Дело 2-164/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 06 декабря 2018 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Орловой Н.А.
с участием помощника прокурора Мештбаева А.К.
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Мохча» о ликвидации несанкционированных свалок, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Мохча» о ликвидации несанкционированных свалок, утверждая, что при проведении проверки по поступившей информации о выявлении на территории сельского поселения несанкционированных свалок, установлено, что на территории сельского поселения «Мохча» имеются два участка несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а именно: за ул.Мохчарская (с.Мохча) участок шириной 25 метров и длиной 30 метров, площадь 750 м2, на котором расположены ТКО (древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом строительного кирпича) 4 и 5 класса опасности; за территорией бывших совхозных гаражей (д.Гам) участок шириной 10 метров и длинной 35 метров, площадью 350 м2, на котором расположены ТКО (отходы от жилищ несортированные, древесные отходы) 4 и 5 класса опасности, собственник которых не выявлен. В связи с тем, что наличие несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в соответствии с пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории на которых эти отходы находятся и несанкционированные свалки находятся на территории сельского поселения «Мохча», в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, частями 3,4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 7 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми № 148-РЗ от 09.12.2014, части 1 статьи 38 Закона Республики Коми № 11-РЗ от 05.03.2005, прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «Мохча» в срок до 01 июня 2019 года ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов на общей площади 1.100 кв.метров расположенные: в с.Мохча за ул.Мохчарская; в д.Гам, за территорией бывших совхозных гаражей.
Определениями Ижемского районного суда Республики Коми в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены администрация муниципального района «Ижемский», ООО «Ухтажилфонд», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании помощник прокурора Ижемского района Мештбаев А.К. на исковых требованиях настаивает и считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2021.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Мохча» Сметанина М.Р. исковые требования не признала, пояснив, что несанкционированные свалки расположены на территории сельского поселения «Мохча». Для ликвидации свалок у сельского поселения отсутствуют необходимые денежные средства, это должен делать региональный оператор. В районе нет полигона для размещения отходов и мусор вывозить некуда. Поселение не финансируется на вывоз мусора.
Представитель администрации сельского поселения «Мохча» Канев А.Г. исковые требования не признал, пояснив, что администрация сельского поселения «Мохча» не является надлежащим ответчиком. На сегодняшний день выбран региональный оператор, который должен заниматься вывозом мусора. В 2003 году муниципальный район определил места временного сбора мусора, о чем представлены акты выбора земельных участков. Район принимал программу - Постановление № 1269 от 2012 года, которая рассчитана на 2012-2015 годы, цель которой ликвидация свалок, но до настоящего времени эта программа не реализована.
Представитель ООО «Ухтажилфонд» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в письменном отзыве указав, что требования прокурора к администрации сельского поселения «Мохча» о ликвидации несанкционированных свалок являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Наличие регионального оператора по обращению с ТКО, не снимает обязанности с органа местного самоуправления, являющегося собственником земельных участков содержать земли в соответствии с требованием законодательства.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в судебное заседание не явился, в представленном в суд отзыве исковые требования прокурора поддерживает, указав, что указанные в исковом заявлении свалки выявлены на территории сельского поселения «Мохча». Собственник отходов не выявлен. В виду того, что места несанкционированного размещения ТКО обнаружены в пределах границ сельского поселения «Мохча», привлечение средств федерального бюджета Министерство считает необоснованным.
Представитель Министерства энергетики, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства, указав, что ликвидация несанкционированных свалок не относится к компетенции Министерства. Собственник земельного участка (администрация) обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором. Так как собственник отходов является администрация, ликвидация указанных в заявлении несанкционированных свалок должна осуществляться в рамках полномочий администрации.
Представитель администрации МР «Ижемский» Сметанин Б.Г. с исковыми требованиями не согласен, пояснив, что районом принята муниципальная программа территориального развития, но на сегодняшний день она не выполнима, так как не построен полигон. На сегодняшний день мусор вывезти некуда, требования прокуратуры являются неисполнимы.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора Ижемского района Мештбаева А.К., представителей администрации сельского поселения «Мохча» Сметанину М.Р., Канева А.Г., администрации МР «Ижемский» Сметанина Б.Г. и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно которому несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п.7.8 ГОСТ).
В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Частью 3 статьи 14 с учетом положений п.19 ч.1 ст.14 вышеназванного закона к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 № 13-П, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
При том, что в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение, а одним из требований к объектам размещения отходов часть 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов.
Решением Совета сельского поселения «Мохча» от 27.10.2017 № 4-14/1 утверждены Правила благоустройства территории сельского поселения «Мохча».
Пунктом 3.1 Правил определено, что объектами благоустройства территории сельского поселения «Мохча» являются, в том числе земельные участки (земли), находящиеся в собственности или ином законном владении Российской Федерации, Республики Коми, муниципального образования сельского поселения «Мохча», прилегающие территории.
Организация благоустройства территории сельского поселения «Мохча» в любое время года включает в себя: регулярную уборку; обеспечение накопления, сбора и вывоза с территорий (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - с прилегающей территории) в соответствии с действующим законодательством, наличие и содержание в соответствии с требованиями настоящих Правил контейнеров, урн для мусора и площадок (пункт 5.2 Правил).
Организация работ по благоустройству, санитарному содержанию территории сельского поселения «Мохча» осуществляется администрацией сельского поселения «Мохча», жилищно-эксплуатационными и управляющими организациями, собственниками и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений (пункт 1.3 Правил).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 148-РЗ, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
С учетом указанных выше нормативных актов и положений законодательства, суд считает, что обязанность по надлежащему содержанию территории сельского поселения «Мохча» и принятию мер по организации ликвидации несанкционированных свалок возложена на администрацию сельского поселения «Мохча».
При рассмотрении дела судом установлено, что указанные в исковом заявлении несанкционированные свалки расположены на территории сельского поселения «Мохча», собственник размещенных на данных свалках отходов не установлен, что подтверждается актом осмотра, обследования территории от 20.07.2018, сопроводительным письмом Ижемского комитета по охране окружающей среды о направлении материалов контрольно-надзорного рейдового мероприятия от 20 июля 2018 года для принятия мер прокурорского реагирования, пояснениями специалиста Канева К.К., согласно которых при проведении рейдовых мероприятий на территории сельского поселения «Мохча» выявлено два участка несанкционированного размещения отходов установить собственника которых невозможно и мероприятия по ликвидации должно проводить сельское поселение.
Из акта осмотра, обследования территории № 21 от 20 июля 2018 года, проведенного с участием представителя администрации сельского поселения «Мохча» видно, что на территории населенных пунктов выявлено два участка несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО):
Первый участок расположен (с.Мохча) за ул.Мохчаюрская. Участок шириной 25 метров и длинной 30 метров, площадь - 750 кв.метров. На участке ТКО (древесные отходы от сноса и разборки зданий, лом строительного кирпича) 4 и 5 класса опасности. Обследуемая территория принадлежит сельскому поселению «Мохча». Собственник отходов не установлен (координаты N 64о59,813”; Е 053о48,161”).
Второй участок несанкционированного размещения ТКО расположен (д.Гам) за территорией бывших совхозных гаражей. Участок шириной 10 метров и длиной 35 метров, площадь 350 кв.метров. На участке ТКО (отходы из жилищ несортированные, древесные отходы) 4 и 5 класса опасности. Обследуемая территория принадлежит администрации сельского поселения «Мохча». Собственник отходов не установлен (координаты N 64о58,860”; Е 053о47,167”).
Представленный суду акт подписан представителем администрации сельского поселения «Мохча» и в установленном порядке не оспорен.
Выявленные в ходе рейдового осмотра отходы, являются коммунальными отходами 4 и 5 класса опасности и по своей сути образуют несанкционированную свалку коммунальных отходов.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представитель администрации сельского поселения «Мохча» наличие на территории сельского поселения «Мохча» указанных в исковом заявлении свалок не оспаривает, доказательств ликвидации несанкционированных свалок не представил.
Учитывая изложенное, поскольку наличие на территории сельского поселения «Мохча» несанкционированных свалок собственник отходов которых не установлен подтверждается представленными суду доказательствами и обязанность по содержанию территории сельского поселения в надлежащем состоянии возложена на администрацию сельского поселения «Мохча», оценив представленные суду доказательства в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд считает предъявленные прокурором исковые требования о понуждении ответчика ликвидировать несанкционированные свалки на территории сельского поселения «Мохча» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылки представителей ответчика на регионального оператора - специализированную организацию, судом признаются несостоятельными, поскольку наличие регионального оператора по обращению с ТКО, не снимает обязанности с органа местного самоуправления, являющегося собственником отходов содержать земли в соответствии с требованием законодательства. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
Кроме того, как установлено в судебном заседании, несанкционированная свалка была создана до 2016 года и администрация сельского поселения «Мохча» достоверно зная о несанкционированном размещении отходов на своей территории действенных мер к организации деятельности по сбору отходов препятствующих их несанкционированному размещению не приняла.
Отсутствие финансирования и на территории района полигона ТБО, само по себе не является основанием неисполнения возложенных законодателем обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки.
Представленные ответчиком акты выбора земельных участков не доказывают, что выявленные свалки являются санкционированными, поскольку:
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Пунктом 7 статьи 12 предусмотрено, что размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный № 17520).
Исходя из того, указанные в акте осмотра места размещения отходов не внесены в соответствующий государственный реестр, что противоречит действующему законодательству, суд читает, что выявленные на территории сельского поселения «Мохча» места размещения отходов являются не санкционированными.
Акты выбора земельных участков от 30 июля 2003 года, которыми произведен выбор земельных участков в с.Мохча общей площадью 1,75 га и в д.Гам общей площадью 0,70 га, расположенных вне границ населенного пункта, не доказывают, что выявленные в ходе рейдового контроля несанкционированные салки размещены именно на этих земельных участках.
При изложенных обстоятельствах, указанные в исковом заявлении свалки подлежат ликвидации.
Ссылки представителей ответчика, что к обязанностям сельского поселения отнесено только участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не освобождает администрацию сельского поселения «Мохча» от обязанности по ликвидации находящихся на её территории несанкционированных свалок, так как органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
То, что администрация сельского поселения «Мохча» с момента правового регулирования предусматривающего обязательное внесение в государственный реестр объектов размещения отходов не приняла мер к внесению объекта размещения отходов в государственный реестр и допустила на своей территории несанкционированное размещение коммунальных отходов, собственник которых не установлен, послужило снованием для понуждения ответчика к принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что для исполнения решения ответчику потребуется принять меры по изысканию денежных средств и выделению соответствующей техники, на что потребуется определенное время и денежные средства, исходя из объема работ, которые необходимо провести для исполнения решения, запланированного на 2021 год срока окончания работ по строительству полигона ТБО, мнения представителя прокуратуры, считающего возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2021, суд находит возможным, установить ответчику срок для исполнения решения суда до 31.12.2021.
Администрация сельского поселения «Мохча» как орган местного самоуправления выступающий по делу в качестве ответчика от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Мохча» в срок до 31.12.2021 ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов расположенные: в с.Мохча за ул.Мохчарская (координаты N 64о59,813”; Е 053о48,161”); в д.Гам, за территорией бывших совхозных гаражей (координаты N 64о58,860”; Е 053о47,167”).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков