Дело № 2а-1428/2019
45RS0008-01-2019-001890-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кетово 4 декабря 2019 года
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кандаловой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сибирякова Андрея Александровича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области), начальнику отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Еликбаеву А.К. о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Сибиряков А.А. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, начальнику отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Еликбаеву А.К. о признании незаконными действий по отказу в приеме 16.08.2019 заявления об объявлении голодовки. В обоснование заявленных требований указано, что Сибиряков А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Начальник 8 и 9 отрядов Еликбаев А.К. в 9 час. 00 мин. 16.08.2019, находясь в своем кабинете, отказался принять заявление Сибирякова А.А. на имя начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Просекова Е.Н. о том, что с 19.08.2019 Сибиряков А.А. намерен объявить голодовку. По факту отказа в приеме заявления Сибиряковым А.А. было написано второе заявление на имя начальника колонии. Около 09 час. 30 мин. Сибиряковым А.А. в присутствии инспектора, осуществлявшего просчет осужденных 8 отряда, и Еликбаева А.К. указанные заявления были отнесены в дежурную часть колонии и отданы дежурному для регистрации и принятия к рассмотрению. Своим бездействием Еликбаев А.К. нарушил свои должностные обязанности принимать от осужденных заявления, обращения, и регистрировать их. Еликбаев А.К. нарушил права Сибирякова А.А., предусмотренные ст. 33 Конституции РФ. Просит признать незаконными действия Еликбаева А.К. по отказу в приеме 16.08.2019 заявления об объявлении голодовки.
Административный истец Сибиряков А.А. в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи на заявленных требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Административный ответчик начальник отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Еликбаев А.К., представляющий также на основании доверенности административного ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, пояснил, что 16.08.2019 осужденный Сибиряков А.А. на приеме по личным вопросам обратился к нему с заявлением о том, что намерен начать с 19.08.2019 голодовку, также просил на месте выдать ему регистрационный номер данного заявления. В соответствии с главой 8 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016, личный прием осужденных осуществляется по графику (начальником отряда ежедневно - п.45 главы 8 методических рекомендаций). Он объяснил Сибирякову А.А., что принимает данное заявление, но так как заявление адресовано начальнику ИУ и не в компетенции начальника отряда, то он передаст заявление на рассмотрение и регистрацию соответствующим службам (п.51, 52 методических рекомендаций). На это Сибиряков А.А. ответил, что не будет передавать данное заявление ему, так как считает, что заявление может пропасть, и вообще не доверяет начальнику отряда. Через 40 минут после данного диалога с осужденным Сибиряковым А.А. (Сибиряков попросил подождать для написания еще одного заявления) он сопроводил осужденного Сибирякова А.А. в дежурную часть ФКУ ИК-2 для разрешения вопроса по его заявлению. Данное заявление было принято дежурным по колонии Мальцевым М.В. и зарегистрировано в канцелярии ФКУ ИК-2 в трехдневный срок 19.08.2019.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Соответственно, администрация исправительного учреждения при обращении граждан руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и непосредственно при обращении осужденных - Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016.
Начальники отрядов исправительного учреждения также руководствуются методическими рекомендациями ФСИН России от 20.03.2019 по организации служебной деятельности (далее - методические рекомендации).
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
На момент спорных правоотношений действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее по тексту Правила).
Согласно п. 35 главы 8 Правил личный прием осужденных, в том числе, осуществляется: администрацией ИУ (по графику); руководством территориального органа УИС, ФСИН России; органами прокуратуры, государственной власти и представителями общественных организаций, осуществляющими контроль за деятельностью ИУ и органов УИС. Личный прием осуществляется в специально выделенных помещениях. Прием осужденных осуществляется в порядке очередности. Учет принятых администрацией ИУ на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производятся в журнале приема осужденных по личным вопросам, который хранится в канцелярии ИУ, а в выходные и праздничные дни - в дежурной части ИУ.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной и письменной форме и поступившие во время приема по личным вопросам, регистрируются в журнале приема осужденных по личным вопросам (п. 36 главы 8 Правил).
В силу п. 1, 2, 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Как следует из материалов дела, Сибиряков А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, сроком 10 лет. Отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.
Судом установлено, что 16.08.2019 осужденный Сибиряков А.А. на приеме по личным вопросам обратился к начальнику отряда Еликбаеву А.К. с заявлением о том, что намерен с 19.08.2019 начать голодовку. Заявление было подано письменно на имя начальника колонии.
Согласно выписке из должностной инструкции начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области старшего лейтенанта внутренней службы Еликбаева А.К. начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными обязан своевременно и в полном объеме рассматривать поступающие жалобы, предложения заявления или ходатайства от осужденных, заявления от их родственников.
Прием по личным вопросам проводится начальником отряда ежедневно по их устной просьбе или письменному заявлению с целью оперативного решения поставленных осужденными проблемных вопросов, а также выявления и устранения причин, их способствующих. Начальник отряда в пределах своей компетенции решает поступившие обращения и вопросы. В случае если вопрос обращения не может быть решен начальником отряда без согласования соответствующих служб ИУ и решения начальника ИУ, начальник отряда передает данные обращения для согласования в соответствующую службу (службы), которые затем докладываются начальнику учреждения (п. 45, 51, 52 главы 8 методических рекомендаций ФСИН России от 20.03.2019).
Как следует из журнала приема осужденных по личным вопросам отряда № 8 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области 16.08.2019 заявление Сибирякова А.А. об объявлении голодовки с 19.08.2019 на имя начальника колонии было принято Еликбаевым А.К. 16.08.2019, но заявление Сибиряков А.А. передать отказался, так как боялся, что оно может пропасть, в связи с чем Еликбаевым А.К. было принято решение сопроводить Сибирякова А.А. в дежурную часть колонии для рассмотрения и регистрации указанного заявления начальником колонии.
Данное заявление было принято дежурным по колонии Мальцевым М.В. и зарегистрировано в канцелярии ФКУ ИК-2 в трехдневный срок 19.08.2019.
Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам не установлено.
По мнению Сибирякова А.А., начальником отряда № 8 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Еликбаевым А.К. нарушены его конституционные права, а именно: Еликбаев А.К. нарушил свои должностные обязанности принимать от осужденных заявления, обращения, и регистрировать их.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При рассмотрении заявления Сибирякова А.А. были соблюдены требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», бездействие со стороны начальника отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Еликбаева А.К. отсутствует, права и законные интересы Сибирякова А.А. не нарушены. Сибиряков А.А. сам отказался передавать Еликбаеву А.К. заявление.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сибирякова Андрея Александровича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, начальнику отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Еликбаеву А.К. о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2019 года.
Судья И.Н. Суханов