Дело № 2-3502/2020 (48RS0003-01-2020-003983-47)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2020 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Дорыдановой И.В.,

при секретаре Бегларян С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Брак Эли Эмануиловны к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

установил:

Брак Э.Э. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В обоснование доводов ссылалась на то, что в июле 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением ответчика ей было отказано в выдаче государственного сертификата по причине того, что она не предоставила свидетельство о рождении первого ребенка - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Однако свидетельство о рождении ФИО она не имела возможности представить, поскольку дочь умерла ДД.ММ.ГГГГ По действующему законодательству при получении свидетельства о смерти свидетельство о рождении сдается в органы ЗАГС. В пенсионный орган была представлена справка о рождении ФИО Просила признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 3 800 рублей.

В судебном заседании истец Брак Э.Э. исковые требования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) по доверенности Гугнина А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Объяснила, что при обращении истца с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка, в связи с чем в выдаче государственного сертификата в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ей было отказано. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (преамбула).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Согласно ч. 1.1. ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.

В соответствии ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ установлено, что при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

Частью 6 статьи 5 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ в случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.10.2011 г. № 1180н утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) (далее Правила).

В соответствии с п. 5 указанных выше Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке):

удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил;

удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

подтверждающих рождение (усыновление) детей;

подтверждающих смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил;

подтверждающих смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в подпункте «в» пункта 3 настоящих Правил, их законных представителей или доверенных лиц.

Лица, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах Российской Федерации, указывают в заявлении место своего фактического проживания на территории Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил предусмотрены основания для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Так, отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:

а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

Судом установлено, что Брак Э.Э. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области 05.08.2019 г. с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

При этом в заявлении о выдаче государственного сертификата Брак Э.Э. указала сведения о детях - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К заявлению приложены документы – справка о рождении ребенка ФИО, а также свидетельство о смерти ребенка, согласно которому ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области от 20.08.2019 г. Брак Э.Э. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом в решении об отказе в качестве основания для отказа указан п. 3 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ – представление недостоверных сведений, в том числе об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки (нет документов, подтверждающих рождение детей (свидетельство о рождении).

Проанализировав все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) необоснованно отказало Брак Э.Э. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, сославшись на то обстоятельство, что истец не представила свидетельство о рождении старшего ребенка ФИО

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г. (преамбула, пункт 1 части 1 статьи 3).

В силу ч. 7 ст. 3 данного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Из положений указанных норм, а также из положений ч. 2 ст. 3, п. 3 ч. 1.3 и ч. 4 ст. 10, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).

Придание указанному факту значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предполагающими, что отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства. Так, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (ч. 3 ст. 11).

Следовательно, только в случае рождения первого или второго ребенка мертвым у женщины не возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.

В данном случае у истицы Брак Э.Э. родилось двое детей - ФИО и ФИО1

Суду представлена справка о рождении ФИО от 19.12.2018 г. , выданная подразделением ЗАГС Коммунального государственного учреждения «Аппарат Акима города Тараз Жамбылской области». Согласно данной справке ФИО родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются: отец ФИО2, мать Брак Э.Э.

Также Брак Э.Э. представляла в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области свидетельство о смерти ребенка ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 12 лет, о чем в книге регистрации актов о смерти произведена запись .

Законодательством предусмотрено представление документов, подтверждающих рождение ребенка (детей), в данном случае истец предоставила как справку о рождении первого ребенка, так и свидетельство о его смерти. Следовательно, не имелось оснований для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал только по тому основанию, что не предоставлены свидетельства о рождении первого и второго ребенка. Кроме того, п. 3 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2006 г. г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не содержит такого основания для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как отсутствие свидетельства о рождении ребенка.

Таким образом, в решении об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 20.08.2019 г. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области необоснованно указало такое основание в выдаче государственного сертификата, как отсутствие свидетельства о рождении ребенка.

Иные основания для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отсутствуют.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, указанной нормой предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.

Из содержания приведенных положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года следует, что законодатель, исходя из целей его принятия, признает юридически значимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наличие гражданства Российской Федерации как у самих детей, с рождением которых закон связывает возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки, так и у матери детей.

Как установлено в судебном заседании истец Брак Э.Э., ее ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются гражданами Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Брак Э.Э. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При обращении в суд с исковыми требованиями истец оплатила государственную пошлину в сумме 300 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате от 17.08.2020 г.

Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суду представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от 17.08.2020 г., согласно которому Брак Э.Э. оплатила адвокату ФИО3 за составление искового заявления к ГУ - УПФР в г. Липецке 3 500 рублей.

Суд считает понесенные истцом расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления необходимыми расходами, поскольку истец, не обладая специальными познаниями, вынуждена была обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Таким образом, всего в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в размере 3 800 рублей (300 рублей возврат госпошлины + 3 500 рублей расходы на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления = 3 800 рублей).

Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3 800 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          (░░░░░░░)                 ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20.10.2020 ░.

2-3502/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Брак Эля Эмануиловна
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Липецк
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Дорыданова И.В.
Дело на сайте суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2020Подготовка дела (собеседование)
02.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее