Решение от 03.06.2021 по делу № 2а-306/2021 от 27.08.2020

УИД 11RS0001-01-2020-010927-34             Дело №2а-306/2021

Решение

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Колокольниковой П.Е.,    

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

3 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Зарипова Руслана Саубановича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России о признании условий содержания в исправительном учреждении и при конвоировании ненадлежащими, присуждении денежной компенсации,

установил:

Зарипов Р.С. обратился в суд с иском к ФСИН России, просил признать условия содержания в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми с 22.08.2019 по 13.09.2019, а также условия этапирования с 21.08.2019 по 22.08.2019 и 13.09.2019 ненадлежащими, взыскать денежную компенсацию.

В обоснование заявленных требований Зарипов Р.С. указал, что с 21.08.2019 по 22.08.2019 был этапирован из ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми (...) в ФКЛПУБ – №... УФСИН России по Республике Коми (...) для прохождения лечения. Условия его конвоирования были ненадлежащими – в автотранспорте количество содержащихся с истцом осужденных было более 10 человек, у каждого было при себе по две сумки, в отсеках автотранспорта отсутствовали поручни и ремни безопасности, а железные стены не позволили удержаться руками при сильной тряске, система вентиляции не работала, окно не открывалось, в отсеке было жарко и душно. В спецвагоне совместно с истцом перевозили от 7 до 11 человек, отсутствовали приспособления для безопасной перевозки, столик, не было принудительной вытяжки, матрасы и постельное белье не выдавались, кипяток выдавали только 1 раз, в туалет выводили также 1 раз. В отсутствие средств безопасности в условиях ухабистой дороги и жестких рессор истец часто при тряске ударялся головой, в результате чего испытывал физическую боль, отсутствие вентиляции вызывало приступы удушья, потери сознания и головной боли. Отсутствие спальных мест вынуждало истца спать в горизонтальном положении, отсутствие столиков для приема пищи лишь усугубляло состояние истца, наличие табачного дыма заставляло его задыхаться.

По прибытии в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми Зарипов Р.С. был помещен в сборной камере этапного помещения, совместно с ним там находились не менее 10 человек. Раковина не имела сливного бачка, была огорожена металлическим листом высотой ... см и не имела двери, отсутствовало окно и принудительная вентиляция. На стенах сборной камеры был грибок и плесень, водились крысы, холодная вода была грязной, душевая комната не работала. Истец был лишен спального места, и спальных принадлежностей.

При поступлении в исправительное учреждение был произведен обыск, в ходе которого у истца были изъяты все личные вещи, предоставленный истцу халат был старый и местами зашитый, имел пятна. После сборной камеры Зарипов Р.С. был размещен в палату ... хирургического отделения, в которой содержалось еще 15 заключенных, на каждого заключенного приходилось не более ... кв.м. В палате было темно, отсутствовало нормальное освещение, окна заляпаны грязью, искусственного освещения было недостаточно, принудительная вентиляция отсутствовала, в полу был и большие щели, водились крысы и тараканы. Кварцевание в палате не проводилось, а уборка проводилась 1 раз в неделю. Железная кровать, на которой спал истец, была старая и ржавая, местами отсутствовали пружины, от матраса и одеяла исходил неприятный запах, постельное белье в пятнах. Для заключенных было доступно 2 унитаза, 1 раковина, 3 умывальника с холодной водой, горячей воды не было. В туалете на стенах был грибок, водились крысы. Столовая находилась в антисанитарном состоянии - вентиляции нет, стены покрыты грибком, присутствовали крысы и насекомые, отсутствовали умывальники. Поскольку столовая располагалась в подвале - он постоянно затоплялся канализационными водами. Тарелки были жирные, алюминиевые, старые и мятые. Пища однообразная, качество приготовления низкое, с низкой питательной ценностью. После прохождения лечения Зарипову Р.С. вернули его личные вещи, они были влажные, пахли затхлостью, в плесени. 22.10.2020 административный истец обратился с жалобой на перечисленные выше условия в Европейский суд по правам человека.

26.10.2020 административный истец представил суду дополнения к административному иску, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в том, что, содержать в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми в период с 22.08.2019 по 13.09.2019 включительно, а также в спецтранспорте в период с 21.08.2019 по 22.08.2019, 13.09.2019, он не был обеспечен условиями, отвечающими требованиям статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и при конвоировании в размере 113 730 руб.

Определением суда от 01.09.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечено УФСИН России по Республике Коми.

Определением от 01.10.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми.

Определением от 02.11.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом по месту жительства.

Представитель административного ответчика ФСИН России, УФСИН России по РК, ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России с административным исковым заявлением не согласилась.

Представитель управления по конвоированию УФСИН России по РК в судебном заседании отсутствует.

ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по РК явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Порядок транспортировки подозреваемых, обвиняемых и осужденных регламентируется Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп (далее - Инструкция).

Абзацем третьим пункта 167 Инструкции установлены нормы посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиль (грузоподъемностью 1,5 - 2 тонн - до 13 человек, 2,5 - 3 тонн - до 21 человека, 4 тонны - до 36 человек).

Во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.

Согласно материалам дела, Зарипов Р.С. конвоировался 21.08.2019 от ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции ... в специальном автомобиле марки «...».

Указанный автомобиль изготовлен и сертифицирован в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза ... «...», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №..., оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и пятью малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.

В соответствии со сведениями ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец размещался в большой камере №... совместно с 4 осужденными, их личные вещи размещались в свободном пространстве под скамейками.

Размеры больших камер специального автомобиля составляют – ... см. в длину, ... см. в ширину и ... см. в высоту. Поскольку количество перевозимых совместно с административным истцом осужденных менее установленной наполняемости камеры, нарушений прав административного истца в данном вопросе суд не усматривает.

Движение автомобиля осуществлялось в пределах населенного пункта, с соблюдением разрешенной скорости движения ... км./ч, либо ниже в соответствии с требованиями установленных знаков дорожного движения, что исключало тряску.

Отсутствие в автомобиле окон, поручней и ремней безопасности, а также мягких полок для сидения обусловлено конструктивными особенностями самого автомобиля, и не свидетельствует о нарушении прав административного истца действиями административных ответчиков.

Камеры спецавтомобиля оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования, дополнительный приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

При этом, Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, при конвоировании по автодорожным маршрутам предусмотрены остановки для отправления конвоируемыми естественных потребностей и обеспечения водой.

В пути следования и по прибытии на железнодорожную станцию жалоб административного истца на ненадлежащие условия конвоирования не зарегистрировано.

С 21.08.2021 по 22.08.2021 Зарипов Р.С. был конвоирован от железнодорожной станции ... до железнодорожной станции ... плановым караулом по железнодорожному маршруту «...», в специальном вагоне, в специальном вагоне модели «...», где он размещался в большой камере №..., на всем протяжении пути загрузка камеры не превышала 6 человек.

Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.

Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался административный истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-О3, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал Зарипов Р.С., а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.

Конструктивными особенностями специального вагона не предусмотрено оборудование окон, плафонов освещения, столов для приема пищи, креплений для фиксации багажа, мягких полок с конвоируемыми лицами.

Большая камера спецвагона (размеры: ширина - ... см, длина - ... см высота - ... см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.

Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует, оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции по служебной деятельности - по первому требованию и фиксируется в листах учета вывода в туалет осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам постельного белья, подушек, одеял, матрацев, а также отдельного спального места в спецвагонах, на период конвоирования. Кроме того, конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование мягких полок и столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.

Перед отправкой специального вагона в рейс, начальником караула проверяется заправка воды, работоспособность системы вентиляции, освещения, после чего делается пометка в путевой ведомости о принятии специального вагона.

В пути следования железнодорожным транспортом жалоб административного истца на ненадлежащие условия конвоирования также не зарегистрировано.

По прибытии на станцию ... 22.08.2019 Зарипов Р.С. вновь был переведен специальный автомобиль марки «...», которым был доставлен в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец размещался в большой камере ... совместно с 4 осужденными. Поскольку количество перевозимых совместно с административным истцом осужденных менее установленной наполняемости камеры, нарушений прав административного истца в данном вопросе суд также не усматривает.

13.09.2020 из ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции ... Зарипов Р.С. был доставлен в спецавтомобиле марки «...».

Указанный автомобиль также изготовлен и сертифицирован в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза ... «...», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №..., оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.

В соответствии со сведениями ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец размещался в большой камере ... совместно с 7 осужденными, что не свидетельствует о нарушений прав административного истца, с учетом провоза осужденных менее установленной наполняемости камеры.

В тот же день 13.09.2021 от железнодорожной станции ... Зарипов Р.С. был конвоирован до станции ... в спецвагоне модели ЦМВ «...», в котором размещался в большой камере ..., на участке маршрута от станции ... до станции ... совместно с 6 осужденными, а на участке маршрута от станции ... до станции ... – совместно с 4 осужденными. Условия перевозки в данной конструкции вагона аналогичны ранее изложенным, жалоб от административного истца по пути следования не поступало.

13.09.2019 от станции Сыктывкар до ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми административный истец был доставлен в спецавтомобиле марки ....

Указанный автомобиль, как и ранее упомянутые, изготовлен и сертифицирован в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза ... «...», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №..., оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 5 человек в каждой.

В соответствии со сведениями ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец размещался в большой камере ... совместно с 5 осужденными, их личные вещи размещались в свободном пространстве под скамейками.

Размеры больших камер специального автомобиля составляют – ... см. в длину, ... см. в ширину и ... см. в высоту. Поскольку количество перевозимых совместно с административным истцом осужденных менее установленной наполняемости камеры, нарушений прав административного истца в данном вопросе суд не усматривает.

Движение автомобиля осуществлялось в пределах населенного пункта, с соблюдением разрешенной скорости движения ... км./ч, либо ниже в соответствии с требованиями установленных знаков дорожного движения, что исключало тряску.

Камеры спецавтомобиля оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования, дополнительный приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Данный автомобиль также не оборудован окнами, поручнями и ремнями безопасности, а также мягкими полками для сидения, что не свидетельствует о нарушении прав административного истца действиями административных ответчиков.

Административный истец не обращался с жалобами на условия перевозки, содержания в период перевозки, состояние помещений, отсутствие вентиляции в конкретные периоды, данные жалобы не фиксировались уполномоченными органами в документах, которые в последующем могли бы быть использованы в качестве доказательств.

Отсутствие со стороны административного истца обращений по поводу ненадлежащих условий перевозки и содержания свидетельствует о низкой значимости для него заявленных обстоятельств.

Нарушение действиями ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия его перевозки в заявленный период соответствовали установленным требованиям. Страдания административного истца в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Как установлено судом, по прибытии в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми 22.08.2020 Зарипов Р.С. был распределен в пропускное помещение (санпропускник), предназначенное для санитарной обработки поступающих в лечебное учреждение осужденных, включающую принятие душа, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра.

Санпропускник представляет собой отдельно стоящее здание площадью ... кв.м., включающее в себя: два коридора площадью ... кв.м. и ... кв.м., помещения ... площадью ... кв.м., помещения ... площадью ... кв.м., помещения ... площадью ... кв.м., подсобного помещения ... площадью ... кв.м., помещения ... площадью ... кв.м., помещения ... площадью ... кв.м., душевой площадью ... кв.м., 3 санитарными узлами.

Помещения санпропускника оборудованы отоплением, принудительной вентиляцией и освещением, санитарное состояние поддерживается на уровне, отвечающем требованиям санитарных норм.

Санитарные узлы частично огорожены и оборудованы чашами «...», высота перегородок соответствует требованиям приватности.

Для размещения прибывших осужденных в помещениях санпропускника имеются столы и скамейки, кулер с водой.

Предоставление спальных мест и спальных принадлежностей в санпропуснике не предусмотрено ввиду прямого его назначения и непродолжительности нахождения в нем поступающих в лечебное учреждение осужденных.

После санитарной обработки больному выдается комплект чистого постельного белья, пижама/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляются в специальной упаковке в помещении для хранения вещей пациентов.

Факт выдачи ему постельных принадлежностей и халата административный истец в иске не оспаривал. Доводы же истца относительно качества выданного вещевого довольствия, а также выдачи после выписки личной одежды в плесени и с затхлым запахом не нашли своего подтверждения отвечающими требованиям относимости и допустимости доказательствами, поскольку Зарипов Р.С. при содержании в лечебном учреждении, а также при выписке письменных жалоб не подавал, как вещевое довольствие, так и личные вещи принял без замечаний.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

После санитарного пропускника Зарипов Р.С. был переведен в хирургическое отделение, корпус ... в котором был размещен в палате ....

Площадь палаты, в которой был размещен истец, составляет ... кв.м., имеется 8 кроватей, 4 тумбочки и 8 табуретов, оснащено двумя окнами размером ... см. на ... см., обеспечивающими поступление естественного освещения, с форточками, обеспечивающими приточную вентиляцию, следы плесени и затхлый запах отсутствуют.

Как следует из пункта 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками, проведенном в г. Женеве в 1955 году, указано, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Согласно п. 11 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные:

(а) окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции;

(б) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.

Требования к искусственному и естественному освещению помещений в исправительных учреждениях, предназначенных для проживания осужденных в спорный период предусматривались СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 34.

Как установлено судом и подтверждено представленными материалами дела, помещения хирургического отделения, в том числе палата ..., в которой содержался административный истец, оборудованы окнами, а также стандартными лампами дневного света, обеспечивающими достаточное освещение помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями действующего законодательства.

Санитарное состояние помещений хирургического отделения удовлетворительное, уборка санитарами проводится дважды в день с применением моющих и дезинфицирующих средств, регулярно проводилось его кварцевание.

Доводы административного истца относительно того, что для сна ему была предоставлена старая кровать с отсутствующими пружинами суд не находит состоятельными, жалоб относительно предоставленного спального места истцом при прохождении лечения не заявлялось, иными объективными доказательствами данный факт не установлен.

На территории ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми регулярно проводятся профилактические и истребительные дератизационные работы, исключающие наличие в помещениях грызунов и насекомых.

В совокупности хирургическое отделение оснащено 3 туалетами и отдельной умывальной, всего на 3 унитаза, 1 чашу ..., 5 раковин. Умывальная оборудована также водонагревателем для подачи горячей воды.

Столовая хирургического отделения ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми площадью ... кв.м. расположена в подвальном помещении, в ней имеются 3 окна размерами ... см., доступ в помещение солнечного света не ограничен, проводится регулярная санитарная обработка, помещение находится в удовлетворительном санитарном состоянии, мойка тарелок осуществляется после каждого приема пищи осужденными.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 утверждены «Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» (далее – Постановление Правительства РФ №205).

Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Как установлено судом, меню раскладка в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми осуществляется с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации №205, а также приведенным выше Порядком.

В столовой ежедневно проводится оценка качества приготовленных блюд, ведется соответствующий журнал оценки качества пищи. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований. Все продукты, поступающие на пищеблок, имеют соответствующие товарно-сопроводительные документы, сертификаты соответствия и удостоверения качества, позволяющие прослеживать их качество и безопасность.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для признания ненадлежащими условия содержания Зарипова Р.С. при лечении в ФКЛПУ Б-№... УФСИН России по Республике Коми.

В ходе судебного заседания установлено, что питание было организовано в соответствии с установленными нормами, освещение и вентиляция в помещениях соответствовали предъявляемым требованиям, также требованиям соответствовали материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, санитарное состояние помещений было удовлетворительное.

Доказательств обратного административным истцом не представлено, и судом не добыто.

В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом не установлено нарушений условий содержания и конвоирования административного истца, оснований для присуждения компенсации в пользу административного истца у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, требования Зарипова Р.С. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и этапировании удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░-№... ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░-№... ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2а-306/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зарипов Руслан Саубанович
Ответчики
Российская Федерация в лице ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Куриленко Роман Владимирович
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2020Предварительное судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее