Решение по делу № 2-3967/2022 от 21.02.2022

Дело № 2-3967/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2022 года                                                                                                город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Биче-оол С.Х., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения,

установил:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, указав, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот, мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец является инвали<адрес> группы, находится в психоневрологическом отделении ГБУ РТ «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов». ДД.ММ.ГГГГ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва вынесло постановление об учреждении опеки над ним ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ его поставили на учет для получения жилья как ребенка оставшегося без попечения родителей. На 2020 год его очередь под . Просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> Республики Тыва в течение 1 месяца.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Республики Тыва.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебное заседание представители ответчиков –Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ).

Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

Указом главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».

Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому, переданы Министерству образования Республики Тыва полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Из свидетельства о рождении I-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ (повторное) следует, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, отцом указа ФИО3, матерью ФИО4, о чем Органом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в <адрес> Республики Тыва составлена запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о смерти I-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, о чем ДД.ММ.ГГГГ Органом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в <адрес> составлена запись акта о смерти .

Согласно справке ГУ – Хайыраканского дома-интерната для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 инвалид 2 группы, 1972 г.р., проживает в психоневрологическом отделении ГБУ РТ «Хайыраканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в психоневрологическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Из справок ГУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ФИО4 и ФИО3 в <адрес> и на территории Республики Тыва недвижимость не числится.

Из справки ВТЭ-206 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6, 1972 г.р., установлена инвалидность бессрочно, переосвидетельствованию не подлежит, нетрудоспособный.

Постановлением Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена попечителем над несовершеннолетним ФИО1

Как следует из регистрационно-контрольной карточки ФИО1 поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как сирота, оставшийся без попечения родителей, лиц из их числа, в 2021 году под .

Согласно справке МСЭ-2014 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена бессрочно третья труппа инвалидности.

Из уведомления Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.

Согласно письму заместителя министра труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, в сводном республиканском реестре лиц ФИО1 зарегистрирован по категории «Инвалид» 3 группы, выплата средств на приобретение жилья не производилась. Учетное дело на ФИО1 не имеется. ФИО1 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Улуг-Хемского кожууна <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проживает по адресу: <адрес>.

Допрошенная по в качестве свидетеля ФИО2 суду пояснила, что являлась опекуном истца, в настоящее время ФИО1 не обеспечен жильем.

Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, отсутствуют сведения о зарегистрированных в отношении ФИО1 правах на объекты недвижимости.

Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, состоит на соответствующем учете, поэтому он имеет право на предоставление ему жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.

Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.

Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиками не приводится. При этом, право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.

Таким образом, поскольку Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, также учитывая то, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на территории <адрес> Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Следовательно, исковые требования к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить ФИО1 (паспорт на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории Улуг-Хемского района Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм на территории Улуг-Хемского района Республики Тыва, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований истца к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение принято 28 октября 2022 года (с учетом выходных дней).

Судья                                        С.Х. Биче-оол

2-3967/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Койугбан Менги Тимурович
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Министерство образования и науки Республики Тыва
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Биче-оол Снежана Хемер-ооловна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее