Решение по делу № 8Г-7626/2024 [88-8065/2024] от 30.07.2024

88-8065/2024 (2-22/2024)

41RS0009-01-2023-000338-23

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 сентября 2024 года                                                                 г.Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Бузьской Е.В., Дубовик М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новичихина Валентина Николаевича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Камчатский» о признании незаконной служебной проверки от 27 октября 2023 года, признании недействительными заключения по результатам служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании денежных премий, компенсации морального вреда, почтовых расходов,

по кассационной жалобе Новичихина Валентина Николаевича на решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 14 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 6 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Новичихин В.Н. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Камчатский» (далее – Усть-Камчатский МО МВД России) в котором с учетом уточнений истец просил суд признать незаконной служебную проверку от 27 октября 2023 года в связи с нарушением процедуры проведения служебной проверки; признать недействительным заключение (решение) Усть-Камчатского МО МВД России по результатам проведенной служебной проверки от 28 октября 2023 года; признать недействительным приказ о наложении дисциплинарного взыскания Усть-Камчатского МО МВД России от 28 октября 2023 года № 65 л/с; взыскать с ответчика сумму невыплаченной денежной премии в размере 10 000 рублей; взыскать с Усть-Камчатского МО МВД России сумму невыплаченной денежной премии в размере 50 000 рублей согласно решению МВД России о премировании личного состава по итогам работы за год; взыскать с Усть-Камчатского МО МВД России денежную компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей; взыскать с ответчика почтовые расходы в сумме 332,04 рублей.

В обоснование требований указано, что истец проходит службу в органах внутренних дел с 1 сентября 2005 года, с 22 августа 2022 года по настоящее время в должности специалиста (по обеспечению) направления тылового обеспечения Усть-Камчатского МО МВД России.

В отношении истца назначено проведение служебной проверки в связи с выявлением фактов несоблюдения требований п.п. 2, 3.5 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России (утв. Приказом МВД России от 15 ноября 2021 года № 890 дсп) и п. 78 Наставления об организации служебной деятельности ИВС, подразделения охранно-конвойной службы (утв. Приказом МВД России от 7 марта 2006 года № 140 дсп). Служебная проверка назначена в отношении истца как временно исполняющего обязанности оперативного дежурного дежурной части, но с приказом о назначении на указанную должность истец не знакомился, рапорт о согласии не писал. По результатам служебной проверки на Новичихина В.Н. приказом начальника МО МВД «Усть-Камчатский» от 28 октября 2023 года № 5-лс наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. После наложения дисциплинарного взыскания истцу не была выплачена премия в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в размере 10 000 рублей, а также премия по итогам работы за 2023 год в размере 50 000 рублей.

Решением Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 14 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 6 июня 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Новичихин В.Н. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением ввиду их несоответствия нормам материального и процессуального права.

В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, в письменном обращении в суд кассационной инстанции Новичихин В.Н. просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие, ходатайство УМВД России по Камчатскому краю о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи судебной коллегией отклонено на основании статьи 155.1 ГПК Российской Федерации в ввиду отсутствия для этого технической и организационной возможности. Учитывая надлежащее извещение, на основании части 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению суда кассационной инстанции, в настоящем деле такого рода нарушения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции допущены не были.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Новичихин В.Н. с 1 сентября 2005 года проходит службу в органах внутренних дел, с 22 августа 2022 года - в должности специалиста (по обеспечению) направления тылового обеспечения Усть-Камчатского МО МВД России.

Приказом врио начальника Усть-Камчатского МО МВД России от 13 января 2023 года № 2 об организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС Усть-Камчатского МО МВД России и на маршрутах конвоирования в 2023 году утвержден состав резерва для обеспечения охранно-конвойных функций изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, куда включен Новичихин В.Н.

Приказом начальника Усть-Камчатского МО МВД России от 17 апреля 2023 года № 47 истец включен в состав сотрудников Усть-Камчатского МО МВД России, привлекаемых к выполнению должностных обязанностей сотрудников дежурной части Усть-Камчатского МО МВД России в случае их временного отсутствия или при осложнении оперативной обстановки на территории обслуживания на 2023 год.

29 сентября 2023 года врио заместителя начальника Усть-Камчатского МО МВД России ФИО5 оформлен рапорт на имя начальника Усть- Камчатского МО МВД России ФИО16 о выявлении факта внесения недостоверных сведений врио оперативного дежурного ДЧ Усть-Камчатского МО МВД России майором полиции Новочихиным В.Н. о проверке ИВС, а именно: согласно журналу, 26 сентября 2023 года дежурный майор полиции Новичихин В.Н. проверял ИВС в 00:35, 01:25, 02:30. При этом в ходе просмотра видеозаписей за 26 сентября 2023 года установлено, что дежурный Новичихин В.Н. в ночное время заходил в ИВС только 02:38, фактически проверку не осуществлял, соответственно, нарушил порядок проведения проверок ИВС оперативным дежурным.

Согласно резолюции на рапорте начальником Усть-Камчатского МО МВД России ФИО6 назначена служебная проверка.

В период с 29 сентября 2023 года по 27 октября 2023 года заместителем начальника ИВС Усть-Камчатского МО МВД России ФИО8 в отношении истца проведена служебная проверка по факту нарушения требований Порядка осуществления контроля за нарядом ИВС.

В ходе служебной проверки установлено нарушение истцом требований п.п. 2, 3.5 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 15 ноября 2021 года № 890 дсп (далее - Наставление № 890 дсп), а также п. 78 Наставления об организации служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД, подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 года № 140 дсп (далее - Наставление № 140 дсп), а именно, во внесении записей о проверке нарядов ИВС в книгу нарядов ИВС и конвоя Усть-Камчатского МО МВД России № 365/3 в ночное время не менее 5 (пяти) раз с 00.00 часов до 06.00 часов, не соответствующих действительным проверкам нарядов ИВС Усть-Камчатского МО МВД России.

В соответствии с п.2 Наставления № 890 дсп, сотрудники дежурных частей территориальных органов МВД России при осуществлении своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МВД России, законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами территориального органа МВД России, а также настоящим Наставлением.

К задачам и функциям дежурных частей относятся, в том числе: контроль в пределах компетенции за соблюдением установленного порядка содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (п.3.5).

Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, которая состоит из сотрудников дежурной части, заступающих на дежурство, включая оперативных дежурных (п. 12 Наставления № 890 дсп).

Пунктом 78 Наставления № 140 дсп предусмотрено, что контроль за организацией и несением службы по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых осуществляет, в том числе, оперативный дежурный территориального органа МВД России - не менее 3 раз в дневное время, а в ночное время - с периодичностью не реже одного раза в один час и не менее 5 раз. Ночная проверка несения службы проводится в период с 00.00 часов до 06.00 часов.

Согласно графику несения службы дежурными сменами Усть-Камчатского МО МВД России на сентябрь 2023 года, в состав дежурной смены 25 сентября 2023 года в 08 час. 30 мин. включены: ФИО9 ответственный от руководства, Новичихин В.Н. оперативный дежурный, ФИО10 помощник оперативного дежурного, ФИО11 дежурный следователь/дознаватель, ФИО12 дежурный о/у ГУР.

В книге нарядов ИВС и конвоя Усть-Камчатского МО МВД России за 26 сентября 2023 года врио оперативного дежурного ДЧ Новичихиным В.Н. проставлены отметки, что проверка ИВС в ночное время им произведена: в 00 час. 35 мин.; в 01 час. 25 мин.; в 02 час. 30 мин.; в 03 час. 25 мин.; в 05 час. 45 мин.

В рамках служебной проверки Новичихиным В.Н. 2 октября 2023 года представлены письменные объяснения, из которых следует, что при несении службы в должности оперативного дежурного в ночное время при положенном времени на отдых не менее 3-х часов, оперативный дежурный не имеет право на отдых, а также не нарушать приказ МВД от 15 ноября 2021 года № 890 дсп. Помощник оперативного дежурного дежурной части данных полномочий не имеет. Проверку в ночное время осуществлял визуально, посредством просмотра камер видеонаблюдения.

Из объяснений помощника оперативного дежурного ДЧ Усть- Камчатского МО МВД России ФИО10 от 25 сентября 2023 года на имя начальника Усть-Камчатского МО МВД России ФИО13 следует, что 25 сентября 2023 года он заступил на суточное дежурство. Оперативным дежурным заступил врио оперативного дежурного Новичихин В.Н. В ночное время ФИО10 ушел отдыхать в период с 01 до 03 часов, после чего вернулся в помещение ДЧ в 03 часа, узнал информацию об оперативной обстановке, принял от Новичихина В.Н. ключи от КХО, о чем сделана запись в книге оперативного дежурного. Далее Новичихин В.Н. ушел отдыхать в комнату отдыха, где находился до 06 часов 26 сентября 2023 года.

