УИД 29RS0008-01-2022-001154-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Кузнецовой О.Н.
при секретаре Селезневой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучина С.С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,
установил:
Кучин С.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее Главное управление МСЧ России по Архангельской области, Главное управление) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск.
В обоснование требований указано, что истец проходил службу в должности начальника службы пожаротушения 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) Главного управления и ему были предоставлены дополнительный отпуск за стаж службы в ФПС за 2022 года в количестве 15 календарных дней и дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2022 год в количестве 9 календарных дней с 10 января по 2 февраля 2022 года, и во время нахождения в отпуске истец был нетрудоспособен с 11 по 24 января 2022 года. Однако, при увольнении истца 31 января 2022 года ему не была выплачена компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск в количестве 14 дней. Истец полает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ и приказа МЧС России от 21 03.2012 № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» имеет право на компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 47625 рублей 91 копейки, которою просит взыскать с ответчика.
Истец в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Паншина К.И., действующая на основании доверенности, требования не признала и поддержала доводы, изложенные в возражениях. Из возражений следует, что оснований для взыскания компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в ФСП не имеется, так как законодательством не предусмотрена выплата компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска. Кроме этого, согласно табелю учета рабочего времени период с 11 по 24 января 2022 года указан как отпуск сотрудника, так как истцом не был предоставлен оригинал листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности. Истец не воспользовался правом на продление отпуска в связи с временной нетрудоспособностью. В иске просит отказать.
Рассмотрев иск, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ (далее - Закон № 141-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 141-ФЗ, правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 вышеуказанного закона предусмотрено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ФЗ).
В соответствии со ст. 67 Закона № 141-ФЗ оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01 января 2020 года истец назначен на должность начальника службы пожаротушения 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) Главного управления по контракту.
На основании приказа Главного управления от 27 декабря 2022 № № истцу предоставлены дополнительные отпуска за 2022 год: за стаж службы в ФПС - 15 календарных дней с 10 января 2022 по 24 января 2022 года, за ненормированный служебный день - 9 календарных дней, с 25 января 2022 по 02 февраля 2022.
Приказом Главного управления по личному составу от 27.01.2022 № № с истцом расторгнут контракт о прохождении службы, истец с 31 января 2022 года уволен из ФПС ГПС по пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2022 год в количестве 45 дней.
Также судом установлено, что истец в период с 11 января по 24 января 2022 года был нетрудоспособен и освобожден от выполнения служебных обязанностей на основании листка, что подтверждается листком освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № №. выданным ГБУЗ АО «Котласская ЦГБ».
25 января 2022 года истец подал рапорт об выплате ему компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска в связи с нетрудоспособностью, однако истцу было отказано.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Истец полагает, что при увольнении ему должны были выплатить компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж работы в ФПС за 14 дней, так как он не смог его полностью использовать в связи с нетрудоспособностью.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ), сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются отпуска с сохранением денежного довольствия, в число которых входит основной отпуск и дополнительные отпуска.
Статьей 59 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ сотрудникам федеральной противопожарной службы устанавливает следующие виды дополнительных отпусков: 1) за стаж службы в федеральной противопожарной службе; 2) за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях; 3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; 4) за ненормированный служебный день.
Частью 7 статьи 57 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ предусмотрено, что часть основного отпуска сотрудника федеральной противопожарной службы, превышающая тридцать календарных дней, может быть заменена по его желанию денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных и (или) опасных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в федеральной противопожарной службе.
Предоставление сотруднику федеральной противопожарной службы отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя (часть 12 статьи 57 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 60 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ предоставленный сотруднику федеральной противопожарной службы основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника, в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления (часть 3 статьи 60 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством, регламентирующим спорные правоотношения, предусмотрено продление либо перенос на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника, дополнительного отпуска в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Выплата компенсации сотруднику за неиспользованный дополнительный отпуск в связи с временной нетрудоспособностью, законодательством не предусмотрена.
Истец с рапортом о продлении ему дополнительного отпуска либо переносе его на другой срок не обращался.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Пунктом 120 Приказа МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" предусмотрено, что выплата денежной компенсации за очередной ежегодный отпуск допускается только в случае увольнения сотрудников, не использовавших очередной ежегодный отпуск.
Порядком установлено, что сотрудникам, уволенным со службы, замещавшим ко дню увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении, выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника. Денежная компенсация за неиспользованный в году увольнения основной отпуск выплачивается сотрудникам в полном объеме при увольнении по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (п.п. 157, 158 Порядка).
При этом каких-либо положений, регламентирующих выплату в случае увольнения сотрудника компенсации за дополнительный отпуск за стаж службы в ФПС, в указанном Порядке не содержится, выплата компенсаций за иные виды отпуска, помимо основного отпуска, соответствующим законодательством не предусмотрена.
Принимая во внимание, что указанный дополнительный отпуск истцу был предоставлен на основании приказа, Федеральным законом № 141-ФЗ от 23.05.2016 года и приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195 не предусмотрена какая-либо денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск в связи с временной нетрудоспособностью, требования истца удовлетворению не подлежат.
Кроме этого, судом установлено, что 11 января 2022 года истец поставил в известность руководство Главного управления о своей нетрудоспособности, однако по окончании периода нетрудоспособности им не был сдан подлинник листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № 53, в связи с чем в табеле учета рабочего времени за январь 2022 года период с 11 по 24 января 2022 года у истца отмечен как период нахождения в отпуске.
Таким образом, истцом не предоставлены Главному управлению документы, надлежащим образом подтверждающие факт нетрудоспособности в период с 11 по 24 января 2022 года.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в иске следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Кучина С.С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий О.Н. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2022 года.