дело №2а-117/2020г.
УИД (М) 55RS0025-01-2020-000217-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 04 августа 2020 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
помощника судьи Гонштейн И.К.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о.прокурора Одесского района Омской области в интересах муниципального образования Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области и неопределенного круга лиц к Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения расположенной в границах сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением в интересах муниципального образования Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области и неопределенного круга лиц к Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения расположенной в границах сельского поселения обратился и.о. прокурора Одесского района Омской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено следующее.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 №150 утвержден Порядок оценки технического состояния автомобильных дорог.
В соответствии с п.2 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу п.3 Порядка в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В соответствии с п.4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
На основании п.5 Порядка при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
В п.6 Порядка содержится перечень параметров и характеристик автомобильной дороги, которые определяются в процессе диагностики автомобильных дорог.
Согласно приложению к Порядку оценки технического состояния автомобильных дорог повторная диагностика (инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог) должна проводиться один раз в год.
В ходе, проведенной в марте 2020 года проверки прокуратурой района установлено,
что Постановлением Главы Буняковского сельского поселения № 12 от 11.06.2008 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако инструментальное обследование автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Степная органом местного самоуправления в 2018-2020 гг. не проводилось.
В связи с изложенным прокуратурой района в адрес главы поселения 30.03.2020 внесено представление. По результатам рассмотрения представления администрацией поселения 30.04.2020 направлен ответ, что в первом полугодии 2020 года администрацией Буняковского сельского поселения запланировано проведение визуального осмотра автомобильных дорог, и инструментальное обследование.
В ходе проверки проведенной в мае 2020 года установлено, что до настоящего момента администрацией Буняковского сельского поселения оценка технического состояния автомобильной дороги ул. Степная не проведена.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, администрацией Буняковского сельского поселения в рамках ежегодной оценки технического состояния автомобильных дорог инструментальное обследование автомобильной дороги ул. Степная не проведено.
Вышеуказанные нарушения в деятельности администрации, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивают интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения дороги общего пользования на территории Буняковского сельского поселения.
Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено тем, что невыполнение ответчиком возложенных на них обязанностей по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог приводит к несвоевременному выявлению фактов несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, и соответственно, к несвоевременному проведению работ по их ремонту и капитальному ремонту, что в свою очередь повышает риск дорожно- транспортных происшествий на территории поселения с участием заранее не определенного круга лиц.
Кроме того, непроведение инструментального обследования, являющегося составной частью диагностики автомобильных дорог, может привести к ошибкам при составлении локально-сметных расчетов на проведение работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, и соответственно, к неправильному определению объемов и стоимости данных работ, что в дальнейшем может стать причиной затягивания сроков работ, а также их некачественного выполнения. Указанное противоречит интересам общества и государства и является недопустимым.
Просит обязать администрацию Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Степная расположенной в границах Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района в порядке установленном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 №150.
Представитель административного истца помощник прокурора Одесского района Омской области Ганеева Л.М. в судебном заседании поддержала административные исковые требования по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
Суд считает неявку в судебное заседание представителя административного ответчика Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании представителя административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч.2 вышеуказанной статьи полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст.2 Закона Омской области от 24.09.2015 года №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5,8,13,15,22,26,31,38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В соответствии с п.2 Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно п.3 Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В соответствии с п.4 Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Согласно п.5 Порядка оценки технического состояния автомобильных дорог утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150, при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
В п.6 Порядка оценки технического состояния автомобильных доро, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150, содержится перечень параметров и характеристик автомобильной дороги, которые определяются в процессе диагностики автомобильных дорог.
Согласно приложению к Порядку оценки технического состояния автомобильных дорог утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150 повторная диагностика (инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющим на транспортно-эксплуатационные
характеристики автомобильных дорог) должна проводиться один раз в год.
Судом установлено, что согласно п.п.5 п.1 ст.3 Устава Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов Буняковского сельского поселения решение №1 от 15 ноября 2005 года к вопросам местного значения сельского поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения (л.д.11-35).
Согласно перечня автомобильных дорог общего пользования относящихся к собственности Буняковского сельского поселения утвержденного Постановлением Главы Буняковского сельского поселения №12 от 11.06.2008 года к автомобильным дорогам общего пользования местного значения относится дорога по ул. Степная с.Буняковка (л.д. 36-39).
Судом установлено, что в ходе проведенной в марте 2020 года проверки прокуратурой района установлено, что Постановлением Главы Буняковского сельского поселения №12 от 11.06.2008 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако инструментальное обследование автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Степная органом местного самоуправления в 2018-2020 годах не проводилось.
Данные обстоятельства подтверждаются: решением о проведении проверки от 25.03.2020 года №90 и.о. прокурора Одесского района о проведении проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Администрацией Буняковского сельского поселения (л.д. 40).
По факту нарушений федерального законодательства о государственной и муниципальной собственности, и.о.прокурора Одесского района Омской области 30.03.2020 года Главе Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области было внесено представление, в котором указано требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства в части не проведения инструментального обследования автомобильной дороги по ул.Степная с.Буняковка, Одесского района, Омской области (л.д. 42-49).
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой в мае 2020 года установлено, что до настоящего момента администрацией Буняковского сельского поселения оценка технического состояния автомобильной дороги ул.Степная с.Буняковка не проведена.
Данные обстоятельства подтверждаются: решением о проведении проверки от 27.05.2020 года №130 и.о. прокурора Одесского района о проведении проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Администрацией Буняковского сельского поселения (л.д. 41).
Вышеуказанные нарушения в деятельности администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивают интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения дороги общего пользования на территории Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
И.о. прокурора Одесского района Омской области Ракитин Ю.А. предоставил суду доказательства того, что Администрация Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района не провела в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Степная расположенной в границах Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района.
Представитель административного ответчика Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставил суду доказательств того, что администрация Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района провела в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Степная, расположенной в границах Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают права и интересы муниципального образования Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района и неопределённого круга лиц.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Администрацию Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Степная расположенной в границах Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в порядке установленном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года № 150.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик Администрация Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования и.о.прокурора Одесского района Омской области в интересах муниципального образования Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области и неопределенного круга лиц к Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения расположенной в границах сельского поселения удовлетворить.
Обязать Администрацию Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения ул.Степная расположенной в границах Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в порядке установленном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года № 150.
Администрации Буняковского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области сообщить об исполнении решения в Одесский районный суд Омской области, прокурору Одесского района Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2020 года.
Судья А.В. Тарновский