По результатам служебной проверки 27 октября 2023 года утверждено заключение, согласно которому за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в несоблюдении требований п.п. 2, 3.5 Наставления № 890 дсп и п. 78 Наставления № 140 дсп о том, что оперативный дежурный осуществляет проверки ИВС не менее 3 раз в дневное, в ночное время - с периодичностью не реже 1 раза - в один час и не менее 5 раз, а именно во внесении записей о проверке нарядов ИВС в книгу нарядов ИВС и конвоя Усть-Камчатского МО МВД России № 365/3 в ночное время не менее 5 (пяти) раз с 00.00 часов до 06.00 часов, не соответствующих действительным проверкам нарядов ИВС Усть-Камчатского МО МВД России, рекомендовано наложить на врио оперативного дежурного дежурной части Усть-Камчатского МО МВД России Новичихина В.Н. дисциплинарное взыскание - замечание.

Приказом начальника МО МВД «Усть-Камчатский» от 28 октября 2023 года №65 л/с на врио оперативного дежурного Усть-Камчатского МО МВД России майора полиции Новичихина В.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Заместителем начальника Усть-Камчатского МО МВД России - руководителем ГРЛС ФИО14, заместителем начальника МО МВД РФ - начальника полиции ФИО9, врио заместителя начальника Усть-Камчатского МО МВД России ФИО5 составлен акт (без указания даты) об отказе Новичихина В.Н. ознакомиться с приказом Усть-Камчатского МО МВД России от 28 октября 2023 года № 65 л/с о наложении дисциплинарного взыскания. Отказ Новичихин В.Н. мотивировал причиной не ознакомления со служебной проверкой по данному факту.

Разрешая спор и отказывая в иске в части требований о признании служебной проверки от 27 октября 2023 года незаконной, признании незаконными (недействительными) заключения Усть-Камчатского МО МВД России по результатам проведенной служебной проверки от 28 октября 2023 года, приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 28 октября 2023 года № 65 л/с, суд первой инстанции, оценив доказательства, пришел к выводу, что факт совершения истцом вменяемого ему дисциплинарного проступка нашел подтверждение, порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в виде замечания ответчиком соблюдены. Отказывая в удовлетворении требований истца в части взыскания с ответчика премии в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и премии по итогам работы за 2023 год, суд исходил из того, что на момент издания приказов о выплате названных премий у Новичихина В.Н. имелось действующее взыскание в виде замечания, в связи с чем оснований для применения к истцу мер поощрения не имелось.

Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они основаны на правильном применении законодательства, установленных обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которые получили в решении суда надлежащую правовую оценку.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций верными.

В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации», Приказа МВД России от 26 марта 2013 года № 161 об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации. Выводы судебных инстанции, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку судов.

Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе порядок наложения дисциплинарных взысканий урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-Ф3, сотрудник органов внутренних дел обязан, в том числе: 1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; 2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

Под служебной дисциплиной согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №342-Ф3) понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания в виде: 1) замечания; 2) выговора; 3) строгого выговора; 4) предупреждения о неполном служебном соответствии; 5) перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнения со службы в органах внутренних дел (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342- ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного федерального закона может быть проведена служебная проверка.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка, вины сотрудника, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка, наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

Приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161 утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок № 161).

В силу пункта 5 Порядка № 161 служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка № 161).

Согласно пункту 30 Порядка № 161 сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан: предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками (п.п. 30.9); ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения (п.п. 30.15).

Согласно части 4 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка № 161, часть 5 статьи 52 Федерального закона № 342-Ф3).

В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона № 342-Ф3).

Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд (пункт 47 Порядка №161).

Согласно части 9 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3 о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3).

Статьей 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

Руководствуясь приведенными нормативными положениями, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что факт совершения истцом вменяемого ему дисциплинарного проступка который выразился в несоблюдении требований п.п. 2, 3.5 Наставления № 890 дсп, п.78 Наставления № 140 дсп, в частности, внесения не соответствующих действительности записей о проведении проверки ИВС 26 сентября 2023 года в 03 час. 25 мин. и 05 час. 45 мин., без осуществления таковых в приведенное время, последующее внесение записей в иное время, нежели указано в книге 365/3 о проверке ИВС (журнале), а также в превышении периодичности между ночными проверками более чем на один час, установлен в ходе проведения служебной проверки, при этом, суд не усмотрел оснований для признания служебной проверки от 27 октября 2023 года незаконной, признании незаконными (недействительными) заключения Усть-Камчатского МО МВД России по результатам проведенной служебной проверки от 28 октября 2023 года, приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 28 октября 2023 года № 65 л/с, поскольку порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в виде замечания ответчиком соблюдены. Установив, что на момент издания ответчиком 2 ноября 2023 года приказа №38 л/с о выплате премии в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел РФ и приказа о премировании личного состава по итогам работы за 2023 год, у истца имелось действующее дисциплинарное взыскание в виде замечания, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца указанных денежных премий. Поскольку факт нарушения трудовых прав истца в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения, суд не усмотрел оснований для взыскания компенсации морального вреда, в связи с чем отказал в удовлетворении данного требования.

Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска явились результатом оценки представленных доказательств в совокупности, основаны на правильном применении норм материального права, в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 ГПК Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств судами не допущено.

Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы, в том числе не ознакомлении с приказом о привлечении к исполнению врио оперативного дежурного Усть-Камчатского МО МВД России, должностным регламентом при фактическом выполнении работы по указанной должности, о том, что ответчиком не соблюден пп. 30.3 п.30 Порядка № 161 в части разъяснения прав сотруднику при проведении служебной проверки, что при несении службы оперативным дежурным в ночное время достаточно визуального наблюдения путем просмотра камер видеонаблюдения, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.

Доводы кассационной жалобы на нарушение прав в связи с неознакомлением с результатами служебной проверки, приводились истцом в суде первой инстанции, были проверены и мотивированно отклонены.

Гарантируя гражданам право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, Конституция Российской Федерации наделяет законодателя полномочием установить порядок и конкретные механизмы его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно значимым целям (Определение Конституционного Суда РФ от 07 ноября 2008 года № Ю29-0-П).

В соответствии с подп. 30.15 п.30 Порядка № 161 сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

Указанное правовое регулирование имеет целью достижение баланса публичных интересов и частных интересов сотрудников органов внутренних дел, в равной мере распространяется на всех лиц, относящихся к указанной категории, не исключает возможности реализации гражданином права на судебное обжалование отказа в предоставлении для ознакомления заключения по результатам служебной проверки и не может расцениваться как нарушающее права заявителя (Определение Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2018 года № 936-0).

Вместе с тем, по материалам дела установлено, что на письменное обращение Новичихина В.Н. от 02 ноября 2023 года, ответчиком дан ответ 29 ноября 2023 года, в котором сообщено о возможности ознакомиться с материалами служебной проверки при личном обращении в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ «Усть-Камчатский». Данным правом истец не воспользовался, что им не отрицалось в судебном заседании.

Вопреки утверждению истца исковые требования о взыскании денежной премии в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в размере 10 000 рублей и не выплаченной премии по итогам работы за 2023 года в размере 50 000 рублей судом рассмотрены, в их удовлетворении истцу отказано.

Проверяя доводы жалобы в указанной части и отклоняя их, суд апелляционной инстанции учел правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2023 года № 44-КГ23-4-К7, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 года № 32-П, и исходил из того, что в отличие от премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которая входит в состав денежного довольствия сотрудника и является его обязательной частью, предусмотренная п. 40 Порядка № 181, разовая премия является одним из видов поощрения сотрудников за выполнение особо сложных и важных задач. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя (начальника) органов внутренних дел, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника и по согласованию с финансовым подразделением органа внутренних дел, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения.

Исходя из того, что премии в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и по итогам работы за 2023 год являются разовыми, не являются обязательной частью денежного довольствия, выплата которых относится к компетенции начальника МО МВД России «Усть-Камчатский», который принимает решение о выплате премии в зависимости от результатов службы сотрудника, при этом в силу установленного Порядка № 181, данная премия не выплачивается сотруднику, имеющему неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме, выводы судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Новичихина В.Н. о выплате годовой премии и премии в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, являются правильными.

Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые по существу повторяют правовую позицию изложенную им в суде первой и апелляционной инстанций, которая являлась предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают.

    Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 14 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 6 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новичихина Валентина Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 18 сентября 2024 года.

8Г-7626/2024 [88-8065/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Новичихин Валентин Николаевич
Ответчики
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Камчатский"
Другие
УМВД России по Камчатскому краю
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бузьская Елена Владимировна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
12.09.2024Судебное заседание
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее