Решение по делу № 2-686/2022 от 01.07.2022

УИД 76RS0011-01-2022-001174-10

Решение в окончательной форме вынесено    23.09.2022г.

                                                                                     Дело № 2-686/2022

      Р Е Ш Е Н И Е

          Именем Российской Федерации

15.09.2022г.                                                                                         г.Углич

       Угличский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,

при секретаре Табаричевой Г.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова А.А. к Департаменту образования Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании незаконным отказа в заключение договора социального найма жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма,

      установил:

       Кузнецов А.А. обратился в суд с иском Департаменту образования Ярославской области и Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании незаконным и подлежащим отмене акта Департамента образования ЯО от 03.03.2022г. №9, утвержденного приказом Департамента ЯО от <данные изъяты> об установлении в отношении Кузнецова А.А. обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, возложении на ДИЗО ЯО обязанности заключить с Кузнецовым А.А. договор социального найма жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

        В иске Кузнецов А.А. указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ. между ним и Департаментом имущественных и земельных отношений ЯО был заключен договор <данные изъяты> найма жилого помещения, в соответствии с которым ему за плату во временное пользование и владение было предоставлено жилое помещение по указанному выше адресу. Квартира предоставлялась с учетом наличия у истца супруги- <данные изъяты> брак с которой зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии у них родился ребенок – <данные изъяты>.

         В соответствии с пп.6 п. 7 договора найма от ДД.ММ.ГГГГ. истец как наниматель имеет право на заключение с ним договора социального найма в отношении занимаемого жилья после окончания срока действия договора при отсутствии оснований для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок. До истечения ДД.ММ.ГГГГ. срока действия договора, ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецовым А.А. предоставлены в Управление образования Администрации УМР необходимые документы для заключении договора соцнайма жилого помещения.

Однако, из Департамента образования ЯО в адрес истца было направлено уведомление о возможности заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, ввиду наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания ему содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых договор найма специального жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок. В данном уведомлении указано, что согласно представленной справке о доходах среднедушевой доход семьи Кузнецова А.А. ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения ( среднемесячный доход на 1 человека 6 645,35 руб.), что свидетельствует о неудовлетворительной адаптации истца к самостоятельной жизни. Иных причин отказа не приведено.

С указанным решением истец не согласен, полагает, что не находится в трудной жизненной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ. заключен брак между Кузнецовым А.А. и <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ. у них родился сын <данные изъяты>

<данные изъяты> Не смотря на <данные изъяты>, Кузнецов А.А. адаптирован к самостоятельной жизни, он самостоятельно себя обслуживает, выполняет работу по дому, забирает ребёнка из детского сада, гуляет с ним. Каких либо нарушений договора специального найма за <данные изъяты> у истца не было, коммунальные услуги оплачены своевременно, квартира содержится в надлежащем состоянии, на каких-либо учётах он не состоит, соседями характеризуется положительно. Департамент образования, при вынесении решения, подошёл формально к определению нахождения истца в трудной жизненной ситуации. В частности, были учтены только те доходы, которые получает сам истец (<данные изъяты>, ежемесячную денежную выплату). При предоставлении документов истец устно сообщал, что у его супруги имеется доход неофициальный от <данные изъяты> кроме того, она осуществляет работу продавца у <данные изъяты> без официального оформления, но ему было сказано, что учитывается только официальный доход членов семьи. За требуемый период ( ДД.ММ.ГГГГ.) доход семьи истца составил <данные изъяты>., т.е. на 1 члена семьи в месяц по <данные изъяты>., из них: <данные изъяты> разовая компенсационная выплата <данные изъяты>., ЕДВ <данные изъяты>., всего <данные изъяты>., доход <данные изъяты>.- у <данные изъяты> <данные изъяты>., доход от фотосъемки- <данные изъяты>., доход от разработки страниц в социальной сети «ВКонтакте»- <данные изъяты>., всего <данные изъяты>. Т.о., ежемесячный доход на каждого члена семьи истца выше величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в Ярославской области. Заключение договора социального найма требуется истцу для дальнейшей приватизации жилого помещения, поскольку его семья планирует улучшить свои жилищные условия и увеличить состав семьи.

          В судебном заседании исковые требования в полном объеме поддержал представитель истца Кузнецова А.А.- Колесникова Ю.В., действующая на основании доверенности. Дополнительно пояснила, что 22.11.2019г. Ярославским областным судом вынесено решение по делу № 3а-321/2019, которым признан недействующим п. 3.2 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утв. постановлением Правительства области от 09.12.2013г. № 1601-п, в той мере, которой не допускается подтверждение иного дохода заявителя либо членов его семьи, помимо официального заработка, а также признан недействующим абз. 3 п. 8 указанного Порядка, который и предусматривал отсутствие заработка в течение последних 12 месяцев как основание для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации. То есть, правоприменитель пришел к выводу, что определение наличия либо отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нахождении лица в трудной жизненной ситуации, не должно быть формальным, отсутствие официального заработка должно рассматриваться в совокупности всей жизненной ситуации гражданина. С учетом изложенного, истец полагает, что у ответчиков отсутствуют основания для отказа в заключении с ним договора социального найма, их действиями нарушаются его права.

           Представитель ответчика Департамента образования Ярославской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет ( п.6 ст.8). В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

           Законом Ярославской области от 09.11.2007 г. № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» перечислены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с детьми, оставшимися без попечения родителей, может быть заключен на новый пятилетний срок.

К числу таких обстоятельств относится неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий, длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в т.ч. в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении ( ч.1 ст.6.4)

        Порядком выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденным постановлением Правительства ЯО от 09.12.2013 г. №1601-п, определен перечень документов, подтверждающих наличие либо отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия ( п.3).

        К числу документов, подтверждающих наличие либо отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия, относятся документы, подтверждающие доход нанимателя и членов его семьи за последние 12 месяцев, предшествующих подаче документов.

    ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецовым А.А. представлены необходимые документы, оценка которых проведена комиссией Департамента образования ЯО, <данные изъяты>. дано следующее заключение о том, что сведения, содержащиеся в представленных документах, свидетельствуют о неудовлетворительной адаптации нанимателя к самостоятельной жизни, а именно: среднедушевой доход нанимателя и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, устанавливают наличие у нанимателя обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанным лицом может быть заключен на новый <данные изъяты> срок, о чем было сообщено Кузнецову А.А.

Согласно справке <данные изъяты>. Кузнецов А.А. является получателем <данные изъяты>. Его доход, состоящий из <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ. составил <данные изъяты>. Кроме того, с период ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>. произведены выплаты ежемесячного пособия на ребенка на сумму <данные изъяты>. и ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от трех до семи лет в размере <данные изъяты> всего на общую сумму <данные изъяты>. Совокупный доход семьи составил в отчетный период <данные изъяты>., при этом размер среднедушевого дохода существенно ниже величины прожиточного минимума в Ярославской области в расчете на душу населения, установленного постановлением Правительства ЯО от 25.08.2021г. №564-п. на 2022г. ( <данные изъяты> при величине 11895 руб.). Данное обстоятельство свидетельствует о неудовлетворительной адаптации истца к самостоятельной жизни. Также Департаментом принято во внимание, что <данные изъяты>. являлась получателем ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, а также ими оформлялась выплата лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, что также свидетельствует о нахождении семьи в трудной жизненной ситуации. Иные документы, подтверждающие доход супруги истца, в т.ч. от работы у <данные изъяты>, не предоставлялись. В связи с этим решение комиссии является обоснованным и соответствующим требованиям федерального и регионального законодательства, поскольку вышеуказанное подтверждает неудовлетворительную адаптацию истца к самостоятельной жизни

        Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представил объяснение на иск, в котором указал, что между ДИЗО и Кузнецовым А.А. ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор <данные изъяты> найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес>, срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

            В соответствии с пунктами 5.17, 5.18 раздела 5 Положения о порядке условиях предоставления гражданам жилых помещений специализированно жилищного фонда Ярославской области, порядке постановки на учет и ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 15.04.2011 № 267-п, на основании решения Департамента образования области о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предусмотрено, что департамент направляет в адрес гражданина уведомление о заключении договора найма на новый срок либо уведомление о заключении договора социального найма. Таким образом, Департамент не является органом самостоятельно принимающим решение о заключении договора социального найма по истечении срока договора найма.

              В связи с тем, что в отношении Кузнецова А.А. Департаментом образования ЯО было направлено решение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, то у ДИЗО не было законных оснований для направления истцу уведомления о заключении договора социального найма.

         ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Кузнецова А.А. Департаментом было направлено уведомление о заключении договора найма жилого помещения на новый пятилетний срок и необходимости обращения в Департамент для подачи соответствующего заявления. Т.о., Департаментом каких-либо неправомерных действий (решений), связанных с не заключением с истцом договора социального найма, не производилось.

          Третье лицо Управление труда и социальной политики Угличского МР, третье лицо ИП Коршунова К.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. ИП Коршуновой К.А. в материалы дела представлены сведения о том, что официально на работу <данные изъяты>. в должности продавца принята ИП Коршуновой К.А. с ДД.ММ.ГГГГ Ранее третьим лицом была предоставлена справка о работе <данные изъяты> в должности продавца-консультанта <данные изъяты> и размере её заработной платы- <данные изъяты>. ежемесячно.

    Допрошенная в суде в качестве свидетеля <данные изъяты>. пояснила, что является супругой истца с ДД.ММ.ГГГГ., у них имеется сын, <данные изъяты> <данные изъяты> работает неофициально <данные изъяты>» у ИП Коршуновой К.А. с ДД.ММ.ГГГГ., а ДД.ММ.ГГГГ. трудоустроена официально, её ежемесячный заработок за весь период работы составляет по <данные изъяты>. Кроме этого, у <данные изъяты>. имеется дополнительный доход, получаемый от услуг <данные изъяты> За период ДД.ММ.ГГГГ. её доход от данных услуг составил <данные изъяты>. и <данные изъяты>. соответственно, от работы <данные изъяты> Всего <данные изъяты>. Сведения о доходе <данные изъяты>. истец не представлял, так как ему было сказано, что необходимо представлять сведения только об официальном доходе членов семьи. Что касается оформления ими пособия по уходу за инвалидом 1 группы и пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, то органом соцзащиты напротив было рекомендовано это сделать и не озвучивалось условие, что данные пособия назначаются только нетрудоустроенным лицам. В настоящее время от получения пособия по уходу за инвалидом они отказались, оно им не выплачивается. Детское пособие <данные изъяты>. оформляла через сайт Госуслуги. Свидетель пояснила, что её супруг Кузнецов А.А. адаптирован к самостоятельной жизни, он самостоятельно себя обслуживает, выполняет работу по дому, готовит еду, забирает ребёнка из детского сада, гуляет с ним. Каких- либо нарушений договора специального найма за <данные изъяты> лет у них не было, коммунальные услуги оплачены своевременно, квартира содержится в надлежащем состоянии, что проверялось представителями Управления образования, долговых (кредитных) обязательств у них нет.

    Свидетель <данные изъяты> в суде пояснила, что истец Кузнецов А.А. является её племянником. Он получает пенсию <данные изъяты>, его супруга <данные изъяты> работает <данные изъяты>, долговых обязательств у них нет, в квартире, где они проживают, ими сделан ремонт. Кузнецов А.А. социально адаптирован, занимается с сыном, домашними делами, обрабатывает сад.

           Заслушав представителя истца, свидетелей, оценив отзывы ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

        Согласно п. 6 ст. 8 данного ФЗ срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, составляет пять лет.

        В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

        По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (п.6 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ).

        В соответствии с ч. 1 ст. 6.4 Закона Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области», обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения с указанными лицами может быть однократно заключен на новый пятилетний срок, являются:

1) неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий;

2) длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.

         Такого рода обстоятельства могут выступать основанием для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый срок только при условии, что их преодоление невозможно самостоятельными усилиями нанимателя и членов его семьи и требует оказания содействия.

          Постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2013 N 1601-п утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

       В соответствии с п. 3 Порядка, к документам, подтверждающим наличие либо отсутствие обстоятельств, относятся:

- документы, подтверждающие состав семьи нанимателя: свидетельство о заключении брака; свидетельство о рождении ребенка; справка о составе семьи, выданная жилищно-эксплуатационной организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо городской поселковой или сельской администрацией (п.п. 3.1);

- документы, подтверждающие доход нанимателя: справка с места работы с указанием занимаемой должности и средней заработной платы за последние 12 месяцев; налоговая декларация по налогу на доход физических лиц с отметкой территориального налогового органа о ее принятии (для нанимателя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) (п.п. 3.2);

- справка, подтверждающая факт установления инвалидности у нанимателя, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (п.п. 3.3);

- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (п.п. 3.4);

- справка государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" о наличии (отсутствии) заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом (п.п. 3.5);

- акты осмотра специализированного жилого помещения, предоставленные органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим управление жилищным фондом Ярославской области (п.п. 3.6).

          Согласно п. 4 Порядка, орган местного самоуправления по месту жительства нанимателя за три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения: осуществляет сбор документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка; проводит проверку условий жизни нанимателя.

          В соответствии с п. 5 Порядка, документы, указанные в подпунктах 3.1 - 3.5 пункта 3 настоящего Порядка, предоставляются нанимателем на основании письменного уведомления органа местного самоуправления в течение 30 дней с момента получения заказного письма с уведомлением о вручении. Документы, указанные в подпункте 3.6 пункта 3 настоящего Порядка, предоставляются органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим управление жилищным фондом Ярославской области, в орган местного самоуправления на основании письменного запроса.

          Согласно п. 6 Порядка, в ходе проверки условий жизни нанимателя, предусмотренной пунктом 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления оценивает бытовые условия нанимателя, исполнение им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояние его здоровья, эмоциональное и физическое состояние, наличие навыков самообслуживания, характер отношений в семье. По результатам проверки органом местного самоуправления составляется акт обследования условий жизни нанимателя (далее - акт обследования). Акт обследования подписывается специалистом органа местного самоуправления, проводившим обследование.

           В силу п. 7 и 8 Порядка орган местного самоуправления на основании акта обследования и представленных документов готовит заключение о наличии или отсутствии обстоятельств, которое утверждается руководителем органа местного самоуправления и направляется в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента поступления акта обследования и документов на основании их комплексной оценки принимает решение о наличии или отсутствии обстоятельств. В случае, если сведения в документах, представленных органом местного самоуправления, свидетельствуют о наличии хотя бы одного из обстоятельств, уполномоченный орган принимает решение о наличии обстоятельств.

В соответствии с п. 9 Порядка решение о наличии или отсутствии обстоятельств оформляется в форме акта о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, который утверждается руководителем уполномоченного органа.        Решением Ярославского областного суда от 22.11.2019 года по делу № За-321/19, вступившим в силу 10.01.2020 года, п. 3.2 Порядка признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой не допускается подтверждение иного дохода; абзац 3 пункта 8 Порядка признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.                Из материалов дела следует, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с Кузнецовым А.А., истекал ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, им были представлены документы для установления наличия либо отсутствия оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.                На основании представленных документов Департамент образования Ярославской области установил, что сведения, содержащиеся в представленных Кузнецовым А.А. документах, свидетельствуют о неудовлетворительной адаптации нанимателя к самостоятельной жизни, а именно среднедушевой доход нанимателя и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, что свидетельствует о неудовлетворительной адаптации Кузнецова А.А. к самостоятельной жизни. В связи с этим в акте <данные изъяты>, утвержденном приказом департамента образования Ярославской области от 03.03.2022 №4-д, сделан вывод о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Кузнецову А.А. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых договор найма специализированного жилого помещения с ним может быть заключен на новый пятилетний срок.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. заключен брак между Кузнецовым А.А. и <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ. у них родился сын <данные изъяты>. Три года назад Кузнецову А.А. <данные изъяты> он получает <данные изъяты>., и <данные изъяты>. ежемесячно. Доход Кузнецова А.А. за требуемый период составил <данные изъяты>. (<данные изъяты>

Что касается дохода супруги истца, то Департамент образования исходил из того, что самостоятельного дохода <данные изъяты>. не имела, за исключением выплаты ежемесячного пособия на ребенка на сумму <данные изъяты>. и ежемесячного пособие на ребенка в возрасте от трех до семи лет в размере <данные изъяты> всего на общую сумму <данные изъяты>

Вместе с тем, истцом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие факт получения в спорный период его супругой <данные изъяты>. следующих доходов: <данные изъяты> За период с ДД.ММ.ГГГГ. её доход от данных услуг составил <данные изъяты>. соответственно, <данные изъяты>. Всего <данные изъяты> руб. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями свидетеля <данные изъяты> свидетеля <данные изъяты> справкой ИП Коршуновой К.А. о работе <данные изъяты>. неофициально в должности <данные изъяты> и заработке в размере <данные изъяты>. ежемесячно за последние 12 месяцев, справкой о её официальном трудоустройстве с ДД.ММ.ГГГГ., индивидуальной выписке со счета <данные изъяты> в <данные изъяты> справке по операциям за требуемый период, поступлении денежных средств, скриншотами страницы <данные изъяты> <данные изъяты>.

С учетом данных доходов, общий доход семьи истца за спорный период составил <данные изъяты>., что составляет на 1 члена семьи в месяц по <данные изъяты>. ( а без учета заработка у ИП Коршуновой - по <данные изъяты>.), что в любом случае больше величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Ярославской области ( на 01.01.2021г.-11742 руб.). Отсутствие доказательств получения в спорный период официальной трудовой деятельности супруги истца <данные изъяты>. за последние 12 месяцев перед обращением Кузнецова А.А. с заявлением, не является достаточным основанием для вывода о нахождении истца, его семьи в трудной жизненной ситуации и необходимости оказания содействия в преодолении такой ситуации. Наличие или отсутствие указанных обстоятельств должно оцениваться не формально, а индивидуально для каждого заявителя с учетом всех заслуживающих внимания факторов, включая причины, по которым данное лицо не имеет доход в определенный промежуток времени или не имеет возможности подтвердить документами получаемые доходы членов семьи.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что не смотря на <данные изъяты>, Кузнецов А.А. адаптирован к самостоятельной жизни, он самостоятельно себя обслуживает, выполняет работу по дому, забирает ребёнка из детского сада, гуляет с ним. Указанные обстоятельства подтверждены в суде свидетелями <данные изъяты>. Каких либо нарушений договора специального найма за <данные изъяты> лет у истца не было, коммунальные услуги оплачены своевременно, квартира содержится в надлежащем состоянии, на каких-либо учётах истец не состоит, что подтверждено документально справкой <данные изъяты> выпиской АО <данные изъяты>. из лицевого счета нанимателя, справкой <данные изъяты>», Актом проверки условий жизни» Управления образования от <данные изъяты> и <данные изъяты>, справкой УМВД России по Ярославской области, каких-либо долговых обязательств ( в т.ч. кредитных) у истца и его супруги не имеется. Как уже отмечалось выше, получение дохода супругой истца в спорный период также подтверждено документально.

       При указанных обстоятельствах, суд полагает, что у Департамента образования Ярославской области отсутствовали правовые основания для принятия акта от <данные изъяты>, утвержденного приказом Департамента образования Ярославской области <данные изъяты> которым в отношении истца было установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего управление жилищным фондом Ярославской области, договор найма специализированного жилого помещения может быть однократно заключен на новый пятилетний срок.

           Таким образом, с учетом совокупности изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание, что Кузнецов А.А. относится к категории лиц <данные изъяты> образом исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, при этом по истечении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания истцу содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, суд приходит к выводу о наличии оснований для заключения с истцом договора социального найма в отношении занимаемого им жилого помещения. В связи с этим, исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчиков с пользу истца подлежат взысканию понесенным им судебные расходы ( почтовые) по рассылке копий искового заявления, по 222,04 руб. с каждого. Указанные расходы являлись для истца необходимыми, понесены им реально.

              На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                           р е ш и л :

           исковые требования Кузнецова А.А., <данные изъяты> к Департаменту образования Ярославской области <данные изъяты>, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области <данные изъяты> удовлетворить.

           Признать незаконным и отменить акт Департамента образования Ярославской области <данные изъяты>, утвержденный приказом Департамента Ярославской области от <данные изъяты> «Об утверждении актов о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» об установлении в отношении Кузнецова А.А. обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в трудной жизненной ситуации.

            Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области заключить с Кузнецовым А.А. договор социального найма жилого помещения – квартиры, общей площадью <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>

    Взыскать с Департамента образования Ярославской области <данные изъяты>, Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области <данные изъяты>) в пользу Кузнецова А.А., <данные изъяты> возмещение почтовых расходов- по 222,04 руб. с каждого ответчика.

         Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня внесения в окончательной форме.

Судья:                                             О.В.Долгощинова

2-686/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Андрей Андреевич
Ответчики
Департамент образования Ярославской области
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
Колесникова Юлия Владимировна
ИП Коршунова Ксения Александровна
Управление социальной политики и труда Администрации Угличского муниципального района Ярославской области
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Судья
Долгощинова Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
uglichsky.jrs.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
06.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее