Решение по делу № 2а-73/2022 от 21.12.2021

    Дело №2а-73/2022

    УИД 13RS0017-01-2021-001658-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Лямбирь                                                                         21 февраля 2022 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Меркуловой А.В.,

при секретаре судебного заседания Байбиковой Г.Р.,

с участием в деле:

административного истца Горбунова Н.А.,

административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия», его представителя Сыркина Н.И., действующего на основании доверенности №2810 от 24 мая 2021 г.,

административного ответчика – Призывной комиссии Республики Мордовия,

заинтересованного лица - Военный комиссариат Большеберезниковского, Кочкуровского и Лямбирского районов Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Горбунова Н.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Республики Мордовия о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу от 16 декабря 2021 г.,

установил:

Горбунов Н.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения призывной комиссии Республики Мордовия о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу от 16 декабря 2021 г., в обоснование требований указав, что он состоит на учете в военном комиссариате Большеберезниковского, Кочкуровского и Лямбирского районов Республики Мордовия. На заседании призывной комиссии Лямбирского района Республики Мордовия от 12.12.2021 в отношении него было принято решение об освобождении от призыва на военную службу и присвоении категории годности «В» - ограничено годен к военной службе, в соответствии с пунктом А статьи 1 Расписания болезней (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), о чем вынесено соответствующее решение №3 от 11.10.2021. Его личное дело было направлено в военный комиссариат Республики Мордовия для проверки и утверждения категории годности, он был вызван для прохождения очного контрольного медицинского освидетельствования 16 декабря 2021 г., по итогам которого решением призывной комиссии Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г. было вынесено решение о присвоении ему категории годности Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу, с одновременной отменой решения призывной комиссии Лямбирского района Республики Мордовия от 12 декабря 2021 г. Считает, что при наличии заболеваний «<данные изъяты>», он должен был освидетельствован по пункту «а» статьи 1 Расписания болезней (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»). С решением призывной комиссии Республики Мордовия от 16 декабря 2021 г. он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Просит суд признать незаконным решение Призывной комиссии Республики Мордовия о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу от 16 декабря 2021 г. (л.д. 1-5).

Определением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 25 января 2022 г. к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Мордовия» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия»).

В судебном заседании административный истец Горбунов Н.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия» Сыркин Н.И. в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представители административных ответчиков призывной комиссии Республики Мордовия, заинтересованного лица Военного комиссариата Большеберезниковского, Кочкуровского и Лямбирского районов Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 218 КАС Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 названного Кодекса, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также - ФЗ от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 16 сентября 2021 г.№ 265-УГ «О создании призывных комиссий в Республике Мордовия» созданы следующие призывные комиссии: Республиканская призывная комиссия и призывные комиссии муниципальных районов. В каждом муниципальном районе создана своя призывная комиссия согласно приложению №3. В Лямбирском муниципальном районе создана призывная комиссия Лямбирского муниципального района.

Призывная комиссия не является структурным подразделением военного комиссариата, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относится и юридическим лицом не является.

Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).Между тем, призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являющиеся юридическими лицами, за счёт средств федерального бюджета. При этом согласно пункту 20 и подпункту 24 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. №1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из этого, интересы призывных комиссий в суде представляют военные комиссариаты, которые с учётом особенностей правового статуса призывных комиссий являются административными ответчиками по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий.

Таким образом, в данном случае интересы призывной комиссии Республики Мордовия, в силу указанных положений закона представляет ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия».

Судом установлено, что Горбунов Н.А., <дата> года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на воинском учете в Военном комиссариате Большеберезниковского, Кочкуровского и Лямбирского районов с 1 февраля 2017 г.

Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 г.№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

В силу положений пункта 1 статьи 26, пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Полномочия призывных комиссий субъектов Российской Федерации, к которым в частности относится призывная комиссия Республики Мордовия определены в статьей 29 ФЗ от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ. Согласно частям 2 и 3 указанной статьи призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий (ч. 2). Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (часть 3).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 статьи 26 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (1, 2, 3 ст. 5.1 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Пунктом 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565, определено, что освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.

Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет (пункт 17 Положения).

По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18 Положения).

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 22 Положения).

Согласно пунктам 13, 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения начальника отдела (муниципального) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

Аналогичные положения закреплены в пункте 20 названного Положения о военно-врачебной экспертизе, согласно которому в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Таким образом, из приведенных выше положений законодательства следует, что граждане, подлежащие призыву на военную службу и состоящие на воинском учете, должны проходить медицинское освидетельствование врачами-специалистам. По результатам медицинского освидетельствования врачами даётся заключение о годности гражданина к военной службе, после чего призывной комиссией принимаются решения о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва, об освобождении от исполнения воинской обязанности и другие решения. При этом Положением о военно-врачебной экспертизе, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусмотрено, что в случае невозможности вынесения в ходе освидетельствования медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, для уточнения диагноза заболевания направляется в медицинское учреждение на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.

Решением призывной комиссии Лямбирского района Республики Мордовия от 20.11.2018 (протокол № 10 от 20.11.2018) Горбунову Н.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 2020 г. для освоения программы среднего профессионального образования по специальности «Организация обслуживания в общественном питании» ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум».

В 2020 г. Горбунов Н.А. проходил медицинские обследования по линии военкомата, решения о призыве не принимались.

Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина №903/2020/15021/736 от 30.07.2020 ГБУЗ РМ «МРЦКБ» Горбунову Н.А. выставлен диагноз «<данные изъяты>».

Согласно заключению ООО «СПЕКТР» «Клиника инновационной медицины» Горбунову Н.А. выставлен диагноз «<данные изъяты>».

В октябре 2021 г. на заседании военно-врачебной комиссии Лямбирского района Горбунов Н.А. заявил жалобы на состояние своего здоровья, а, именно, на <данные изъяты>, что отражено в листе медицинского освидетельствования врача-невролога военно-врачебной комиссии Лямбирского района Я.Р.М. от 21.10.2021, который определил Горбунову Н.А. категорию годности к военной службе по своему профилю «Б-4» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании диагноза «<данные изъяты>», применив пункт «г» ст. 24 расписания болезней к Положению о военно-врачебной экспертизе.

Горбунов Н.А. был направлен на обследование в инфекционное отделение ГБУЗ РМ «Рузаевская ЦРБ» для подтверждения (или опровержения) диагнозов: <данные изъяты>?

Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина №1 от 10.12.2021, Горбунову Н.А. выставлены диагнозы: «<данные изъяты>, «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».

Разрешая заявленные административным истцом исковые требования, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих незаконность принятого призывной комиссией Республики Мордовия решения в отношении Горбунова Н.А. и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца в материалах дела не содержится и суду не предоставлено.

Приложением 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе определены расписания болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе. Согласно пункту 2 Приложения, в расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Из материалов административного дела не следует, что 15.12.2021 врач-терапевт военно-врачебной комиссии Лямбирского района Ю.Н.В., после проведенного обследования и на основании установленного диагноза, определила Горбунову Н.А. категорию годности к военной службе «В», ограниченно годен к военной службе и применила статью 1 «а» расписания болезней приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, о чем был составлен лист медицинского освидетельствования от 15.12.2021.

Другие врачи-специалисты определили категорию годности к военной службе Горбунова Н.А. как «А» (годен к военной службе), которая предполагает отсутствие каких-либо заболеваний у освидетельствуемого гражданина. Данное обстоятельство подтверждается записями заключений врачей-специалистов в пункте Б раздела II учетной карты призывника.

Итоговая категория годности к военной службе Горбунова Н.А. при проведении освидетельствования от 15.12.2021 определена как «В» (ограниченно годен к военной службе).

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утв. приказом Министра обороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001 г. № 240/168, в разделе «Итоговое заключение…» учетной карты призывника (приложение № 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение №12 к Инструкции), указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы.

В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Решением призывной комиссии Лямбирского района Республики Мордовия от 16.12.2021 (протокол №9 от 16.12.2021) Горбунов Н.А. был освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас.

В силу п. 2 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья.

После вынесения решения об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас ВС РФ и установления категории годности «В» личное дело призывника было направлено на контрольное медицинское освидетельствование в соответствии разделом III Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утв. приказом Министра обороны РФ и Минздрава РФ №240/168, для проверки обоснованности вынесенного решения (об освобождении от призыва) в связи с выставленной категорией годности «В». При этом призывной комиссией субъекта Российской Федерации должно быть принято решение об утверждении решения нижестоящей призывной комиссии, либо отмене.

Порядок проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от призыва на военную службу установлен приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001 №240/168.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утв. приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001 №240/168, если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение №4 к Инструкции). Кроме того, им, как и другими врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в раздел «Б» учетной карты призывника (приложение № 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).

Врач-терапевт республиканской призывной комиссии Т.Е.Ю. выразила несогласие с заключением о категории годности к военной службе Горбунова Н.А., которая выставлена врачом-терапевтом военно-врачебной комиссии Лямбирского района Ю.Н.В., о чем сделала соответствующую запись в Листе медицинского освидетельствования: «с заключением о категории годности не согласна». Призывник был вызван на очное контрольное освидетельствование, в результате проведенного контрольно-медицинского освидетельствования категория годности к военной службе была изменена.

Врач-терапевт призывной комиссии Республики Мордовия Т.Е.Ю. заполнила лист медицинского освидетельствования от 16.12.2021 и определила Горбунову Н.А. категорию годности «Б-З», годен к военной службе с незначительными ограничениями, применив ст.59 «в» расписания болезней к Положению о военно-врачебной экспертизе. Итоговая категория годности была определена «Б-4».

Решением призывной комиссии Республики Мордовия от 16.12.2021 (протокол №40 от 16.12.2021) решение призывной комиссии Лямбирского района от 16.12.2021 об освобождении от призыва и зачислении в запас ВС РФ Горбунова Н.А. было отменено, Горбунов НА. был призван на военную службу. Призывник получил повестку на отправку в войска.

Пункт «а» статьи расписания болезней к Положению о военно-врачебной экспертизе предусматривает наличие хронических рецидивирующих форм заболеваний: (кишечных инфекций, бактериальных зооноз, других бактериальных болезней, вирусных болезней, сопровождающихся высыпаниями, вирусных и других болезней, передаваемых членистоногими (кроме инфекций центральной нервной системы), других болезней, вызываемых вирусами и хламидиями, риккетсиозов, других инфекционных и паразитарных болезней), не поддающихся или трудно поддающихся лечению.

Носительство токсокароза не всегда предусматривает наличие личинок паразитов животных в организме человека.

Согласно выписке из истории болезни стационарного больного №5769/1413 ГБУЗ РМ «Рузаевская ЦРБ» больной сдал <данные изъяты>.

При несогласии с результатами медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №574.

Из пунктов 101-103 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" следует, что по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии. Военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан па воинский учет. В случае если на момент получения военным комиссаром (начальником отдела военного комиссариата) заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет завершена, заключение независимой военно-врачебной экспертизы рассматривается при освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы следующей призывной комиссии.

Таким образом, прохождение призывником независимой военно-врачебной экспертизы возможно только в рамках проведения призывных мероприятий и в рамках работы той призывной комиссии, с решением которой призывник не согласен. Прохождение гражданином военно-врачебной экспертизы в условиях принятия к производству суда административного иска об обжаловании решения призывной комиссии и применении мер предварительной защиты о приостановлении призывных мероприятий, противоречит смыслу пунктов 101-103 Положения о военно-врачебной экспертизе делает невозможным назначение повторного освидетельствования по результатам независимой экспертизы, так как призывная комиссия не имеет права его назначить из-за приостановки всех призывных мероприятий из-за обжалования решения в судебном порядке.

Горбунов Н.А. не воспользовался правом прохождения независимой военно-врачебной экспертизы, результаты которой могли бы опровергнуть заключение военно-врачебной комиссии Республики Мордовия от 16.12.2021, проведенной в рамках его призыва на военную службу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение призывной комиссии Республики Мордовия основано на действующем законодательстве и на надлежащей оценке данных о состоянии здоровья административного истца.

Таким образом, в указанной части суд соглашается с доводами административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», изложенными в возражениях на исковое заявление.

Административный истец имел право и на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе". Указанным правом призывник Горбунов Н.А. не воспользовался.

В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права.

Административный истец по собственному усмотрению лишил себя возможности воспользоваться правом на проведение независимой военно-врачебной экспертизы. Таким образом, ссылки административного истца на имеющиеся у него конкретные заболевания, которые, по его мнению, являются основанием для освобождения от службы в армии, могли быть не приняты призывной комиссией как достоверные и достаточные.

Решения призывной комиссии могут быть обжалованы, однако при этом суд не вправе самостоятельно принимать решения об освобождении от призыва на военную службу, либо установлении категории годности к военной службе, признании призывника ограниченно годным к военной службе на основании заключения медицинской комиссии, поскольку это входит в компетенцию призывной комиссии, является исключительной прерогативой этой комиссии и не подлежит подмене судебным актом. Также суд не вправе в случае отмены решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации, утвердить отмененное таким решением решение призывной комиссии муниципального образования о признании гражданина ограниченно годным к военной службе, поскольку это также входит в компетенцию призывной комиссии субъекта Российской Федерации, а не суда.

Положения Федерального закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" свидетельствуют о том, что как акты медицинского освидетельствования, так и решения призывных комиссий, которые не были реализованы (утверждены) до окончания призыва утратили свое значение, и в следующий призывной период призывник будет вновь проходить медицинскую комиссию и в отношении него вновь будет приниматься решение о категории годности и одно из решений, направленных на призыв на военную службу или освобождение от него.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требования Горбунова Н.А. об отмене оспариваемого решения призывной комиссии Республики Мордовия, не имеется. Решение призывной комиссии основано на законе и не нарушает права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Горбунова Н.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Республики Мордовия о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу от 16 декабря 2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

    Судья                                                                                     А.В. Меркулова

    Мотивированное решение суда составлено 2 марта 2022 г.

    Судья                                                                                     А.В. Меркулова

1версия для печати

2а-73/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбунов Никита Александрович
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Мордовия"
Призывная комиссия Республики Мордовия
Другие
Военный комиссариат Большеберезниковского, Кочкуровского и Лямбирского районов Республики Мордовия
Суд
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
Судья
Меркулова Анна Викторовна
Дело на странице суда
lyambirsky.mor.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2022Подготовка дела (собеседование)
09.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее