Дело № 33-2739 судья Балашов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года |
г. Тула |
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Быковой Н.В., Стеганцевой И.М.,
при секретаре Бороздиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2185/2019 по апелляционной жалобе Кузнецовой Н.И. на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 28 октября 2019 года по иску Кузнецовой Н.И. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новомосковск Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кузнецова Н.И. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста. В обоснование иска указала, что в период с 26.11.1969 по 22.01.1987 была зарегистрирована и проживала в г.Узловая, который после аварии на Чернобыльской АЭС относился к зоне с правом на отселение. Впоследствии проживала в зоне со льготным социально-экономическим статусом. Полагала, что в соответствии с Законом № 1244-1 от 15.05.1991 приобрела право на снижение пенсионного возраста на 2 года в связи с проживание в зоне с правом на отселение и еще на 3 года, за проживание на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом, а всего на 5 лет в общей сложности. 29.05.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ей было в этом отказано в связи с недостижением пенсионного возраста. Просила признать за ней право на назначение пенсии по старости с 07.06.2019, обязав ответчика назначить пенсию с указанной даты.
В судебном заседании истец Кузнецова Н.И. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное) по доверенности Косачев И.А. и Долженкова Д.А. возражали против удовлетворения иска.
Судом постановлено решение, которым Кузнецовой Н.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Кузнецова Н.И. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем имеются основания для суммирования льгот по уменьшению пенсионного возраста.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя ГУ-УПФ РФ в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное) по доверенности Кузиной Е.С., поддержавшей решение суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.
Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в соответствии с положениями ст.10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.30-37 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
В силу ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ гражданам, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.
В соответствии с абз. 2 указанной выше ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Частью первой ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека(уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания(работы) на ней).
Так, в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст.34 выше указанного Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Кузнецова Н.И. с 26.11.1969 по 22.01.1987 была зарегистрирована и проживала в г.Узловая Тульской области, т.е. в зоне с правом на отселение. В период с 21.11.1987 по 28.10.1992 была зарегистрирована в г. Москва, которая не относится к зонам подвергшимся загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. С 01.02.1993 по 02.09.2002 и с 02.09.2002 по настоящее время зарегистрирована и проживает в г. Новомосковске Тульской области, т.е. в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Распоряжением Правительства РСФСР №237-р от 28.12.1991 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была с момента аварии отнесена к зоне проживания с правом на отселение. В соответствии с постановлением правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 г.Узловая Тульской области с 01.02.1998 отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Город Новомосковск Тульской области также отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кузнецова Н.И., 07.06.1969 года рождения, 29.05.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости по нормам ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением от 07.06.2019 №43 ей было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом норм ст.28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с недостаточным возрастом.
Не согласившись с данным отказом Кузнецова Н.И. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, установив, что на момент обращения в ГУ-УПФ РФ в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное) Кузнецова Н.И. не достигла необходимого пенсионного возраста, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные Кузнецовой Н.И. требования не подлежат удовлетворению.
По ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 за проживание в г. Новомосковске Тульской области, т.е. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом) истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
По ст.ст.33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 за проживание в г. Узловая Тульской области с учетом особенностейпенсионного обеспечения граждан, проживающих(работающих) в радиационно- загрязненной зоне, Кузнецова Н.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения к ответчику Кузнецова Н.И. имела право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 года с учетом суммирования величин уменьшения возраста в связи с проживанием в г.Узловая и в г. Новомосковск, т.е. в разных зонах радиоактивного загрязнения, в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 11.07.2006 №403-О, судебной коллегий отклоняются исходя из следующего.
Как установлено судом истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится в силу ч.2 ст.3 данного Закона по одному из оснований, по выбору гражданина.
Вопреки утверждению истца, ч.2 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, относящихся одновременно к двум и более категориям в связи с проживанием в разных зонах радиоактивного загрязнения, положений, предусматривающих суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости не предусматривает.
Как указал Конституционный суд РФ в Определениях от 22.04.2014 №852-О и от 24.03.2015 №593-О, закрепленное в ч.2 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому само по себе не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.
Исходя из выше изложенного и принимая во внимание, что Кузнецова Н.И. приобрела право выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста по Закону РФ от 15.05.1991 №1224-1 на 3 года, ответчик правильно отказал истцу в назначении пенсии, указав, что на момент обращения в 2019 году истец не достигла необходимого пенсионного возраста.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 28 октября 20219 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузнецовой Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи