Решение по делу № 33-1991/2022 от 15.08.2022

Судья Кислицын Д.А. дело № 33-1991/2022

дело № 2-2843/2022 (12RS0003-02-2022-002573-18)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 20 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Протасовой Е.М. и Скворцовой О.В.,

при секретаре Муравьевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» переместить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: г. Йошкар-Ола, <адрес> на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилых домов <№> по <адрес> в срок до 1 декабря 2022 года.

Взыскать с Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в доход муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Скворцовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) обратилось в суд с иском к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором с учетом окончательно сформулированных требований просило обязать ответчика устранить нарушения пункта 4 главы 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно переместить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: г. Йошкар-Ола, <адрес> на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилых домов <№> по <адрес> в срок до 1 декабря 2022 года.

    В обоснование иска указано, что в рамках обращения граждан Григорьева А.В. и Сабанцева А.И. специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование с применением фотосъемки и проведением инструментальных измерений расстояний от контейнерной площадки до территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания. Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» <№> от 15 сентября 2021 года на перекрестке улиц Серова и Волкова с северо-восточной стороны, напротив дома <адрес> размещена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов. В ходе проведения обследования было измерено расстояние от юго-западной границы контейнерной площадки до жилого дома <адрес>, которое составило 8,5 метров, при допустимом не менее 20 метров, что не соответствует санитарным нормам и правилам, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Судом постановлено вышеуказанное решение.    

В апелляционной жалобе Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние (от 20 м до 100 м), а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. При отсутствии возможности соблюдения предусмотренных разрывов, данные расстояния устанавливаются комиссионно, что не противоречит законодательству.

Заслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурновой Е.В. и Григорьева А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), не находит.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

24 декабря 2018 года комиссией в составе ведущего специалиста отдела дизайна городской среды и ландшафтной архитектуры управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», председателя комитета экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», старшего менеджера ООО «Благоустройство», заместителя начальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора по Республике Марий Эл по результатам обследования частного сектора на территории города Йошкар-Олы по определению мест размещения контейнерных площадок был составлен акт, согласно которому комиссией принято решение установить 2 евроконтейнера по адресу: г. Йошкар-Ола, <адрес>.

15 сентября 2021 года заведующим отделением - врачом по общей гигиене отделения гигиены труда ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» на основании поручения <№> от 31 августа 2021 года Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной напротив дома <адрес> Республики Марий Эл.

При санитарно-эпидемиологическом обследовании установлено, что на перекрестке улиц Серова и Волкова с северо-восточной стороны, напротив дома <адрес> г. Йошкар-Олы размещена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов. В ходе проведения обследования были измерены расстояния: от юго-западной границы предполагаемого места размещения контейнерной площадки до жилого дома <адрес> составляет 8.5 м. при допустимом не менее 20 м. Расстояние не соответствуют требованиям пункта 4 главы 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, учитывая допущенное Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушение санитарных норм и правил, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл к Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

При этом суд исходил из того, что размещение Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» контейнерной площадки на расстоянии менее 20 метров от жилых домов № <№> по <адрес> нарушает положения действующего СанПиН 2.1.3684-21, который не допускает размещение контейнерных площадок на расстоянии менее 20 метров от индивидуальных жилых домов. Доказательств, подтверждающих, что в условиях сложившейся градостроительной застройки определить иное место для обустройства контейнерной площадки не представляется возможным, в деле не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года утверждены санитарные правила «СаНПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в соответствии с пунктом 2.2.3 которых, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац 1). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абзац 2).

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац 3).

Указанная норма признана недействующей на территории Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 42.

В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (начало действия – с 1 марта 2021 года) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении <№> к Санитарным правилам.

Из материалов дела следует, что работы по установке и оборудованию спорной контейнерной площадки осуществлены в 2021 году, то есть после введения в действие СанПиН 2.1.3684-21, и признания СаНПиН 42-128-4690-88 недействующими на территории Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: г. Йошкар-Ола, <адрес>, установлена с нарушениями действующего законодательства, оснований для ее сохранения на прежнем месте не имеется, поскольку это нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, выводы суда первой инстанции об указанном являются верными.

Ссылка в апелляционной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2012 года № АПЛ12-27, не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку в настоящем деле суд апелляционной инстанции учитывает наличие обращения граждан Григорьева А.В. и Сабанцева А.И. по вопросу ненадлежащей организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по названному адресу и итоговый вывод Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о возможных последствиях нарушения такой организации мест (площадок) в виде ухудшения условий проживания граждан и угрозы причинения вреда их здоровью. Обозначенные выводы Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл участвующими в деле лицами соответствующими доказательствами не опровергнуты.

Обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая, что позволило бы сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20 м) до жилых домов <№> по <адрес> не приведены, доказательства, свидетельствующие о наличии таких оснований не представлены. Согласно пояснениям представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с заявлением об определении иного места установки площадки накопления ТКО по указанному в иске адресу ответчик не обращался, документов, свидетельствующих о невозможности установить такую площадку без нарушения требований СанПиН, не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий      А.Е. Соснин

Судьи      Е.М. Протасова

О.В. Скворцова

апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2022 года

33-1991/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Ответчики
Управление городского хозяйства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Другие
Григорьев Андрей Владимирович
Комитет экологии и природопользования администрации ГО Город Йошкар-Ола
Сабанцев Альберт Иванович
ООО Благоустройство
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Управление архитектуры и градостроительства администрации ГО Город Йошкар-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Скворцова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
15.08.2022Передача дела судье
20.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022Передано в экспедицию
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее