Дело № 2-328/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием истца Алибова А.С., его представителя Абатаевой М.Ж., третьего лица Алибовой Ч.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алибова Артура Сергеевича к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании незаконным постановления, восстановлении в списке участников программы на получение жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Алибов А.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании времени службы в ОВД Кош-Агачского района подлежащим включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, мотивируя свои требования тем, что состоял на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 11.02.2002 в категории «работающие». Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.01.2019 он исключен из списка участников в связи с тем, что у него отсутствует необходимый трудовой стаж в местах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Полагает, что данное постановление незаконно. Он начал трудовую деятельность в колхозе имени 50-летия СССР, где работал разнорабочим с 20.07.1985 по 10.04.1987, далее с 12.06.1989 по 28.08.1989 водителем в данном колхозе, с 20.03.1991 по 24.12.1999 – служба в органах внутренних дел Кош-Агачского района. Согласно справке Отделения МВД по Кош-Агачскому району от 08.02.2019, выслуга лет в календарном исчислении составляет 17 лет 10 месяцев 03 дня, льготная – 28 лет 08 месяцев 26 дней. На момент постановки на учет 11.02.2002 стаж трудовой деятельности в Кош-Агачском районе составлял 15 лет с учетом периодов работы в 1983, 1984, 1985 годах в колхозе 50-летия СССР и периодов работы, указанных в трудовой книжке. Период службы в органах внутренних дел Кош-Агачского района до момента постановки на учет с 20.03.1991 по 24.12.1999 подлежит включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Подтверждение данного стажа ему необходимо для получения жилищной субсидии в целях улучшения жилищных условий. Истец просил признать время его службы с 20.03.1991 по 24.12.1999 в отделе внутренних дел Кош-Агачского района, подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.01.2019 №091, восстановить его в списках участников подпрограммы «Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищной субсидии применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 11.02.2002 по категории «работающие».
Затем истец уточнил исковые требования, просил признать время его службы с 20.03.1991 по 24.12.1999, с 08.07.2004 по 20.07.2011 в отделе внутренних дел Кош-Агачского района, подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.01.2019 №091, восстановить его в списках участников подпрограммы «Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищной субсидии применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 11.02.2002 по категории «работающие».
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 15.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Алибова Ч.К., Алибова А.А., Алибова А.А.
Впоследствии истец вновь уточнил исковые требования. Просил обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить его в списках участников подпрограммы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а именно с 22.03.2003 в категорию «работающие», для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район», представитель Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третьи лица Алибова А.А., Алибова А.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
До судебного заседания представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований.
От представителя третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай до судебного заседания поступил отзыв на исковое заявление, в котором содержится просьба об оказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Понятие «стаж работы» определено в Законе № 125-ФЗ однозначно и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст.20 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О страховых пенсиях». Статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в статье 11 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 12 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не включаются в трудовой стаж и не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности». Законодатель различает данные понятия. Периоды военной службы (службы) входят в страховой стаж, учитываемый при начислении пенсий, также как и периоды работы и иной деятельности, однако это не является основанием для приравнивания данных понятий применительно к Закону №125-ФЗ. Правовое положение лиц, работающих (имеющих определенный стаж работы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иных проживающих (проживавших) в данных районах и местностях лиц, в частности, лиц, проходящих в указанных районах и местностях военную службу (службу), включая их право на меры социальной поддержки, различно, если иное не установлено законом. Так, Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1) «устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера» (преамбула). В соответствии со ст.1 данного закона «действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях» (абз. 1). Этой же статьей (абз. 2) установлено: «В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем». Таким образом, установлено, что иными категориями граждан (кроме работающих в указанных районах и местностях), на которые распространяются гарантии и компенсации на условиях данного закона, могут быть только те категории, которые указаны в данной норме закона. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (п.33) разъяснено: «Судам следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространяется на определенный круг лиц, непосредственно указанных в статье 1 этого закона. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе не указаны, в связи с чем на них действие ст.33 Закона (о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не распространяется. При рассмотрении дел, связанных с проездом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надлежит учитывать, что в отношении их действует специальная норма, предусмотренная п.1.1 ст.20 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Таким образом, Верховный Суд РФ определил свою позицию с учетом того, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом природно-климатических особенностей данных районов и местностей статьями 10, 11, 13.1, 15, 20, 23 Закона №76-ФЗ (т.