Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» февраля 2019 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Лядновой Э.В.,
при секретаре Леюшкиной К.А.,
с участием представителя административного истца Лежепековой М.В.,
представителя административного ответчика - администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Киселевой О. В. к администрации Орловского района Орловской о признании действий администрации Орловского района Орловской области незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Киселева О.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Орловского района Орловской области о признании действий администрации Орловского района Орловской области незаконными.
В обоснование требований указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:10:1660101:2324, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ - Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
15.11.2018 Киселева О.В. обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Администрация Орловского района Орловской области направила административному истцу Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от Дата, в котором уведомила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером 57:10:1660101:2324, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне СЗЗ «Санитарно - защитная зона».
Однако, оснований нанесения санитарно - защитной зоны административным ответчиком не представлено и не указаны ни в одном из выдаваемых документов.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Лежепекова М.В. поддержала заявленные Киселевой О.В. требования в полном объеме, пояснив, что санитарно - защитная зона должна быть подтверждена заключением Главного санитарного врача субъекта РФ. В настоящее время установление санитарно - защитной зоны на участке Киселевой О.В. не подтверждено никакими документами.
Представитель администрации Орловского района Орловской области по доверенности Серегин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что отказ администрации связан с тем, что участок находится в границах охранной зоны. При ответе администрация района руководствовалась документами территориального планирования г. Орла.
Заинтересованные лица - Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, администрация г. Орла, ООО «ГЭС Брянск» просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Среди ограничений прав на землю в п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ указаны особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (ч. 3 ст. 56 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно - защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопроса размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно - защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно - бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарные правила определяют класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно - защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных нормативов, градостроительного проектирования, схем территорнального использования территории санитарно - защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В силу пункта 2.1. Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно - защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 11 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлимого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно - защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Дата Киселева О.В. обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Дата Администрация Орловского района Орловской области направила административному истцу Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором уведомила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером 57:10:1660101:2324, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне СЗЗ «Санитарно - защитная зона».
Как следует из пояснений административного ответчика, отзыва заинтересованного лица - представителя администрации г. Орла на земельный участок с кадастровым номером 57:10:1660101:2324 накладываются три санитарно - защитные зоны от автозаправочной станции (земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040402:2), станции технического обслуживания (земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040402:29) и предприятия электротехнического производства ЗАО «ТавридаЭлектрик» (земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040402:26).
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Герасин А.А. суду пояснил, что в данном случае санитарно - защитная зона установлена ориентировочно в соответствии с СанПиН, оснований для изменения зоны нет.
Между тем, в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно - защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 11 классов опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств 111, 1V, V классов опасности размеры санитарно - защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно - эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Таким образом, установление, изменение размеров санитарно - защитных зон относится к компетенции Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
Ориентировочный размер санитарно - защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно - защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Между тем, решение об установлении санитарно - защитной зоны для рассматриваемого кадастрового квартала в материалы дела не представлено. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области в месте нахождения земельного участка не нанесены границы санитарно - защитных зон.
В силу части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В материалах дела отсутствуют доказательства установления санитарно-защитной зоны в месте расположения испрашиваемого земельного участка, документов муниципального образования «Орловский район Орловской области» о наличии санитарно - защитной зоны не имеется.
Данные ограничения использования территорий по санитарно - защитным зонам установлены Правилами землепользования и застройки городского округа «город Орел».
При таких обстоятельствах, оспариваемым решением администрации Орловского района Орловской области нарушены права и законные интересы административного истца.
Более того, сведения о зонах с особыми условиями использования территории, к которым, в том числе, относятся санитарно-защитные зоны, должны содержаться в государственном кадастре недвижимости (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 вышеуказанного Федерального закона, в соответствии с которой к данным сведениям относятся, в том числе, описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники их официального опубликования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Киселевой О. В. удовлетворить.
Признать действия администрации Орловского района Орловской области по установлению на земельном участке с кадастровым номером 57:10:1660101:2324 границ санитарно - защитной зоны СТО и АЗС незаконными.
Признать отказ администрации Орловского района Орловской области в размещении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 57:10:1660101:2324, выраженном в Уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от Дата незаконным.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области устранить указанные нарушения прав путем направления в адрес Киселевой О. В. Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 57:10:1660101:2324.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Полный текст мотивированного решения будет изготовлен 26.02.2019.
Судья Э.В. Ляднова