Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 апреля 2023 года Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития Московской области «Окружное управление социального развития №» о признании права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязании назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области «Окружное управление социального развития №» о признании права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязании назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в г. Солнечногорск-2 Московской области, является ветераном боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес> На основании решения о предоставлении жилого помещения маневренного фонда №/ТС от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ истцу распределено служебное помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. В настоящее время в указанном жилом помещении проживают истец и члены его семьи: жена ФИО2 и двое несовершеннолетних детей – ФИО3 и ФИО4. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания истец получил отказ, мотивированный тем, что адрес его проживания не совпадает с адресом регистрации по месту жительства. Истец считает данный отказ незаконным, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истец ФИО5 заявленные требования поддержал, пояснив их по существу, указал, что в настоящее время он зарегистрирован по адресу своего проживания и им подано повторное заявление на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области «Окружное управление социального развития №» в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, при этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением об оказании мер социальной поддержки, рассмотрение заявления составляет 10 дней с момента поступления обращения, и с ДД.ММ.ГГГГ истцу будет назначена мера социальной поддержки как ветерану боевых действий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установил несколько категорий ветеранов, в том числе категорию «ветераны боевых действий», и определил критерии отнесения граждан к названной категории (статья 1, статья 3).
Статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О ветеранах» настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как следует из положений п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Из положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ следует, что ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Из материалов дела следует, что ФИО5 проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по адресу: <адрес>». Совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы члены его семьи: жена – ФИО2, а также несовершеннолетние дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При этом судом установлено, что фактически истец и члены его семьи проживают в жилом помещении – квартире по адресу: <адрес> <адрес>, которое предоставлено истцу в связи с прохождением военной службы в войсковой части № основании договора найма жилого помещения маневренного фонда, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ и ФИО5 Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется, в материалы дела представлены квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ
ФИО5 является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии БД №.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, в чем решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги, поскольку меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предоставляются только по месту их жительства, которые удостоверяются от меткой в паспорте гражданина, вместе с тем адрес проживания истца не совпадает с адресом его регистрации по месту жительства.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что исходя из смысла вышеуказанных правовых норм ФИО5, как участник боевых действий имеет в силу закона право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Однако суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания за истцом права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания и обязании ответчика назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставление указанной меры поддержки осуществляется в форме предоставления государственной услуги, и уполномоченным органом по назначению данной ежемесячной компенсации является Министерство социального развития, которое по заявлению истца уже приняло решение об отказе в назначении указанной компенсации, отказ ответчика истцом не оспорен, незаконным судом не признан. При этом, суд учитывает, что истец повторно обратился с заявлением о предоставлении ему как ветерану боевых действий мер социальной поддержки, и, исходя из объяснений представителя ответчика, ежемесячная компенсация будет назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Министерству социального развития Московской области «Окружное управление социального развития №» о признании права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязании назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить частично.
Признать за ФИО5 право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В удовлетворении требований искового заявления о признании права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту фактического проживания, обязании назначить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Артемова Е.Н.