е. специальным законодательством, регулирующим правовое положение военнослужащих) установлены дополнительные социальные гарантии и компенсации, включая льготы по реализации права на жилище (пункты 9, 12 статьи 15). Конституционный Суд Российской Федерации определением от 28.05.2013 № 738-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновалова С.В., оспаривающего конституционность положений ст. 1 Закона № 4520-1, препятствующих военным пенсионерам, в отличие от пенсионеров - получателей трудовой пенсии по старости, в реализации права на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. Суд приводит следующие аргументы: «В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем. Социальные гарантии и компенсации для военнослужащих и членов их семьи - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - регулируются специальными законами, в том числе Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым, в частности, для военных пенсионеров предусмотрено право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, а также право на проезд один раз в год на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно». Вышеизложенные выводы Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации о незаконности распространения на военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, положений Закона № 4520-1, по аналогии подлежат применению и к ст.1 Закона № 125-ФЗ, что исключает распространение действия указанной нормы на лиц, правовое положение которых (включая их право на меры социальной поддержки, в том числе право на жилищное обеспечение) регламентируется специальным законодательством (а именно, на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных с военной службы (службы) и иных приравненных к ним лиц). Все изложенные выше доводы и аргументы применимы и к сотрудникам органов внутренних дел и лицам, уволенным со службы из данных органов, при решении вопроса о зачете им периодов данной службы в «северном» стаже. Принимая решения о включении периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на получение жилищной субсидии, а также учитываемый при определении норматива ее предоставления, некоторые суды ссылаются на ч.6 ст.68 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ): «Гражданину, проходившему службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Такая ссылка означает неправильное толкование судами указанной нормы, которая предполагает социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел, предусмотренные специальным законодательством – Федеральным законом от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая их право на жилищное обеспечение (ст.ст. 4-9 указанного закона). Федеральный закон №125-ФЗ не устанавливает социальные гарантии сотрудникам органов внутренних, данный закон устанавливает право на жилищное обеспечение граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, условия и порядок его реализации, т.е. относится к специальному законодательству, регламентирующему правовое положение иной категории граждан. Согласно записей в трудовой книжке Алибова А.С. на момент постановки на учет (11.02.2002) граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей стаж его в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет 2 года 10 месяцев 24 дня. Служба истца в органах внутренних дел по Кош-Агачскому району на 11.02.2002 составляет 10 лет 10 месяцев 22 дня. Кроме вышесказанного зачет срока службы в стаж работы истца не дает ему право состоять на учете с первоначальной даты, так как составит в общей сложности менее 15 календарных лет.
В судебном заседании истец Алибов А.С. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Его представитель Абатаева М.Ж. поддержала позицию своего доверителя.
Третье лицо Алибова Ч.К. просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в настоящее время регламентируются Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон №125-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статья 3 Федерального закона №125-ФЗ предусматривает, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу подпункта «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992.
Статьей 5 Федерального закона №125-ФЗ определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом, исходя из ч.8 ст.5 Федерального закона №125-ФЗ норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с абз.4 ст.64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 №4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
Согласно правовой позиции, выраженной Верховным судом Российской Федерации в Определении от 12.06.2009 №3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии положениями ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Из материалов дела следует, что Алибов А.С. с 11.02.2002 состоял на учете, в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по программе «Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «работающие» с составом семьи 4 человека (жена, две дочери). Данное обстоятельство подтверждается материалами учетного дела в отношении Алибова А.С., что также не оспаривается сторонами.
В заявлении (рапорте) от 20.06.2006 Алибов А.С. в качестве членов семьи указывает супругу Алибову Ч.К. дочерей Алибову А.А., Алибову А.А.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» №091 от 30.01.2018 «Об исключении из списка участников Алибова А.С.» истец исключен из сводного списка участников программы, в соответствии со ст. 1 ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002 нет стажа трудовой деятельности в районах Крайнего Севера более 15 лет. Постановление издано на основании Федерального закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, Закона Республики Алтай от 04.06.2012 №31-РЗ о наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными полномочиями по постановке и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, решения жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 24.01.2019.
Из справки Отделения МВД РФ по Кош-Агачскому району от 08.02.2019 №5-618 следует, что Алибов А.С. служил в органах внутренних дел (служба в ВС 10.04.1987-27.04.1989, служба в МВД с 20.03.1991-24.12.1999, 08.07.2004-20.07.2011). Выслуга лет: 17 лет 10 месяцев 03 дня – календарная, 25 лет 08 месяцев 26 дней – льготная.
Из справки МВД по Республике Алтай от 22.03.2019 следует, что Алибов А.С. проходил в период с 20.03.1991 по 24.12.1999 и с 07.07.2004 по 28.06.2010 службу в отделе внутренних дел Кош-Агачского района Республики Алтай РОВД): с 20.03.1991 по 20.12.1993 милиционер-водитель отдела внутренних дел Кош-Агачского райисполкома Республики Алтай; с 20.12.1993 по 19.07.1995 милиционер-водитель группы обеспечения и обслуживания отдела внутренних дел Кош-Агачского района Республики Алтай; с 19.07.1995 по 22.09.1997 инспектор по лицензионно-разрешительной системе и контролю за частной и детективной деятельностью ОВД Кош-Агачского района Республики Алтай; с 22.09.1997 по 24.12.1999 помощник начальника отдела - оперативный дежурный дежурной части ОВД Кош-Агачского района Республики Алтай. Уволен из органов внутренних дел в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел по ст. 58, п. «А» (по собственному желанию) с 24.12.1999. Зачислен в кадры МВД России 07.07.2004: с 07.07.2004 по 20.06.2008 инспектор дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОВД Кош-Агачского района Республики Алтай; с 20.06.2008 по 28.06.2010 госинспектор отделения ГИБДД ОВД по Кош-Агачскому району Республики Алтай; с 28.06.2010 по 20.07.2011 инспектор ДПС ОГИБДД ОВД по Кош-Агачскому району Республики Алтай. Уволен из органов внутренних дел по п. «Е» ч. 1 ст. 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел 20.07.2011. Выслуга лет Алибова А.С. в органах внутренних дел на 11.02.2002 в календарном исчислении составляет 08 (восемь) лет 09 (девять) месяцев 04 (четыре) дня, в льготном исчислении составляет 13 (тринадцать) лет 01 (один) месяц 21 (двадцать один) день. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 №4202-1 «Об утверждении положения, о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Алибов А.С. право на жилищное обеспечение не реализовывал.
Выслуга лет истца службы в органах внутренних дел в календарном исчислении на 11.02.2002 составляет 8 лет 09 месяцев 4 дня.
Согласно справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о страховом стаже застрахованного лица от 18.03.2019 №23076/19 следует, что Алибов А.С. по состоянию на 18.03.2019 получателем страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости не является.
Постановление Правительства РФ от 09.04.1992 №239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов», Кош-Агачский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования истца о признании времени службы Алибова А.С. с 20.03.1991 по 24.12.1999 и с 08.07.2004 по 20.07.2011 в Отделе внутренних дел Кош-Агачского района, подлежащими включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии с абз.4 ст.64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 №4202-1, действовавшего в полной мере в период службы истца, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
В рамках Федерального закона №125-ФЗ при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в ОВД либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Не содержат запрета о включении в стаж работы срока прохождения службы в органах внутренних дел РФ и нормы законодательства, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел РФ.
Позицию Министерства регионального развития Республики Алтай об отсутствии оснований для включения периода службы в органах внутренних дел в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд во внимание не принимает, поскольку в судебном заседании установлено обратное.
Согласно архивной справки о заработной плате от 06.02.2018 №16-А, выданной архивным отделом администрации МО «Кош-Агачский район» от 06.02.2019, принадлежность которой истцу Алибову А.С. установлена решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 15.03.2019, вступившим в законную силу 23.04.2019, Алибов А.С. работал в колхозе «50 лет СССР» Кош-Агачского района в июле 1983 года – 7 ч/дней, сентябре 1983 года – 1 ч/день, июле 1984 – 18 ч/дней, сентябре 1984 года – 25 ч/дней (до момента принятия в члены колхоза).
Трудовой стаж работы в колхозе в детском возрасте засчитывается как 15 дней за каждый календарный месяц работы (независимо от фактически отработанных ч/дней), следовательно, у Алибова А.С. подтверждается стаж работы, в колхозе «50 лет СССР» Кош-Агачского района длительностью 60 дней, которые подлежат включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно трудовой книжке колхозника №1693046 Алибова А.С., он принят в члены колхоза 20.07.1985, уволен из членов колхоза 10.04.1987 в связи с призывом на военную службу; 12.06.1989 заново принят в члены колхоза, уволен 28.02.1989 по собственному желанию; в период 29.03.1990 по 14.08.1990 водитель Кош-Агачского УТС, в период с 15.08.1990 по 14.03.1991 водитель (шофер) колхоза имени 50-летия СССР Кош-Агачского района. Общий стаж работы (трудовой стаж) составил 2 года 10 месяцев 24 дня, которые исходя и места осуществления трудовой деятельности подлежат включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно выписке из Государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 08.02.2018, Алибов А.С. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица с 03.11.2000, дата прекращения деятельности указана 02.12.2004. Зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Кош-Агачского района. Вид деятельности: розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.
В соответствии с п.п. 1 и 2 п.1 ст.6 во взаимосвязи со ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п.п. «а» п.2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке оплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 01.01.2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда РФ в порядке, определяемом Минтрудом России, а за периоды с 01.01.2001 - документом территориальных налоговых органов.
По сообщению ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кош-Агачском районе от 29.04.2019 №05-61/1889, индивидуальным предпринимателем Алибовым А.С. за период с 2000 по 2002 год страховые взносы не уплачивались, поэтому сведения не отражаются на индивидуальном счете.
Таким образом, в период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Алибова А.С. с 03.11.2000 по 11.02.2002 (дату постановки на учет) не подтверждается уплата страховых взносов, данный период не может быть засчитан в страховой стаж, следовательно, и в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Доказательств уплаты страховых взносов, либо стоимости патента или налога на вмененный доход суду не представлено.
Период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Алибова А.С. с 01.01.2003 по 07.07.2004 (08.07.2004 Алибов А.С. поступил на службу в органы внутренних дел) подтвержден и может быть засчитан в страховой стаж, следовательно, и в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представленные представителем истца сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Алибова А.С., содержащую информацию о работе Алибова А.С. в Отделе труда и социального развития Кош-Агачского района в 2001 году сроком 10 месяцев, суд не принимает в качестве надлежащего доказательства, так как данные сведения не содержат реквизитов документа (не подписан должностным лицом, не заверен печатью). Кроме того, согласно ответу ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Кош-Агачском районе от 31.05.2019, Алибову А.С. сведения о состоянии индивидуального лицевого счета не выдавались. Общую продолжительность стажа работы предоставить не могут, так как он не является пенсионером по базе ПТК НВП и КС на 31.05.2019.
На основании вышеизложенного, cуммарная календарная продолжительность стажа работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по состоянию на 22.03.2003 составила 12 лет 11 месяцев 9 дней.
При установлении данных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Алибов А.С. не имел права состоять в очереди на получение государственного жилищного сертификата, поскольку он не имел необходимого календарного стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (более 15 лет). При этом поставлен на учет администрацией МО «Кош-Агачский район» с 11.02.2002 в категорию «работающие».
На основании анализа материалов дела, суд приходит к выводу, что суммарная календарная продолжительность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у истца достигла 15-летнего срока 03.03.2006.
Принимая во внимание, что в момент постановки на учет 11.02.2002 Алибов А.С. не был поставлен работниками районной администрации в известность о недостаточности у него необходимого стажа работы, достижения требуемого стажа работы к 03.03.2006, после чего истец ежегодно более 12 лет проходил перерегистрацию участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ вплоть до исключения его из списка участников указанной программы в 2019 году, суд не может согласиться с исключением Алибова А.С. из очереди, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
Таким образом, принятое ответчиком решение об исключении истца из списка участников ввиду отсутствия стажа трудовой деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является незаконным, а требование истца о признании постановления администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.01.2019 №091 подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, требование Алибова А.С. о возложении на ответчика обязанности восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категорию «работающие» подлежит удовлетворению именно с 03.03.2006 – даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а не с 22.03.2003 как об этом просил истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алибова Артура Сергеевича удовлетворить частично.
Признать время службы Алибова Артура Сергеевича с 20.03.1991 по 24.12.1999, с 08.07.2004 по 20.07.2011 в отделе внутренних дел Кош-Агачского района подлежащим включению в общий стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право гражданам на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Признать постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.01.2019 №091 «Об исключении из списка участников Алибова А.С.» незаконным.
Возложить на администрацию МО «Кош-Агачский район» обязанность восстановить Алибова Артура Сергеевича в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 03.03.2006 в категорию «работающие».
Отказать в удовлетворении исковых требований Алибова Артура Сергеевича, предъявленных к администрации МО «Кош-Агачский район», о возложении обязанности восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.03.2003 в категорию «работающие».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2019