Решение по делу № 2-708/2020 от 03.03.2020

36RS0001-01-2020-000568-28

Дело № 2-708/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Золотых Е.Н.,

при секретаре Елчиной Т.В.,

при участии помощника прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Антоновой Ю.С., представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24» Илларионовой Ю.А., представителя Управления образования администрации городского округа город Воронеж Евдокимовой Л.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №24», Управлению образования администрации городского округа город Воронеж об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения к образовательному учреждению

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №24» (далее МБОУ «СОШ №24»), Управлению образования администрации городского округа город Воронеж об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения к образовательному учреждению. Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было выявлено, в МБОУ «СОШ №24», расположенном по адресу г.Воронеж, ул.Генерала Лохматикова, 43 не созданы условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание магазина, не созданы. Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание магазина не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Воронежа Антонова Ю.С. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №24» Илларионова Ю.А. в судебном заседании пояснила, что проведены мероприятия по заключению договора строительного подряда для устранения выявленных недостатков здания, срок выполнения строительных работ 20 дней с момента заключения договора.

Представитель ответчика Управления образования администрации городского округа город Воронеж Евдокимова Л.Ж. в судебном заседании пояснила, что денежные средства для организации пандуса выделены, проводятся мероприятия по заключению договора строительного подряда.

Представитель третьего лица Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нарушения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в МБОУ «СОШ № 24» выявлялись прокуратурой района в мае 2019 года, об устранении которых 08.05.2019 директору образовательного учреждения вносилось представление, которое до настоящего времени не исполнено (л.д.9-10).

Согласно п.2.10. Положения об управлении образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 17.09.2014 №1611-III (далее – Положение) одной из основных задач управления образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж является обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, содействие сохранению и развитию инфраструктуры, предназначенной для отдыха детей городского округа город Воронеж.

В соответствии с п. 4.3 Положения управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж является главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным бюджетополучателям и получателем бюджетных средств по финансовому обеспечению муниципального задания учредителя муниципальных бюджетных и автономных организаций.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ установлено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавшие на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.

В соответствии с п. 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.

Нарушение вышеуказанных норм закона существенно ущемляет права маломобильных групп населения на пользование объектом социальной инфраструктуры – здание магазина «Графская кухня», а также свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований вышеуказанной нормы ответчики не представили суду доказательств о невозможности установления пандуса на входе в здание школы, ни фактического исполнения требований закона по установке пандуса на день рассмотрения дела в суде.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Железнодорожного района г.Воронежа подлежит удовлетворению.

В целях исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиками обязанностей до начала учебного года, то есть до 01 сентября 2020 года.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

Таким образом, с ответчика МБОУ СОШ № 24 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, так как управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж является органом местного самоуправления и освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в срок до 01 сентября 2020 года.

Обязать Управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж обеспечить соответствующее финансирование при недостаточности денежных средств, необходимых для исполнения решения суда.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Воронеж Воронежской области в размере 300 (триста) рублей 00 копейки.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий Золотых Е.Н.

Решение суда в окончательной форме принято 07 июля 2020 года

36RS0001-01-2020-000568-28

Дело № 2-708/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Золотых Е.Н.,

при секретаре Елчиной Т.В.,

при участии помощника прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Антоновой Ю.С., представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24» Илларионовой Ю.А., представителя Управления образования администрации городского округа город Воронеж Евдокимовой Л.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №24», Управлению образования администрации городского округа город Воронеж об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения к образовательному учреждению

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №24» (далее МБОУ «СОШ №24»), Управлению образования администрации городского округа город Воронеж об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения к образовательному учреждению. Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было выявлено, в МБОУ «СОШ №24», расположенном по адресу г.Воронеж, ул.Генерала Лохматикова, 43 не созданы условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание магазина, не созданы. Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание магазина не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Воронежа Антонова Ю.С. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ №24» Илларионова Ю.А. в судебном заседании пояснила, что проведены мероприятия по заключению договора строительного подряда для устранения выявленных недостатков здания, срок выполнения строительных работ 20 дней с момента заключения договора.

Представитель ответчика Управления образования администрации городского округа город Воронеж Евдокимова Л.Ж. в судебном заседании пояснила, что денежные средства для организации пандуса выделены, проводятся мероприятия по заключению договора строительного подряда.

Представитель третьего лица Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нарушения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в МБОУ «СОШ № 24» выявлялись прокуратурой района в мае 2019 года, об устранении которых 08.05.2019 директору образовательного учреждения вносилось представление, которое до настоящего времени не исполнено (л.д.9-10).

Согласно п.2.10. Положения об управлении образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 17.09.2014 №1611-III (далее – Положение) одной из основных задач управления образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж является обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, содействие сохранению и развитию инфраструктуры, предназначенной для отдыха детей городского округа город Воронеж.

В соответствии с п. 4.3 Положения управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж является главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным бюджетополучателям и получателем бюджетных средств по финансовому обеспечению муниципального задания учредителя муниципальных бюджетных и автономных организаций.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ установлено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавшие на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.

В соответствии с п. 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.

Нарушение вышеуказанных норм закона существенно ущемляет права маломобильных групп населения на пользование объектом социальной инфраструктуры – здание магазина «Графская кухня», а также свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований вышеуказанной нормы ответчики не представили суду доказательств о невозможности установления пандуса на входе в здание школы, ни фактического исполнения требований закона по установке пандуса на день рассмотрения дела в суде.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Железнодорожного района г.Воронежа подлежит удовлетворению.

В целях исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиками обязанностей до начала учебного года, то есть до 01 сентября 2020 года.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

Таким образом, с ответчика МБОУ СОШ № 24 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, так как управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж является органом местного самоуправления и освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в срок до 01 сентября 2020 года.

Обязать Управление образования и молодежной политики администрации городского округа г. Воронеж обеспечить соответствующее финансирование при недостаточности денежных средств, необходимых для исполнения решения суда.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Воронеж Воронежской области в размере 300 (триста) рублей 00 копейки.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий Золотых Е.Н.

Решение суда в окончательной форме принято 07 июля 2020 года

1версия для печати

2-708/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Воронеж
Ответчики
Управление образования администрации городского округа г. Воронежа
МБОУ СОШ №24
Другие
Управление финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж
Суд
Железнодорожный районный суд г. Воронеж
Судья
Золотых Евгений Николаевич
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.vrn.sudrf.ru
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее