Решение по делу № 33-989/2019 от 28.01.2019

Дело № 33-989/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                                                                            11 марта 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего    Лаврентьева А.А.

судей:                Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.

при секретаре             Шабалиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ковяткиной Татьяны Геннадьевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 декабря 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Ковяткиной Татьяны Геннадьевны удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Тюмени Тюменской области от 04.07.2018 года признать незаконным в части невключения в специальный стаж периодов работы Ковяткиной Татьяны Геннадьевны: с 22.01.2001 по 16.03.2001 г., с 11.01.2005 по 04.02.2005 г., с 03.02,2010 по 02.03.2010 г., с 04.02.2015 по 28.02.2015 г., с 08.12.2015 по 10.12.2015 г.- курсы повышения квалификации.

Включить периоды работы Ковяткиной Татьяны Геннадьевны в страховой стаж в льготном исчислении (1:1,6): с 22.01.2001 по 16.03.2001 г., с 11.01.2005 по 04.02.2005 г., с 03.02.2010 по 02.03.2010 г., с 04.02.2015 по 28.02.2015 г., с 08.12.2015 по 10.12.2015 г.- курсы повышения квалификации.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г. Тюмени Тюменской области в пользу Ковяткиной Татьяны Геннадьевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В стальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Ковяткиной Т.Г. и ее представителя адвоката Генрих М.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ковяткина Т.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в                 г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Тюмени), с учетом изменения требований просила признать незаконным решение ГУ-УПФР в г. Тюмени от 04 июля 2018 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта                      1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ГУ-УПФР в г. Тюмени включить ей в специальный стаж в льготном исчислении (год работы как год и                        6 месяцев) период работы с 05 июня 2000 г. по 27 июня 2011 г. продолжительностью 11 лет 05 месяцев 07 дней, а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 22 января по 16 марта                2001 г., с 11 января по 04 февраля 2005 г., с 03 февраля по 02 марта 2010 г., с 04 по 28 февраля 2015 г., с 08 по 10 декабря 2015 г. суммарной продолжительностью 04 месяца 15 дней и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 21 мая 2018 г.

Требования были мотивированы тем, что 21 мая 2018 г. Ковяткина Т.Г. обратилась в ГУ-УПФР в г. Тюмени с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта             1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-УПФР в г. Тюмени от 04 июля 2018 г. в удовлетворении данного заявления ей было отказано со ссылкой на отсутствие специального стажа требуемой продолжительности. При этом, ответчик не зачел истцу в специальный стаж в льготном исчислении (год как год и 6 месяцев) период работы в должности операционной медицинской сестры поликлинического отделения <.......>. Причиной отказа в льготном исчислении данного периода послужило то обстоятельство, что структурное подразделение, в котором она осуществляла трудовую деятельность, не входит в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Истец находит данное решение пенсионного органа незаконным, поскольку в спорный период она фактически исполняла трудовые функции, идентичные трудовым функциям операционной медицинской сестры операционного отделения, входящего в указанный Перечень. В частности, ею осуществлялись подготовка больных к операциям, уход за послеоперационными больными, перевязки, процедурные работы. Данное обстоятельство подтверждается ее должностными инструкциями, трудовым договором, предусматривавшим доплату за вредные условия в размере 30 %, выписками из протоколов операций и свидетельскими показаниями. Кроме того, ответчик неправомерно отказал истцу во включении в стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, поскольку в указанные периоды за ней сохранялись рабочее место и заработная плата.

В судебном заседании истец Ковяткина Т.Г. и ее представитель Алибаева Ю.Г., действовавшая на основании устного заявления истца, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Тюмени - Карпова Н.А., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылалась на то, что период работы в должности операционной сестры поликлинического отделения <.......> правомерно не был зачтен истцу в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку данное структурное подразделение медицинского учреждения не входит в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Полагала невозможным включение в стаж истца периодов прохождения курсов повышения квалификации, так как данные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной и физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истец Ковяткина Т.Г., в апелляционной жалобе она просит решение суда изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Считает неправомерным отказ в льготном исчислении стажа работы операционной медсестрой поликлинического отделения <.......>, поскольку должность операционной медсестры предусмотрена Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, имеющих право на льготное исчисление стажа, а медицинское учреждение, в котором она осуществляла трудовую деятельность в данный период, являлось стационаром, в котором проводились операции. Указывает на оставление судом без должной оценки доказательств, подтверждающих ее занятость в условиях, дающих право на льготное исчисление стажа (должностной инструкции, трудового договора, приказа об открытии амбулаторной операционной, уточняющей справки, протоколов операций).

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, как это предусмотрено частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 21 мая 2018 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от                28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением ответчика от 04 июля 2018 г. истцу было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом, в данный стаж ей было включено 24 года 05 месяцев 13 дней: периоды работы в <.......>» (с 31 марта 2011 г. - <.......> с 17 сентября 2014 г. - <.......>») с 02 апреля по 16 июня 1996 г., с 16 января 1997 г. по 21 января 2001 г., с 17 марта 2001 г. по 10 января 2005 г., с 05 февраля 2005 г. по                   12 апреля 2009 г., с 20 мая 2009 г. по 02 февраля 2010 г., с 03 марта 2010 г. по 26 июня 2011 г. в должности медицинской сестры противоболевой терапии стационара, медицинской сестры поликлинического отделения, операционного поликлинического отделения; с 27 июня по 10 ноября 2011 г., с 12 ноября 2011 г. по 07 мая 2014 г., с 09 мая 2014 г. по 03 февраля 2015 г., с 01 марта по 07 декабря 2015 г., с 11 декабря 2015 г. по 20 октября 2016 г., с 22 октября 2016 г. по 16 мая 2018 г. в должности операционной медицинской сестры операционного блока - работа в отделении хирургического профиля стационара (льгота 1:1,6) (л.д. 12 - 16).

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                          № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

Поскольку истец в спорные периоды работала в должностях и учреждении, предусмотренных указанным Списком, эти периоды были включены ответчиком в стаж медицинской деятельности, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу подпункта «б» пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В данном перечне в числе наименований должностей указаны операционные медицинские сестры, в числе наименований структурных подразделений - отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка: …онкологическое;…

Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Данные индивидуального персонифицированного учета, приказы работодателя истца и выданные им справки, уточняющие занятость истца в соответствующих должностях и учреждениях, не подтверждают работу истца в условиях, дающих право на исчисление стажа ее работы в спорные периоды в льготном исчислении (л.д. 19 - 21, 26).

Решением суда в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, были включены спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации. Поскольку в части удовлетворения исковых требований решение суда ответчиком не обжалуется, оснований для проверки правильности решения суда в этой части не имеется.

Разрешая спор и отказывая истцу в исчислении спорных периодов ее работы в должности операционной медицинской сестры <.......> как год работы за год и 6 месяцев в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости, суд исходил из того, что истец работала в поликлиническом, а не стационарном отделении <.......>, в связи с чем данные периоды подлежат зачету в стаж на общих основаниях, без применения льготного порядка исчисления.

Судебная коллегия находит данные выводы соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда и принятого судом в обжалуемой части решения не опровергают. В целом доводы жалобы основаны на неверном понимании норм материального права.

Для исчисления спорных периодов работы истца в льготном порядке - год работы за один год и 6 месяцев - необходимо исполнение истцом работ в упомянутых в перечне должности, учреждении и отделении. Поскольку трудовая деятельность истца в заявленные в иске периоды проходила в поликлиническом, а не стационарном отделении медицинского учреждения, суд вопреки доводам жалобы обоснованно отказал во включении данных периодов в стаж работы истца в целях досрочного назначения пенсии в льготном исчислении. Документы, на которые истец ссылается в жалобе, ее работу в спорные периоды в отделении хирургического профиля стационара не подтверждают.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дел, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковяткиной Татьяны Геннадьевны - без удовлетворения.

    Председательствующий                                              подпись

    Судьи:                                                                           подписи

33-989/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковяткина Татьяна Геннадьевна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г.Тюмени
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Жегунова Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
11.03.2019Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
11.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее