Решение по делу № 2-1945/2023 от 03.05.2023

УИД 21RS0024-01-2023-001720-44

№ 2-1945/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2023 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Горшковой Н.И., при секретаре судебного заседания Дачевой А.В., с участием представителей истца – Ивановой О.Р., Фоминой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики к Соловьевой Надежде Анатольевне о взыскании единовременной денежной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии) обратилось в суд с исковым заявлением к Соловьевой Н.А. о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в размере 250000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13523 руб.98 коп. и далее, по день фактического погашения основного долга из расчета 51 руб.37 коп. за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Н.А. обратилась в отдел социальной защиты населения <адрес> КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о представлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой Н.А. назначена государственная социальная помощь в размере 250000 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности за с перечислением ей 250 000 рублей ДД.ММ.ГГГГ. Однако, Соловьевой Н.А. в нарушение условий социального контракта и принятых на себя обязательств не были представлены подтверждающие документы приобретения основных средств для осуществления предпринимательской деятельности, возврат 250000 рублей ей не осуществлен. Требование истца о предоставлении отчета о выполнении программы социальной адаптации на осуществление предпринимательской деятельности и подтверждения расходования полученной денежной выплаты либо ее возврат в срок до ДД.ММ.ГГГГ ответчиком оставлено без исполнения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Представители истца Иванова О.Р. и Фомина Ю.П. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь приведя их суду, выразили согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчик Соловьева Н.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщены.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики явка представителя в судебное заседание не обеспечена, причины неявки суду не сообщены.

В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ и с согласия представителей истца судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Выслушав представителей истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В статье 1 названного закона приведено понятие государственной социальной помощи как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 2 названного закона определено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч.1 ст.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст.7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ч.1 ст.8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (пп.3 п.3 ст.8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи в соответствии с настоящей главой без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. п. 4 - 9 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2014 №210 утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, согласно которому государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике, и зарегистрированы в качестве малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам в виде денежной выплаты (социальных пособий, субсидий и других выплат); натуральной помощи (топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов натуральной помощи) и направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту, которые предусматривают в том числе мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт по мероприятию направленному на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности осуществляется единовременно в размере затрат на ведение предпринимательской деятельности при условии соблюдения требований федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», но не более 250000 рублей.

Выполнение гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтверждается на основании информации из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, сведений о применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; обязательства по форме согласно приложению № 7 к настоящему Порядку, согласно которому гражданин, заключивший социальный контракт, принимает на себя осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в течение не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта.

При этом заявитель ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Отдел отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме, определенной Минтрудом Чувашии, с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации, а отделом КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики осуществляется мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта путем сопровождения социального контракта и контроля выполнения программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, проведения оценки его эффективности. Помимо этого не позднее чем за один месяц до дня окончания срока действия социального контракта отдел КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики готовит заключение об эффективности предпринятых мер по выводу заявителя (семьи заявителя) из трудной жизненной ситуации, или о необходимости продления срока действия социального контракта (в случае его заключения на период до 12 месяцев), или о необходимости заключения нового социального контракта, предусматривающего другое мероприятие; по окончании срока действия социального контракта проводит оценку преодоления заявителем (семьи заявителя) трудной жизненной ситуации по форме, определенной Минтрудом Чувашии; проводит мониторинг условий жизни заявителя (семьи заявителя) в течение трех лет со дня окончания срока действия социального контракта.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Н.А. обратилась в отдел социальной защиты населения <адрес> КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о представлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформив лист собеседования, в котором указала на желание реализовать свою деятельность, и представив подтверждающие документы о постановке ее семьи на учет как малоимущей, акт обследования жилищно-бытовых условий, а также бизнес-план по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере оказания диспетчерских услуг посредством Яндекс-такси для своих двух водителей.

По результатам рассмотрения представленных Соловьевой Н.А. документов решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен социальный контракт на осуществление предпринимательской деятельности за и назначена на его основании государственная социальная помощь в размере 250000 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ разработана программа социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Н.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующим уведомлением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой Н.А. перечислена единовременная выплата в размере 250 000 рублей, что подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39,40-41).

Пунктом 3.2 социального контракта получатель обязался в том числе представить в Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки документы, подтверждавшие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в случае наличия такого расходования); приобрести в период действия социального контракта основные средства )в соответствии с критериями отнесения для целей бухгалтерского (бюджетного) учета), материально-производственные запасы, имущественные обязательства на праве аренды, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, создания и оснащения дополнительных рабочих мест и представить в Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки подтверждающие документы; ежемесячно представлять в Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки сведения (документы), подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта.

Также пунктом п.3.2 социального контракта получатель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, не позднее 30 дней в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе ранее 36 месяцев со дня заключения социального контракта – в полном объеме с даты прекращения указанной деятельности; в случае неиспользования всей суммы в период действия социального контракта – в размере остатка средств со дня окончания действия социального контракта.

Пунктом 6.3 социального контракта предусмотрено, что социальный контракт может также быть прекращен Отделом Центра предоставления мер социальной поддержки в одностороннем порядке в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; выезда получателя (семьи получателя) на постоянное место жительства за пределы Чувашской Республики.

Однако, в нарушение условий социального контракта и принятого обязательства Соловьева Н.А. не представила в период действия социального контракта подтверждающие документы и отчеты о выполнении программы социальной адаптации, направленное истцом в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ письмо о предоставлении отчета о выполнении программы социальной адаптации на осуществление предпринимательской деятельности и подтверждения расходования денежной выплаты либо возврата денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ оставила без исполнения.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого кодекса (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ).

В силу положений статьи 1009 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений п.1 статьи 1102 и подп.3 ст.1109 ГК РФ, в данном конкретном случае получателем подлежат возвращению полученные денежные средства социальной поддержки в случае установления недобросовестности со стороны получателя.

Материалами делами подтвержден факт получения ответчиком Соловьевой Н.А. денежной выплаты на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и ответчиком не оспаривается наличие у него обязательств перед отделом социальной защиты населения <адрес> КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Соловьевой Н.А., как и не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение им обязательств. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о невиновности ответчика в неисполнении принятых на себя обязательств, судом не установлено, доказательств в подтверждение таких обстоятельств Соловьевой Н.А. по правилам ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о взыскании с Соловьевой Н.А. денежных средств в размере 250 000 рублей подлежат удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 523 руб.98 коп. и далее по день фактического погашения основного долга.

Согласно п.1, 3 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Поскольку обязанность по возврату денежных средств ответчиком не исполнена, истец вправе требовать выплаты ему процентов за пользование чужими денежными средствами по ст.395 ГК РФ, в связи с чем с Соловьевой Н.А. в пользу КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период за период с о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 523 руб.98 коп., расчет которой судом проверен и признан правильным. В последующем проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию по день фактического погашения задолженности, исходя из размера ключевой ставки Банка России на день уплаты суммы долга или его соответствующей части, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании приведенной нормы с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5835 руб.23 коп. в доход местного бюджета г.Чебоксары.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199, 235-237 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Соловьевой Надежды Анатольевны (паспорт <данные изъяты>) в пользу казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (ИНН ) единовременную денежную выплату в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13523 (тринадцать тысяч пятьсот двадцать три) руб. 98 коп. и далее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического возврата суммы долга, исходя из размера ключевой ставки Банка России на день уплаты суммы долга или его соответствующей части.

Взыскать с Соловьевой Надежды Анатольевны (паспорт <данные изъяты>) в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 5835 (пять тысяч восемьсот тридцать пять) руб. 23 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Н.И. Горшкова

Мотивированное решение составлено 22 июня 2023 года

УИД 21RS0024-01-2023-001720-44

№ 2-1945/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2023 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Горшковой Н.И., при секретаре судебного заседания Дачевой А.В., с участием представителей истца – Ивановой О.Р., Фоминой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики к Соловьевой Надежде Анатольевне о взыскании единовременной денежной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии) обратилось в суд с исковым заявлением к Соловьевой Н.А. о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в размере 250000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13523 руб.98 коп. и далее, по день фактического погашения основного долга из расчета 51 руб.37 коп. за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Н.А. обратилась в отдел социальной защиты населения <адрес> КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о представлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой Н.А. назначена государственная социальная помощь в размере 250000 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности за с перечислением ей 250 000 рублей ДД.ММ.ГГГГ. Однако, Соловьевой Н.А. в нарушение условий социального контракта и принятых на себя обязательств не были представлены подтверждающие документы приобретения основных средств для осуществления предпринимательской деятельности, возврат 250000 рублей ей не осуществлен. Требование истца о предоставлении отчета о выполнении программы социальной адаптации на осуществление предпринимательской деятельности и подтверждения расходования полученной денежной выплаты либо ее возврат в срок до ДД.ММ.ГГГГ ответчиком оставлено без исполнения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Представители истца Иванова О.Р. и Фомина Ю.П. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь приведя их суду, выразили согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчик Соловьева Н.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщены.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики явка представителя в судебное заседание не обеспечена, причины неявки суду не сообщены.

В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ и с согласия представителей истца судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Выслушав представителей истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В статье 1 названного закона приведено понятие государственной социальной помощи как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 2 названного закона определено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч.1 ст.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст.7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ч.1 ст.8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (пп.3 п.3 ст.8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи в соответствии с настоящей главой без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. п. 4 - 9 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2014 №210 утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, согласно которому государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается постоянно или преимущественно проживающим на территории Чувашской Республики малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике, и зарегистрированы в качестве малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам в виде денежной выплаты (социальных пособий, субсидий и других выплат); натуральной помощи (топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов натуральной помощи) и направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту, которые предусматривают в том числе мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт по мероприятию направленному на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности осуществляется единовременно в размере затрат на ведение предпринимательской деятельности при условии соблюдения требований федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», но не более 250000 рублей.

Выполнение гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтверждается на основании информации из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, сведений о применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; обязательства по форме согласно приложению № 7 к настоящему Порядку, согласно которому гражданин, заключивший социальный контракт, принимает на себя осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в течение не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта.

При этом заявитель ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Отдел отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме, определенной Минтрудом Чувашии, с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации, а отделом КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики осуществляется мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта путем сопровождения социального контракта и контроля выполнения программы социальной адаптации на всех этапах выполнения социального контракта, проведения оценки его эффективности. Помимо этого не позднее чем за один месяц до дня окончания срока действия социального контракта отдел КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики готовит заключение об эффективности предпринятых мер по выводу заявителя (семьи заявителя) из трудной жизненной ситуации, или о необходимости продления срока действия социального контракта (в случае его заключения на период до 12 месяцев), или о необходимости заключения нового социального контракта, предусматривающего другое мероприятие; по окончании срока действия социального контракта проводит оценку преодоления заявителем (семьи заявителя) трудной жизненной ситуации по форме, определенной Минтрудом Чувашии; проводит мониторинг условий жизни заявителя (семьи заявителя) в течение трех лет со дня окончания срока действия социального контракта.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Н.А. обратилась в отдел социальной защиты населения <адрес> КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о представлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформив лист собеседования, в котором указала на желание реализовать свою деятельность, и представив подтверждающие документы о постановке ее семьи на учет как малоимущей, акт обследования жилищно-бытовых условий, а также бизнес-план по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере оказания диспетчерских услуг посредством Яндекс-такси для своих двух водителей.

По результатам рассмотрения представленных Соловьевой Н.А. документов решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен социальный контракт на осуществление предпринимательской деятельности за и назначена на его основании государственная социальная помощь в размере 250000 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ разработана программа социальной адаптации.

ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Н.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующим уведомлением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой Н.А. перечислена единовременная выплата в размере 250 000 рублей, что подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39,40-41).

Пунктом 3.2 социального контракта получатель обязался в том числе представить в Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки документы, подтверждавшие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в случае наличия такого расходования); приобрести в период действия социального контракта основные средства )в соответствии с критериями отнесения для целей бухгалтерского (бюджетного) учета), материально-производственные запасы, имущественные обязательства на праве аренды, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, создания и оснащения дополнительных рабочих мест и представить в Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки подтверждающие документы; ежемесячно представлять в Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки сведения (документы), подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 36 месяцев со дня заключения социального контракта.

Также пунктом п.3.2 социального контракта получатель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, не позднее 30 дней в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе ранее 36 месяцев со дня заключения социального контракта – в полном объеме с даты прекращения указанной деятельности; в случае неиспользования всей суммы в период действия социального контракта – в размере остатка средств со дня окончания действия социального контракта.

Пунктом 6.3 социального контракта предусмотрено, что социальный контракт может также быть прекращен Отделом Центра предоставления мер социальной поддержки в одностороннем порядке в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; выезда получателя (семьи получателя) на постоянное место жительства за пределы Чувашской Республики.

Однако, в нарушение условий социального контракта и принятого обязательства Соловьева Н.А. не представила в период действия социального контракта подтверждающие документы и отчеты о выполнении программы социальной адаптации, направленное истцом в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ письмо о предоставлении отчета о выполнении программы социальной адаптации на осуществление предпринимательской деятельности и подтверждения расходования денежной выплаты либо возврата денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ оставила без исполнения.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого кодекса (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ).

В силу положений статьи 1009 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений п.1 статьи 1102 и подп.3 ст.1109 ГК РФ, в данном конкретном случае получателем подлежат возвращению полученные денежные средства социальной поддержки в случае установления недобросовестности со стороны получателя.

Материалами делами подтвержден факт получения ответчиком Соловьевой Н.А. денежной выплаты на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и ответчиком не оспаривается наличие у него обязательств перед отделом социальной защиты населения <адрес> КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Соловьевой Н.А., как и не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение им обязательств. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о невиновности ответчика в неисполнении принятых на себя обязательств, судом не установлено, доказательств в подтверждение таких обстоятельств Соловьевой Н.А. по правилам ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о взыскании с Соловьевой Н.А. денежных средств в размере 250 000 рублей подлежат удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 523 руб.98 коп. и далее по день фактического погашения основного долга.

Согласно п.1, 3 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Поскольку обязанность по возврату денежных средств ответчиком не исполнена, истец вправе требовать выплаты ему процентов за пользование чужими денежными средствами по ст.395 ГК РФ, в связи с чем с Соловьевой Н.А. в пользу КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период за период с о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 523 руб.98 коп., расчет которой судом проверен и признан правильным. В последующем проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию по день фактического погашения задолженности, исходя из размера ключевой ставки Банка России на день уплаты суммы долга или его соответствующей части, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании приведенной нормы с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5835 руб.23 коп. в доход местного бюджета г.Чебоксары.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199, 235-237 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Соловьевой Надежды Анатольевны (паспорт <данные изъяты>) в пользу казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (ИНН ) единовременную денежную выплату в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13523 (тринадцать тысяч пятьсот двадцать три) руб. 98 коп. и далее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического возврата суммы долга, исходя из размера ключевой ставки Банка России на день уплаты суммы долга или его соответствующей части.

Взыскать с Соловьевой Надежды Анатольевны (паспорт <данные изъяты>) в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 5835 (пять тысяч восемьсот тридцать пять) руб. 23 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Н.И. Горшкова

Мотивированное решение составлено 22 июня 2023 года

2-1945/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Ответчики
Соловьева Надежда Анатольевна
Другие
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Судья
Горшкова Надежда Ивановна
Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
07.07.2023Дело оформлено
20.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее