Решение по делу № 2-386/2024 от 28.05.2024

Дело (УИД) № 19RS0010-01-2024-000536-39

Производство № 2-386/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шира 01 октября 2024 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Н.Е.,

с участием: представителя истца Лохтина П.Н., действующего на основании нотариальной доверенности <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ФИО3ФИО4 к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о взыскании выкупной стоимости нежилого помещения, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о взыскании выкупной стоимости нежилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО3 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 19:11:010305:61, расположенного по адресу: Республика ФИО1, <адрес>. Постановлением администрации Ширинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Ширинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 19:11:010305:1, площадью 1000 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу, изъят для муниципальных нужд в муниципальное образование Ширинский сельсовет. Из отчета от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении рыночной стоимости объекта недвижимости: помещения магазина, назначение: нежилое помещение, общая пл. 34,6 кв.м, этаж 01, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, пом. 2Н», произведенного ООО «Экспертиза и оценка собственности», следует, что рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 1004000 руб. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено уведомление о выплате в добровольном порядке выкупной стоимости за указанное нежилое помещение в размере 1004000 руб. Однако, в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация Ширинского сельсовета указала об отсутствии возможности выкупа данного жилого помещения по причине отсутствия финансовых средств. Ссылаясь на Жилищный кодекс РФ, п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», представитель истца просит взыскать с администрации Ширинского сельсовета в пользу ФИО3 выкупную стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, <адрес>, пом. 2Н, в размере 1004000 руб., расходы по оценке рыночной стоимости нежилого помещения в размере 7500 руб., расходы по оплате иска государственной пошлиной в размере 13220 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931), Министерство финансов Республики Хакасия.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству установлено, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия со ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано путем выделения из него Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия (ИНН 1900013893). Функции в сфере жилищного-коммунального хозяйства, жилищных отношений переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия (ИНН 1900013893). Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931) исключено из числа третьих лиц.

В ходе подготовки к рассмотрению дела от представителя ответчика – и.о. главы администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия ФИО6 поступил письменный отзыв по заявленным требованиям, в котором последняя пояснила, что на территории Республики Хакасия реализуется Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019 - 2023 годах» (далее - Региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 марта 2019 года № 106. Программа реализуется посредством выделения органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия субсидии за счет средств Фонда и республиканского бюджета Республики Хакасия в целях долевого софинансирования работ по переселению граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Главным распорядителем бюджетных средств является Минстрой Хакасии. Субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Хакасия на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минстрою Хакасии. В соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» источниками финансирования мероприятий являются Фонд содействия реформированию ЖКХ (96,52%) республиканский бюджет РХ (1,74%), местный бюджет (1,74%). Указывает, что действующим законодательством не установлено, что выкуп нежилых помещений осуществляет орган местного самоуправления, за счет средств бюджета поселения. Считает, что если применять аналогию закона, на которую ссылается сторона истца, то средства для выкупа должны быть взысканы со всех источников в рамках софинансирования в объемах, установленных действующим законодательством. Обращает внимание суда на то, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по выкупу нежилых помещений у граждан.

Истец ФИО3, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, отсутствовала, направив в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ответчика выкупной стоимости нежилого помещения в размере 1004000 руб., судебных расходов в виде оплаты иска государственной пошлиной в размере 13220 руб. Заявленные требования в части взыскания с администрации Ширинского сельсовета расходов по оценке рыночной стоимости нежилого помещения в размере 7500 руб. не поддержал, поскольку каких-либо доказательств несения данных расходов суду не представил.

Представитель ответчика – администрации Ширинского сельсовета <адрес> Республики Хакасия ФИО7, участвующая в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики ФИО1 (далее – ФИО1), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал. В ходе подготовки к рассмотрению дела по существу от представителя ФИО1 Р.Р., действующего на основании доверенности -д от ДД.ММ.ГГГГ, поступил отзыв на исковое заявление, в котором последний указал, что правовые последствия признания МКД аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения статьи 32 ЖК РФ. Однако применение указанной аналогии не распространяется на Региональную адресную программу Республики ФИО1 , которая принята во исполнение ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и не предусматривает обязательств по выкупу нежилых помещений. Ссылаясь на положения ст.ст. 56.2, 56.10 ЗК РФ, ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, указывает, что обязанность по выплате выкупной цены изымаемого помещения возлагается на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и помещения. Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 19:11:010305:1, расположенного по адресу: Республика ФИО1, <адрес>, принято постановлением администрации Ширинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в муниципальном образовании Ширинский сельсовет». В соответствии с п. 3 данного постановления с указанным земельным участком подлежат изъятию все объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, право собственности, на которые подлежит прекращению. Нежилые помещения изымаются путем заключения соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением выкупной цены, жилые помещения подлежат включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики ФИО1, с последующим строительством и заключением договора мены. Таким образом, изъятие и финансирование выкупа нежилых помещений в аварийном многоквартирном доме осуществляется не в рамках Региональной адресной программы , а обязанность по выплате выкупной цены изымаемого нежилого помещения, в соответствии с нормами земельного, жилищного и гражданского законодательства возлагается исключительно на орган, принявший решение об изъятии земельного участка и помещения, то есть на администрацию Ширинского сельсовета, за счет средств местного бюджета. Учитывая изложенное, отмечает, что удовлетворение заявленных исковых требований возможно только за счет средств бюджета Ширинского сельсовета <адрес> Республики ФИО1. Заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФИО1, об отложении судебного заседания в адрес суда не направил.

Представитель третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики ФИО1 (далее – Министерство ЖКХ и энергетики ФИО1), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал. В ходе подготовки к рассмотрению дела по существу от представителя Министерства ЖКХ и энергетики ФИО1 ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель указала, что Региональная адресная программа , включающая в себя аварийные МКД Ширинского сельсовета, направлена на переселение граждан из аварийных домов, соответственно, в указанную программу подлежат включению только жилые помещения. Финансовая поддержка на оплату выкупа нежилых помещений в рамках программы не предусмотрена. Иные программы, в рамках которых может быть выделена финансовая поддержка на оплату выкупа нежилых помещений, отсутствует. Полагает, что выкуп нежилых помещений, расположенных в аварийных МКД, относится к полномочиям органа местного самоуправления – администрации Ширинского сельсовета. Заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства ЖКХ и энергетики ФИО1, об отложении судебного заседания в адрес суда не направила.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В ст. 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что, в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ, применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О высказался о том, что положения статьи 32 ЖК РФ, направленные на защиту интересов собственников изымаемых для государственных (муниципальных) нужд жилых помещений, в том числе в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающие условия изъятия жилого помещения, а также возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, конкретизируют положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения.

Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В соответствии с пунктом 2 статьи 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ должны применяться нормы закона, регулирующие сходные правоотношения, в частности ст. 32 ЖК РФ.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Возмещение за изымаемое жилое помещение определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При определении возмещения за изымаемое нежилое помещение должны учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 19:11:010305:61, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 34,6 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Ширинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, в котором расположено спорное помещение истца, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019 - 2023 годах», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Региональная адресная программа ), муниципальную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории МО Ширинский сельсовет, из аварийного жилищного фонда в 2021-2025 годах», утвержденную постановлением администрации Ширинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (далее – муниципальная адресная программа ), в связи с чем, предусматривалось расселение граждан из указанных многоквартирных домов.

Постановлением администрации Ширинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 19:11:010305:1, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Курортная, д. 32, изъят для муниципальных нужд в муниципальном образовании Ширинский сельсовет (п. 1 постановления).

Пунктом 3 постановления администрации Ширинского сельсовета определено, что с земельным участком, указанным в пункте 1 данного постановления, подлежат изъятию все объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, право собственности, на которые подлежит прекращению. Нежилые помещения изымаются путем заключения соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением выкупной цены, жилые помещения подлежат включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики ФИО1, с последующим строительством и заключением договора мены.

Таким образом, изъятие и финансирование выкупа нежилых помещений в аварийном многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу, осуществляется не в рамках Региональной адресной программы и муниципальной адресной программы , а обязанность по выплате выкупной цены изымаемого нежилого помещения, в соответствии с вышеуказанными нормами земельного, жилищного и гражданского законодательства возлагается исключительно на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и помещения, то есть на администрацию Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия.

В настоящее время жильцы указанного многоквартирного дома расселены, в них никто не проживает, здание является аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направила в администрацию Ширинского сельсовета обращение, в котором просила выплатить ей выкупную стоимость спорного нежилого помещения по его рыночной стоимости в размере 1004000 руб.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за администрация сообщила истцу об отсутствии финансовых средств для выкупа нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В качестве доказательства, подтверждающего выкупную цену принадлежащего ФИО3 помещения, стороной истца представлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении рыночной стоимости объекта недвижимости: помещения магазина, назначение: нежилое помещение, общая площадь 34,6 кв.м, этаж 01, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>», произведенный ООО «Экспертиза и оценка собственности», согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 1004000 руб.

Сторона ответчика ни в ходе досудебного порядка, ни в ходе рассмотрения дела по существу возражений относительно заявленного размера выкупной стоимости нежилого помещения не заявляла, не ходатайствовала о назначении судебной оценочной экспертизы.

При данных обстоятельствах при определении размера денежного возмещения за нежилое помещение суд принимает во внимание данный отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный оценщиком – ФИО2, имеющей регистрационный номер в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков от ДД.ММ.ГГГГ за , свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ . Данная оценка проводилась независимым оценщиком, имеющим соответствующие полномочия на её проведение. Оснований для выявления факта предвзятости данного оценщика не имеется. Изготовленный им отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости детально обоснован и мотивирован. Права иных участников процесса при проведении оценки нарушены не были.

При таких обстоятельствах суд, оценив вышеуказанный отчет от ДД.ММ.ГГГГ по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, признаёт его доказательственное значение.

Анализируя указанные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования представителя истца о взыскании с администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в пользу ФИО3 выкупной стоимости спорного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1004000 руб., подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что требования истца о взыскании выкупной стоимости нежилого помещения удовлетворены, на основании ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в пользу истца документально подтвержденные (чек по операции ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ) судебные расходы по уплате суммы госпошлины в размере 13220 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление требования удовлетворить.

    Взыскать с администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006432) в пользу ФИО3 (паспорт гражданина Российской Федерации ) выкупную стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: , кадастровый номер , в размере 1004000 (один миллион четыре тысячи) рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 13220 (тринадцать тысяч двести двадцать) рублей, всего взысканию подлежит 1017220 (один миллион семнадцать тысяч двести двадцать) рублей.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.

Председательствующий: Д.Г. Укачикова

Мотивированное решение изготовлено и подписано (с учетом выходных дней) 15 октября 2024 г.

Председательствующий: Д.Г. Укачикова

2-386/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мальцева Елена Михайловна
Ответчики
Администрация Ширинского сельсовета
Другие
Министерство финансов Республики Хакасия
Лохтин Павел Николаевич
Министерство строительства Республики Хакасия
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Укачикова Д.Г.
Дело на странице суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.07.2024Предварительное судебное заседание
10.09.2024Подготовка дела (собеседование)
01.10.2024Подготовка дела (собеседование)
01.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее