Дело № 2-2729/2019 29 июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Салова ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов службы в армии, периодов службы по контракту, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Салов О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов службы в армии, периодов службы по контракту, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указал, что 9 октября 2018 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в возрасте 53 лет и 4 месяцев. Решением от 10 декабря 2018 г. ответчик отказал в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа работы в районе Крайнего Севера. Истец не согласен с тем, что в стаж работы в районе Крайнего Севера пенсионным органом не учтены периоды прохождения им срочной службы в армии с 12 ноября 1984 г. по 24 декабря 1986 г., периоды службы по контракту с 26 января 1994 г. по 18 февраля 1997 г. и с 30 апреля 1998 г. по 7 июня 1999 г. Просит суд признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы в районе Крайнего Севера периоды прохождения срочной службы в армии с 12 ноября 1984 г. по 24 декабря 1986 г., периоды службы по контракту с 26 января 1994 г. по 18 февраля 1997 г. и с 30 апреля 1998 г. по 7 июня 1999 г.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, не явился, его представитель по доверенности Марихин Д.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Павлюк И.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела истца, материалы личного дела Салова О.А., суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 9 октября 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии (пенсионное дело, л.д. 13-17).
Решением ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске от 10 декабря 2018 г. № 1 в назначении пенсии Салову О.А. отказано по причине отсутствия требуемого стажа работы в районе Крайнего Севера, определенного ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 12 лет 3 месяца и 23 дня при необходимом стаже 15 лет (пенсионное дело, л.д. 2-6).
Согласно данным о стаже оспариваемые истцом периоды службы по призыву с 12 ноября 1984 г. по 24 декабря 1986 г., службы по контракту с 26 января 1994 г. по 18 февраля 1997 г. и с 30 апреля 1998 г. по 7 июня 1999 г. не включены ответчиком в стаж работы истца в районе Крайнего Севера.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующий на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из копии трудовой книжки истца следует, что в период с 12 ноября 1984 г. по 24 декабря 1986 г. он проходил службу в Советской Армии. После прохождения службы истец 28 января 1987 г. принят на работу в Северное машиностроительное предприятие учеником электросварщика. При этом период работы истца с 28 января 1987 г. по 30 июня 1987 г. учтен пенсионным органом в стаж работы истца в районе Крайнего Севера.
Вместе с тем, пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, устанавливая обязательное обращение гражданина в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении пенсии (в том числе в форме электронного документа) и в установленные сроки (то есть не ранее чем за месяц до достижения соответствующего пенсионного возраста) с обязательным предоставлением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Такое обращение является надлежащим и соответствующим требованиям закона, позволяющим инициировать пенсионному органу проверку пенсионных прав конкретного гражданина, влекущую возникновение правовых оснований исходя из оценки представленных документов для установления пенсии либо об отказе в ее установлении.
При этом положением ч. 3 ст. 33 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Суд, разрешая заявленные требования, проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность и обоснованность отказа в ее назначении.
Трудовая книжка истца не содержит указания о месте дислокации войсковой части, в которой истец проходил срочную военную службу в оспариваемый им период.
По запросу ответчика в материалы пенсионного дела истца представлена справка военного комиссара г. Северодвинска Архангельской области, из которой следует, что военную службу по призыву истец проходил с 12 ноября 1984 г. по 24 декабря 1986 г. в войсковой части 03214, при этом место дислокации войсковой части в документах воинского учета не указано. Более того, на указанной справке имеется отметка специалиста пенсионного органа согласно которой «со слов клиента служба проходила в г. Санкт-Петербурге» (пенсионное дело, л.д. 71).
По запросу суда в материалы гражданского дела представлено личное дело на главного старшину в отставке Салова О.А., материалы указного дела также не позволяют установить место дислокации войсковой части, в которой истец проходил срочную военную службу в период с 12 ноября1984 г. по 24 декабря 1986 г.
Вместе с тем, как указывалось ранее, трудоустройство истца в течение трех месяцев в районе Крайнего Севера после окончания срочной военной службы позволяет включить весь период прохождения такой службы в специальный стаж только в случае, если сама служба проходила в таких районах.
Учитывая отсутствие в материалах дела (в том числе пенсионного дела истца) доказательств дислокации войсковой части 03214 в районе Крайнего Севера, отказ ответчика во включении периода прохождения истцом срочной военной службы с 12 ноября1984 г. по 24 декабря 1986 г. в стаж работы в районе Крайнего Севера является обоснованным.
Ссылку стороны истца на пп. «з» и «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 суд признает несостоятельной, поскольку указанные нормы регулируют вопросы включения периода службы в армии в стаж работы с тяжелыми условиями труда, а не в стаж работы в районе Крайнего Севера.
Истец также не согласен с отказом ответчика во включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов прохождения им военной службы по контракту с 26 января 1994 г. по 18 февраля 1997 г. и с 30 апреля 1998 г. по 7 июня 1999 г.
Согласно представленной в материалы дела справке военного комиссара г. Северодвинска Архангельской области истец Салов О.А. в период с 26 января 1994 г. по 18 февраля 1997 г. и с 5 мая 1998 г. по 26 апреля 1999 г. проходил военную службу по контракту в районах крайнего Севера (пенсионное дело, л.д.83).
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением Правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (период действия с 1 октября 1956 г. по 31 декабря 1991 г.) не предусматривал включение военной службы и в органах внутренних дел в специальный стаж (в стаж работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 10 и п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются, помимо прочего, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 – 10 и 16 – 18 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
В соответствии с п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с тем, что период военной службы по контракту не относятся к периодам работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за которые подлежат уплате страховые взносы, спорные периоды службы по контракту не подлежат включению в специальный стаж истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Салова ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы в районе Крайнего Севера периодов службы в армии, периодов службы по контракту, назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Горишевская
Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2019 г.