей, приравненных к ним, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, судом первой инстанции при вынесении решения не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, а также неверно применены нормы материального права, что в соответствии со статьей 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке и принятии нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Волгограда от 20 июля 2021 года с учетом дополнительного решения Советского районного суда города Волгограда от 22 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Сомятова С. К. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения № <...> от 09.02.2021 года в части отказа во включении в специальный страховой стаж периода прохождения срочной военной службы в рядах Советской Армии с 18.10.1979 года про 22.11.1981 года, обязании включить в специальный страховой стаж период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи